Совершенствование аналитической деятельностистудентов – будущих педагогов

Авторы:
Данилова Надежда Юрьевна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_2_461

Полный текст708,26 КБ

Введение. Одной из важных составляющих успешной профессиональной деятельности будущих педагогов является владение аналитическими умениями. Несформированность данных умений не позволит выпускникам эффективно осуществлять преподавательскую деятельность, предполагающую не только владение мыслительными процедурами анализа, обобщения, классификации и др., но и способность научить школьников этим процедурам. Это позволило поставить цель исследования: определить содержание и этапы работы по совершенствованию аналитической деятельности у будущих педагогов. Материалы и методы. В качестве материала исследования были использованы работы российских и зарубежных авторов о сущности аналитических умений (analytical skills), а также содержание и формы работы со студентами в области совершенствования их аналитической деятельности в процессе изучения дисциплин профессиональной подготовки. Основные методы исследования - анализ специальной литературы по проблемам формирования профессиональных аналитических умений у студентов, ретроспективный анализ опыта, концептуальные обоснования и анализ педагогической практики. Результаты исследования. Нами определены этапы и подэтапы процесса совершенствования профессиональных аналитических умений у студентов - будущих педагогов и содержание работы на каждом из них. Первый этап - знакомство с научной аналитической статьей и ее анализ, для чего проводится изучающее чтение научного источника и выполнение специальных заданий на углубленное осмысление прочитанного, наблюдение за проведенными автором мыслительными операциями, их вычленение и воспроизведение. На втором этапе проводится знакомство студентов с дискуссионным вопросом современной дидактики и точками зрения разных исследователей. При этом будущим педагогам необходимо выработать и обосновать собственную позицию по данной проблеме. Третий этап, имеющий подэтапы, - это организация собственной аналитической деятельности студентов, связанной с изучением педагогических явлений (в частности - с анализом разработок проектов уроков). Четвертый этап - обучение проектированию эвристической беседы со школьниками на уроках открытия нового. Студенты осваивают умение проектировать эвристическую беседу поэтапно - от прогнозирования вероятных ответов учащихся на данные вопросы до создания самостоятельного проекта эвристической беседы с определением последовательности вопросов и подбором необходимого дидактического материала. Обсуждение и выводы. Проведенное исследование позволило нам заключить, что планомерно проводимое поэтапное совершенствование аналитической деятельности студентов - будущих педагогов является эффективным, что подтверждается качеством разрабатываемых студентами в результате проводимого обучения технологических карт уроков, которые отличаются большей продуманностью, соответствием системно-деятельностному подходу и другим требованиям ФГОС.

Данилова Надежда Юрьевна
кандидат филологических наук
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
n.u.danilova@lengu.ru

1. Герасимова О.И. Уточнение содержания понятия «рефлексивные умения студента» на основе теоретического анализа // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 8. С. 244–247.
2. Корчемкина Ю.В. Виртуальная образовательная среда как средство формирования информационно-аналитических умений обучающихся // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 2 (180). С. 160–164.
3. Овсянникова И.Г. Аналитические умения будущих учителей: сущностные характеристики // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 2 (77). С. 33–36.
4. Поликарпова Н.В. Аналитическая деятельность педагога в условиях введения профессионального стандарта // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2016. № 1 (1). С. 83–85.
5. Синельников С.А. Рефлексивные умения студента как педагогическая категория // Вестник университета (Государственный университет управления). М.: Изд-во ГУУ, 2011. № 18. С. 77–79.
6. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС / под ред. Н.Н. Дементьевой. М.: АРКТИ, 2013. 152 с.
7. Хрулева И.И. Некоторые особенности формирования аналитических умений студентов в процессе работы над иноязычным текстом // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2005. № 12. С. 157–161.
8. Opalyuk T. Defining concepts of "reflection", "reflexive position", "reflexive skills", "reflexive competence", "reflexive culture": comparative and analytical review // Web of Scholar. 2017. Vol. 5 (14). pp. 64–68.
9. Strelets I.A. Enhancing university students' critical thinking via teaching economicsrelated disciplines // Rural Environment. Education. Personality (REEP). Proceedings of the 12th International Scientific Conference Rural Environment. Education. Personality. (REEP). Editor-in-Chief Vija Dislere. 2019. pp. 190–195.

Ключевые слова:
аналитические умения, студенты, мыслительные операции, обучение школьников, эвристическая беседа.

Для цитирования:
Данилова Н. Ю. Совершенствование аналитической деятельности студентов – будущих педагогов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 2. – С. 461–471. DOI 10.35231/18186653_2021_2_461

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина