Исследование влияния стиля мышления на продуктивность профессиональной деятельности руководителей

Авторы:
Галченко Анна Сергеевна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_2_272

Полный текст947,73 КБ

Введение. В статье рассматриваются различные стили мышления; выявляется влияние профессиональной деятельности руководителей на формирование различных стилей мышления; исследуется влияние стиля мышления на продуктивность профессиональной деятельности руководителей. Материалы и методы. Теоретические методы: анализ и обобщение научной литературы. Исследование стиля мышления и его влияние на продуктивность деятельности руководителя. Эмпирические методы исследования: наблюдение за деятельностью руководителей, анкетирование, метод самооценки с использованием компьютерных технологий - автоматической системы комплексной акмеологической диагностики (АСКАД) для исследования стиля мышления. Опросник, включенный в систему АСКАД основывается на концепции психологов А. Харрисона и Р. Брэмсона, адаптированный А.А. Алексеевым и Л.А. Громовой. Система АСКАД - это оригинальная методика, которая определяет модели поведения и соответствующие стили мышления; обучает, выделяет сильные и слабые стороны, и дает рекомендации по направлению развития в соответствии со стилем мышления. Результаты исследования. Результаты исследования показали, что стиль мышления развивается и формируется в процессе профессиональной деятельности. Для продуктивных руководителей в направлении научно-исследовательской деятельности были характерны идеалистический стиль и аналитический стили мышления; у продуктивных руководителей, работающий на производстве доминировали аналитический и реалистический стили мышления; у руководителей коммерческих структур преобладали прагматический и реалистический стили мышления. Обсуждение и выводы. Исследование влияния стиля мышления на продуктивность профессиональной деятельности руководителей.

Галченко Анна Сергеевна
-
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
Anne-g@yandex.ru

1. Алексеев А. А., Громова Л. А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми // СПб.: Экономическая школа, 1993. – 352 с.
2. Баласанян А. С., Софьина В.Н. [и др.] Анализ развития профессиональной компетентности руководителей и специалистов с использованием информационных технологий // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова: 2009–2010. Т. 15. С. 10–13.
3. Баласанян А.С. Акмеологический мониторинг развития профессиональной компетентности руководителей: автореф. дис. … канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2011. 24 с.
4. Галченко А.С., Габова М.П., Катушонок И.Ю., Софьина В.Н. Психолого-акмеологические технологии личностно-профессионального развития студентов и руководителей в проектной деятельности // Научное мнение. – 2018. – № 12. – С. 48-53.
5. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М.: Луч, 1993. – 32 с.
6. Зазыкин В.Г. Деятельность специалистов в особых условиях: Психолого-акмеологические основы. – М.: РАГС, 1994. – 267 с.
7. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. – М.: НИИВО, 1993. – 48 с.
8. Колношенко В.И., Колношенко О.В. Проблема лидерства в современном менеджменте // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2015. № 1. С. 84–95.
9. Кузьмина Н.В. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста: моногр // СПб: Евразийский открытый институт, 2008. – 376 с.
10. Кузьмина Н. В., Софьина В. Н. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности в вузе. СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2012. 200 с.
11. Макарова М.Е., Куликова Т.Н., Галченко А.С., Софьина В.Н. Исследование развития профессионально важных качеств у руководителей различных направлений // Научное мнение. – 2020. – № 10. – С. 27–34
12. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности //Питер. 2003. 224 с.
13. Софьина В.Н. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности студентов в системе учебно-научно-профессиональной интеграции: моногр. – СПб.: Сев.-Зап. ин-т упр. РАНХиГС. – 2015. – 180 с.
14. Софьина, В. Н., Науменко П.А. Стиль мышления как отражение своеобразия профессионального менеджмента // Современные технологии обучения: материалы междунар. конф. – СПб., 1999. – С. 139–140.
15. Хлыстунов Д. А., Софьина В. Н., Меленевская О. Ю., Белеванцева М. П. Мониторинг развития стиля мышления студентов в системе среднего профессионального и высшего образования // УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. № 11. 2014
16. Buchler J. The concept of method. N.-Y.: Columbia University Press, 1961
17. Churchman C.W. Challenge to reason. N.-Y.: Mc Graw Hill, 1968, ch. 14;
18. Harrison A.F., Bramson R.M. The art of thinking... P. 22-23 P. 34-36 P. 42-43.

Ключевые слова:
стиль мышления, руководитель, продуктивность

Для цитирования:
Галченко А.С. Исследование влияния стиля мышления на продуктивность профессиональной деятельности руководителей // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 2. – С. 272–287. DOI 10.35231/18186653_2021_2_272

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина