Семья особого ребенка: психологические проблемы здоровых сиблингов

Авторы:
Шац Игорь Константинович,

DOI:
10.35231/18186653_2021_2_383

Полный текст560,44 КБ

Введение. В статье изложены психологические проблемы здоровых сиблингов в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Материалы и методы. Обследовано 69 семей, в которых воспитывались дети с ОВЗ и их здоровые сиблинги. В исследовании использовались клиническая беседа, метод психологического интервью, а также ряд психологических методик: методика диагностики отношения к болезни ребёнка (ДОБР), авторские анкета для родителей и «незаконченные предложения», рисунок семьи и др. Результаты. Проведен анализ факторов, влияющих на положение здоровых детей в семье. У здоровых сиблингов наблюдались личностные и поведенческие проблемы: реакции активного и пассивного протеста (оппозиции) , реакции отказа, реакции эмансипации и реакции группирования со сверстниками. Выраженные нарушения поведения отмечались при реакциях активного протеста , реакции отказа, реакции эмансипации. Описаны несколько вариантов невротического реагирования здоровых детей на отсутствие достоверной информации, поведение и позицию родителей. У членов семей больных детей часто возникали ипохондрические переживания в виде сверхценных идей или фобий. Обсуждение и выводы. Здоровые братья и сестры особых детей часто имеют серьезные психологические проблемы. Наличие этих проблем и степень их выраженности зависит от многих факторов: количества детей в семье, их возраста и пола, но главное - от отношения родителей к детям в семье. Различные специалисты, работающие с такими семьями, должны учитывать психологические и социальные проблемы здоровых сиблингов и включать этих детей в обязательную комплексную программу помощи семье.

Шац Игорь Константинович
доктор медицинских наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ikshatz@yandex.ru

1. Вайсман А. Помощь при ночных кошмарах. – New Jersey: The Cross Cultural International Institute, 2001. – 109 с.
2. Гарбузов В.И., Фесенко Ю.А. Неврозы у детей. – СПб.: КАРО, 2013. – 336 с.
3. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов: монография. – СПб.: КАРО, 2006. – 672 с.
4. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей // Новости науки и техники. Серия: Медицина. Психиатрия. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
5. Козлова И.Е. Особенности сиблинговых отношений в двухдетных семьях [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2010. – № 4(12). – URL: http://psystudy.ru
6. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Речь, 2007. – 175 с.
7. Шац И.К. Применение клинических и клинико-психологических шкал в детской психиатрии и педиатрии (методические рекомендации) // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2002. № 2. – С. 99–105.
8. Шац И.К. Стандартизированные диагностические клинико-психологические методики в детской клинической практике// Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2003. – С. 92–100.
9. Шац И.К. Современные медико-психологические проблемы в детской онкологии и некоторые пути их решения // Социальные и психологические аспекты помощи детям с онкологическими заболеваниями и их семьям. – СПб., 2005. – С. 36–53.
10. Шац И.К. Психологическое сопровождение тяжелобольного ребенка. – М.; СПб.: Речь, 2010. – 192 с.
11. Kagan V. Dynamic Metaphoring Drawing in the Therapy of Fears in Children // Trauma and Recovery: Care of Children by 21st Century Clinicians. 14th Int. Congress of the IACAPAP, August 2-6, Stockholm, Sweden. – 1998. – P. 321.
12. Wiseman A. Dreams as Metaphor: The Power of the Image. Cambridge: Ansayre Press. – 1993. – 132 p.

Ключевые слова:
сиблинги, психологические проблемы, семья с особым ребенком, дети с ограниченными возможностями здоровья

Для цитирования:
Шац И. К. Семья особого ребенка: психологические проблемы здоровых сиблингов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 2. – С. 383–397. DOI 10.35231/18186653_2021_2_383

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина