Личностные особенности обучающихся старших классов с разным уровнем мотивации саморазвития

Авторы:
Куницына Ирина Анатольевна,Савин Андрей Владимирович,

DOI:
10.35231/18186653_2021_2_175

Полный текст861,07 КБ

Введение. В статье рассматриваются основные подходы к определению сущности процесса саморазвития; описываются выявленные личностные особенности старшеклассников с разным уровнем мотивации саморазвития. Материалы и методы. Обследование проводилось на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Киришская средняя общеобразовательная школа № 6». Выборка представлена обучающимися 8-10 классов в количестве 92 человека. Использовались методы анкетирования и тестирования, а также психодиагностический инструментарий: 1) методика «Мотивация учебной деятельности: уровни и типы» (И.С. Домбровская), 2) методика многофакторного исследования личности Р.Б. Кеттелла 16 PF (форма C), 3) методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), 4) опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ, 5) методика диагностики рефлексивности (А.В. Карпов). Результаты исследования. В ходе исследования было установлено, что обучающиеся старших классов с высоким и низким уровнем мотивации саморазвития обладают существенными различиями в выраженности некоторых черт личности и характеристик ценностно-смысловой сферы. Обсуждение и выводы. Выявлено, что обучающиеся старших классов с высокой мотивацией саморазвития в отличие от сверстников с низкой мотивацией саморазвития обладают существенно более высоким уровнем нормативности поведения, восприимчивости к переменам, рефлексивности, большей широтой взглядов. Они разделяют ценности самоактуализирующейся личности, характеризуются выраженным творческим отношением к жизни. Обучающиеся с низкой мотивацией саморазвития по сравнению с одноклассниками с высокой мотивацией саморазвития считают, что важнейшей составляющей человеческой жизни является постоянное приумножение собственного финансового состояния.

Куницына Ирина Анатольевна
кандидат психологических наук
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
i-kunitsyna@yandex.ru

Савин Андрей Владимирович
-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
savin2412@gmail.com

1. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики // Психологический журнал. – 2003. – Т.24. – №5. – С. 45–57.
2. Низовских Н.А. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности. – М., 2007. – С. 9. 3. Реан А.А. Акмеология личности // Психологический журнал. – 2000. – №3. – С. 88–95.
4. Щукина М.А. Саморазвитие личности: история и современное состояние проблемы в отечественной психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12: Психология. Социология. Педагогика. – 2009. – № 1–1. – С.154–164.

Ключевые слова:
саморазвитие, мотивация саморазвития, обучающиеся старших классов, личностные особенности.

Для цитирования:
Куницына И.А., Савин А.В. Личностные особенности обучающихся старших классов с разным уровнем мотивации саморазвития // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 2. – С. 175–186. DOI 10.35231/18186653_2021_2_175

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина