Религия в современном российском школьном образовании: стратегия государственной политики

Авторы:
Бокова Ольга Анатольевна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_3_191

Полный текст906,75 КБ

Введение. В статье исследуется государственная стратегия в отношении преподавания знаний о религиях в общеобразовательной школе в постсоветской России. Внимание автора сосредоточено на анализе нормативно-правовых документов, регулирующих систему образования в РФ в целом, и в особенности в той их части, которая имеет отношение к вопросам преподавания знаний о религии. Содержание. Разработка образовательной стратегии в отношении преподавания знаний о религии в современной России восходит к «Федеральной программе развития образования» (2000). Практические следствия реализации стратегии в этой сфере становятся видимыми с конца 2000 - начала 2010-х («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», 2009; утверждение ФГОС начального и основного общего образования, содержащих предметные области ОРКСЭ и ОДНКНР; принятие нового Закона об образовании в РФ). Согласно этим и другим документам («Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации»), в основном образовании присутствует акцент на воспитании, усилившийся с 2020 г. Воспитание и обучение предлагается основывать на ценностях, обозначенных как традиционные, духовно-нравственные, национальные. Принципиальное значение придается общности ценностей, в которой видится залог социального единства. Включение знаний о религии в программу общего образования в РФ в виде предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР вполне вписывается в этот контекст: на них возлагаются задачи в области духовно-нравственного и гражданского воспитания. Выводы. Современная образовательная стратегия государства в значительной степени ориентирована на воспитание, опирающееся на ценности и традиции. В этом контексте религия востребована главным образом в лице «традиционных российских религий/организаций», которые рассматриваются как субъекты воспитания и носители духовно-нравственных традиционных ценностей, приобщение к которым, как ожидается, даст положительный результат в деле воспитания высоконравственной и патриотичной личности. Цели в сфере образования подчинены более масштабным политическим целям государства - консолидации общества, сохранению суверенитета и другим. Таким образом, в политике государства (в частности, в области образования) религия выступает в качестве одного из полезных ресурсов и отношение к ней носит прагматический инструментальный характер.

Бокова Ольга Анатольевна
кандидат философских наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
bokovaO2008@yandex.ru

1. Барабанов В. В., Григоренко А. Ю. К вопросу о преподавании «Основ религиозных культур и светской этики» в школах // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2013. – № 2. – С. 92–102.
2. Бокова О. А. Религия в образовательных стратегиях современной России (Глава 6) // Трансформации религий в современном обществе и культуре: моногр. / под науч. ред. М. Ю. Смирнова. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2019. – С. 113–129.
3. Григоренко А. Ю. Религиозная культура и духовно-нравственное воспитание в школе // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2010. – № 8. – С. 15–24.
4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
5. Костюкова Т. А., Шапошникова Т. Д. Роль традиционных национальных ценностей в воспитании доверия и согласия у молодежи // Научно-педагогическое обозрение = Pedagogical Review. – 2017. – 4 (18). – С. 90–93.
6. Мирошникова Е. М. Религиозное образование в современной России: проблема дефиниции и тенденции развития // Научные ведомости Белгородского университета. – 2017. – № 24. – С. 95–102.
7. Мирошникова Е. М. Религия в российской модели образования // Философия в Царском Селе: моногр. / отв. ред. М. Ю. Смирнов. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2017. – C. 135–148.
8. Мирошникова Е. М. Европейский опыт религиозного образования и возможности его применения в Российской Федерации // ХХII Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 23–24 апр. 2018. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2018. – С. 101–103.
9. Ожиганова А. А. Преподавание религии в школе: поиски нейтральности и «культурные войны». Вводная статья // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2017. – Т. 35. – № 4. – C. 7–29.
10. Пронина Т. С. «Основы православной культуры» в школах Тамбовской области: успехи и проблемы // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2017. – Т. 35. – № 4. – C. 119–138.
11. Пронина Т. С., Казеннов А. С. Знание о религии в современной российской школе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2017. – № 4. – С. 160–171.
12. Смирнов М. Ю. Религиозные организации в России: государственный инструмент или духовная общность? // ХХII Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 23–24 апр. 2018. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2018. – С. 117–121.
13. Смирнов М. Ю. ОРКиСЭ как испытание: учитель между религиозным контентом и светским контекстом // ОРКСЭ в системе школьного образования: панорама взглядов. Сборник статей Всероссийского форума / отв. ред. С. В. Рязанова – Пермь: Пермский государственный институт культуры, 2019. – С. 81–94.
14. Смирнов М. Ю. Религия и религиоведение в России: моногр. – СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2013. – 365 с.
15. Урбанович Л. Н. Преподавание православной культуры в концепции культурологического подхода: от идейного замысла к практической реализации // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2017. – Т. 18. – Вып. 3. – С. 57–67.
16. Шапошникова Т. Д. Культурологический контекст преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики» // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2015. – № 1 (22). – С. 100–111.

Ключевые слова:
образовательная стратегия государства, религия, образование, воспитание, школа, ценности, традиции

Для цитирования:
Бокова О. А. Религия в современном российском школьном образовании: стратегия государственной политики / О. А. Бокова // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2021. – № 3. – С. 191–204. DOI 10.35231/18186653_2021_3_191

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина