Структурно-функциональная модель и методический аппарат исследования конструктивного перфекционизма как фактора успешного развития личности студента

Авторы:
Веребчан Нина Николаевна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_4_53

Полный текст608,65 КБ

В статье исследуется проблема перфекционизма с позиции зарубежных и отечественных авторов. На основе теоретического анализа и моделирования разработана структурно-функциональная модель развития перфекционизма в юношеском возрасте, которая включает в себя виды перфекционизма, психологические критерии и факторы развития. Опираясь на структурно-функциональную модель, обоснован выбор методик исследования, направленных на изучение таких компонентов как направленность перфекционизма, личностная зрелость и саморазвитие студентов, потребность в достижениях, смысло-жизненные и каузальные ориентации, акцентуации характера, депрессия, враждебность, тревожность и копинг-стратегии. Материалы и методы. Работы зарубежных и отечественных психологов, посвященные изучению перфекционизма и факторов его возникновения. Объектом исследования является конструктивный перфекционизм студента как фактор успешного развития личности. В качестве методов исследования использовались анализ, сравнение и моделирование. Результаты исследования. Перфекционизм как обостренное стремление к совершенству в настоящее время рассматривается исследователями в двух видах: здоровом (конструктивном) и патологическом (деструктивном). Психологическими критериями, влияющими на проявление конструктивного перфекционизма будут: усиление (возрастание) личностной зрелости, саморазвития и т.п. Деструктивный вариант развития личности, обозначающий усиление акцентуаций характера, проявление невротических состояний, негативно влияет на саморазвитие личности. Обсуждение и выводы. Проведенные исследования позволили разработать структурно-функциональную модель формирования конструктивного перфекционизма студента, учитывая личностные характеристики юношеского возраста. Модель включила факторы и условия возникновения перфекционизма, как входные параметры, а также виды перфекционизма, негативные и позитивные критерии проявления перфекционизма как выходные параметры механизма преобразования личности.

Веребчан Нина Николаевна
-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
nina2101@mail.ru

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Акад. Проект, 2007. – 232 с.
2. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические проблемы высшей школы. – Л., 1974. Вып. 2. – 280 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития личности. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл: Академия, 2007. – 528 с.
4. Белов В.В. Акмеологические основы оценки организационной одаренности у студентов // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2016. – № 4-1. – С. 168–182.
5. Белов В.В. Проблема развития личности в акмеологии лидерства // XXI Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф., 25–26 апр. 2017 г. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. – С. 292–295.
6. Белов В.В. Функционально-структурная модель личности деструктивного бездарного руководителя в акмеологии организационного лидерства // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2018. – № 4. – С. 11–28.
7. Бернс Д. Терапия настроения. Клинически доказанный способ победить депрессию без таблеток. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 580 с.
8. Воликова С.В. Современные исследования детского перфекционизма // Социальная и клиническая психиатрия. – 2012. – Т. 22. – № 2. – С. 94–99.
9. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. – Т. 3. – М.: Педагогика,1982. – 504 c.
10. Жебрун Я.О. Особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных к перфекционизму // Вестник Бурятского университета. – 2010. – № 5. – С. 36–38.
11. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. – СПб.: Мастера психологии. 2011. – 224 с.
12. Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь-справочник / пер. с англ. К. С. Ткаченко. – М.: Фаир-пресс, 2003. – 448с.: ил.
13. Купченко В.Е., Сабирова Л.С. Особенности жизненной стратегии у лиц с разным уровнем перфекционизма // Омский научный вестник. – 2013. – № 2(116). – С. 159–163.
14. Леонгард К. [K. Leonhard] Акцентуированные личности / пер. с нем.: – Киев: Высшая школа, 1981. – 392 с. Леонтьев Д.А. Введение: личностный потенциал как объект изучения // Личностный потенциал: структура и диагностика. – М.: Смысл, 2011. – 675 с.
15. Леонтьев Д.А. Введение: личностный потенциал как объект изучения // Личностный потенциал: структура и диагностика. – М.: Смысл, 2011. – 675 с.
16. Ливехуд Б. Фазы развития ребенка. – Духовное познание, 2002. – 192 с.
17. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – СПб.: Речь, 2009. – 256 с.
18. Мотков О.И. Личность и психика. Сущность, структура и развитие. – Самара, ИД Бахрах – М, 2008. – 160 с.
19. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010. – 280 с.
20. Олпорт Г. Становление личности: Избр. тр. / под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. – С. 331.
21. Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Апробация шкал измерения перфекционизма на российской выборке // Психологическая диагностика. – 2009. – №1. – С. 101–120.
22. Рядинская Е.Н. Влияние перфекционизма на уровень адаптации студентов // Проблемы современного педагогического образования. – 2014. – №45(5). – С. 350.
23. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М.: ЗАО Эксмо-Пресс, 1999. – 592 с.
24. Хорни К. Невроз и личностный рост: борьба за самореализацию / под ред. проф. М.М.Решетникова; пер. с англ. Е.И. Замфир. – СПб.: Питер, 2019. – 520 с.
25. Эриксон Э. Г. Восемь возрастов человека // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. – 524 с.
26. Bieling P.J., Alden L.E. The Consequences of perfectionism for patients with social phobia // Br J Clin Psychol. – 1997. – Vol. 36. – P. 387–395.
27. Burns D. The perfectionist's script for self defeat. Psychology today. – 1980. P. 34–51.
28. Freud S. A general introduction to psychjanalysis. New York: Doubleday. – 19151917/1943
29. Frost R. O. Cognitive Approaches to Obsessions and Compulsions: Theory, Assessment, and Treatment. Department of Psychology, Smith College, Northampton, MA, USA: Elsevier. – 2010.
30. Gardner H. The disciplined mind: What all students should understand. New York: Simon 8c Schuster. – 1999.
31. Hamachek D. E. Psychodynamics of Normal and Neurotic Perfectionism. Psychology (Savannah, Ga.). – 1978. 15. – Vol. 7. – No. 10. – P. 27–33.
32. Spranger E. Psychologie des Jugendalters. Leipzig: Quelle & Meyer. – 1924. 33. The Pursuit of Excellence Through Education / еdited by Michel Ferrari. The educational psychology series. – 2002.

Ключевые слова:
перфекционизм, конструктивный перфекционизм, личность, юношеский возраст, студенты, структурно-функциональная модель, методический аппарат.

Для цитирования:
Веребчан Н. Н. Структурно-функциональная модель и методический аппарат исследования конструктивного перфекционизма как фактора успешного развития личности студента // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2021. – № 4. – С. 53–69. DOI 10.35231/18186653_2021_4_53

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина