Введение. В статье рассматривается сложный вопрос - содержит ли метал-музыка рефлексии над мировоззренческими проблемами личности, философскими и политическими проблемами общества в современном мире? Содержание. Интерес к истории, политике и философии наблюдается у множества различных авторов жанра метал-музыки. Подтверждения этому прежде всего могут быть найдены в текстах песен, звучащих как своего рода послания воспринимающей их аудитории. Специфика этих посланий передается свойственными метал-музыке средствами инструментального, звукового и зрительного выражения. Отношения музыки и слушателей бывают неоднозначны, также как неоднозначно и положение самого жанра по отношению к массовой культуре. Выводы. По нашему мнению, в разнообразных обращениях музыкантов к философской проблематике отражается не случайный интерес, а общее стремление создать музыкальные формы, позволяющие по-новому выразить экзистенциальное напряжение. Хотя невозможно говорить о некой общей философии метал-музыки, в ней выражен широкий спектр философских и политических взглядов. Семантическое наполнение метал-музыки имеет глубокие корни в трансформации интеллектуального дискурса о фундаментальных изменениях мирового общества за последнее столетие.
Латинов Гарольд Игоревич-
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
garold@bk.ru
1. Два взгляда на хэви-метал рок (ред. ст.) // Ровесник. – 1986. – № 8. – С. 23–25.
2. Мамардашвили М. К. Очерк современной европейской философии. – М.: Азбука, 2012. – 608 с.
3. Троицкий А. Хэви-метал // Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии / сост. А. К. Троицкий – М.: Книга, 1990. – С. 357–358.
4. Barratt-Peacock R., Hagen R. (eds). Medievalism and metal music studies: Throwing down the Gauntlet. – Bingley (UK): Emerald Publishing, 2019. – 216 p.
5. Classical Antiquity in heavy metal music / K. F. B. Fletcher, O. Umurhan, F. Carl?-Uhink, M. Lindner (eds.) – London and New York: Bloomsbury Publishing PLC, 2019. – XII, 260 p.
6. Duncan R. The Noise: Notes from a rock‘n’roll era. – New York: Ticknor & Fields, 1984. – 273 р.
7. Heavy metal music in Latin America: Perspectives from the distorted South / ed. by Nelson Varas-D?az, Daniel Nev?rez Ara?jo, and Eliut Rivera-Segarra. – Lexington (MS): Lexington Books, 2020. – 360 p.
8. Helden I. von. Norwegian Native Art. Cultural identity in Norwegian metal music. – M?nster: LIT Verlag. 2017. – 200 р.
9. Herbst J.-P. From Bach to Helloween: ‘Teutonic’ stereotypes in the history of popular music and heavy metal // Metal Music Studies. – 2020. – Vol. 6. – No. 1. – P. 87–108.
10. Knopke E. Headbanging in Nairobi: The emergence of the Kenyan metal scene and its transformation of the metal code // Metal Music Studies. – 2015. – Vol. 1. – No. 1. – P. 105–125. 11. Kubler-Ross E. On Death and Dying. – New York: Scribner, 2014. – 304 p.
12. Riches G. Re-conceptualizing women’s marginalization in heavy metal: a feminist poststructuralist perspective // Metal Music Studies. – 2015. – Vol. 1. – No. 2. – P. 263–270.
13. Walser R. Running with the Devil: Power, gender, and madness in Heavy Metal music. – Hanover & London: Wesleyan University Press, 1993. – 222 р.
14. Weinstein D. Heavy Metal: The Music and Its Culture. – Cambridge: Da Capo Press, 2000. – 353 р.