Ассертивность как условие достижения вершин профессионального мастерства сотрудниками ОВД

Авторы:
Маклаков Анатолий Геннадьевич,Саунин Евгений Валерьевич,

DOI:
10.35231/18186653_2021_4_107

Полный текст1,01 МБ

Введение. В ситуации предъявления повышенных требований к сотрудникам органов внутренних дел МВД необходимо перманентно совершенствовать их профессиональную подготовку. Одним из перспективных направлений видится развитие ассертивности как качества личности, обусловливающего успешность профессиональной деятельности сотрудников. Материалы и методы. В период 2019-2021 гг. было проведено исследование, целью которого являлось выявление личностных качеств сотрудников МВД России, обусловливающих возможность ассертивного поведения при выполнении ими профессиональных обязанностей. Объектом исследования стали аттестованные сотрудники МВД России, руководители разных уровней, слушатели и курсанты СанктПетербургского университета МВД России, а также студенты гражданского вуза. Всего было обследовано 242 чел. (преимущественно сотрудники ОВД). В качестве основных методов исследования были использованы анкетирование, тестирование, экспертная оценка, всего более десяти психологических методик. Также в исследовании использовались современные методы математико-статистической обработки данных. Результаты исследования. Показано, что условия деятельности сотрудников ОВД выступают в качестве предпосылок формирования ассертивных форм поведения. Установлено, что уровень развития ассертивности обусловливает успешность профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Выявлены психологические качества, определяющие возможность ассертивного поведения при выполнении профессиональных обязанностей у сотрудников ОВД. Обсуждение и выводы. Ассертивность выступает одним из наиболее значимых личностных качеств, обусловливающих эффективность профессиональной деятельности сотрудников ОВД, но далеко не все сотрудники ОВД обладают необходимым уровнем развития ассертивности, что определяет необходимость организации мероприятий психологического сопровождения деятельности сотрудников ОВД, направленных на развитие данного качества.

Маклаков Анатолий Геннадьевич
доктор психологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
a.maklakov@lengu.ru

Саунин Евгений Валерьевич
кандидат психологических наук
УМВД России по Приморскому району
Санкт-Петербург, Российская Федерация
saunin.e@yandex.ru

1. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
2. Гримак Л.П. Общение с собой. Начала психологии активности. 3-е изд. – М.: Либроком, 2009. – 233 с.
3. Каппони В., Новак Т. Как делать все по своему: или ассертивность в жизнь. – СПб.: Питер, 1995. – 456 с.
4. Левитов Н.Д. Психология труда. – М.: Учпедгиз, 1963. – 340 с.
5. Полетти Р., Доббс Б. Как развивать уверенность в себе и повысить самооценку: экспресс-тренинг: пер. с фр. И.Ю. Наумовой. – М.: Эксмо, 2014 – 63 с.
6. Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности и пептидная регуляция состояния специалистов экстремального профиля: монография. – СПб.: СПбГУ МВД России, 2000. – 205 с.
7. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. – М.: Ин-т психологии РАН, 2013. – 464 с.
8. Kraft W.A., Litwin W.J., Barber S.E. Religious orientation and assertiveness: Relationship to death anxiety // The Journal of Social Psychology, 1986. – No 127. – Р. 93–95.
9. Salter A. Conditioned reflex therapy N.Y.: Capricorn, 1949. – 245 p.
10. Sullivan J. J., Albrecht T. L., Taylor S. Process, Organizational, Relational, and Personal Determinants of Managerial Compliancegaining Communication Strategies. Journal of Business Communication, 1990. – Vol. 27, Issue 4. – Р. 331–355

Ключевые слова:
асертивность, ассертивное поведения, адаптивные формы поведения, психологические детерминанты.

Для цитирования:
Маклаков А.Г., Саунин Е.В. Ассертивность как условие достижения вершин профессионального мастерства сотрудниками ОВД // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 4. – С. 107–116. DOI 10.35231/18186653_2021_4_107

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина