Совладающее поведение, жизнестойкость, стрессоустойчивость и депрессия студентов вуза

Авторы:
Ермакова Елена Сергеевна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_2_142

Полный текст987,08 КБ

Введение. Исследование посвящено особенностям совладающего поведения, жизнестойкости, стрессоустойчивости и депрессии студентов вуза разных направлений подготовки. Результаты позволяют уточнить психологические знания об особенностях личностных механизмов, с помощью которых формируется адаптационный потенциал человека. Материалы и методы. Использовались следующие методики: «Копинг-тест» Р. Лазаруса и С. Фолкман, адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой; методика исследования жизнестойкости С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой; методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Раге; Шкала депрессии А.Т. Бека, адаптация Н.В. Тарабриной. Выборка представлена студентами I-II курса вуза психологического, экономического и технического направлений профессиональной подготовки. Общее количество испытуемых - 90 чел., из них по 30 студентов каждого направления, по 15 юношей и девушек в каждой выборке, в возрасте от 18 до 21 года. Результаты исследования. Факторный анализ позволил выделить различия в структуре связей показателей совладающего поведения, жизнестойкости, стрессоустойчивости и депрессии студентов разных направлений профессиональной подготовки. Обсуждение и выводы. Копинг-стратегии, жизнестойкость, стрессоустойчивость, склонность к депрессии входят в структуру целостных личностных характеристик, которые ответственны за оптимальную адаптацию и успешное совладание с жизненными трудностями. Чем значительнее представлены личностные конструкты, включающие в себя показатели копинг-поведения и жизнестойкости, тем выше возможность противостояния стрессам и депрессии.

Ермакова Елена Сергеевна
доктор психологических наук, доцент
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Александрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире // Известия Таганрогской государственного радиотехнического университета. – 2005. – Т. 51. – № 7. – С. 83–84.
2. Бакирова Г.Х. Виды депрессии и причины, ее вызывающие // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2010. – № 2 (14). – С. 47–51.
3. Богомаз С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья: Материалы науч.-практ. конгрессов IV Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». – 2008. – Т. 2. – С. 24–27.
4. Воронов М.В., Гримблат С.О. Групповой портрет депрессии: моногр. – М.: Ника-Центр, 2005. – 400 с.
5. Гончарова С.С. Оценка юношеством эффективности способов психологического преодоления негативных событий жизненного пути // Вторая научно-практическая Интернет-конференция «Психология и семья», Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка. – Минск, 2006. [Электронный ресурс]. – URL: http://psy-family.narod.ru/konf2.htm (дата обращения: 15.01.2021)
6. Дворникова А.И., Пости Е.Е. Стрессоустойчивость как фактор профессионального становления студентов технического вуза // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: Электронный сборник статей по материалам XХI студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. «СибАК». – 2014. – № 6 (21). – С. 170-178. [Электронный ресурс]. – URL: http://sibac.info/archive/guman/6(21).pdf (дата обращения: 15.01.2021)
7. Епанчинцева Г.А., Козловская Т.Н. Студенчество как социально-психологическая общность // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2018. – № 2 (214). – С. 66–69.
8. Ермакова Е.С. Связь жизнестойкости и личностных особенностей студентов технического вуза // Человек в условиях неопределенности: сб. науч. тр. науч.-практ. конф. с международным участием: в 2 т.; под общ. и науч. ред. Е.В. Бакшутовой, О.В. Юсуповой, Е.Ю. Двойниковой. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2018. – Т. 1. – С. 139–144.
9. Ершова А.В. Депрессивное состояние у студентов и его влияние на мотивационную составляющую к учебной деятельности // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всерос. науч.-метод. конф. – Оренбург, 2014. – С. 3960–3963.
10. Лысенко С.В. Стрессоустойчивость как показатель психологического здоровья личности и ее повышение с помощью БОС- и психо-технологий / // Международный исследовательский журнал. – 2012. – Т. 5. – № 3. – С. 88–89.
11. Магомед-Эминов М.Ш. Позитивная психология человека: от психологии субъекта к психологии бытия: в 2 т. – М.: ПАРФ, 2007. – Т. 1. – 559 с.
12. Михеева А.В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. – 2010. – № 2. – С. 82–87.
13. Непомнящая М.Ш., Казакова Т.В. Изучение жизнестойкости и адаптивности как составляющих жизнеспособности студентов педагогического вуза // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по материалам VII междунар. студ. науч.-практ. конф. – Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. – № 7. – С. 410– 419. [Электронный ресурс]. – URL: https://sibac.info//archive/humanities/7.pdf (дата обращения: 15.01.2021)
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2012. – 705 с.
15. Стрижев В.А., Бойко Е.О., Ложникова Л.Е., Зайцева О.Г. Тревожно-депрессивные расстройства в медицинской студенческой среде // Кубанский научный медицинский вестник. – 2016. - № 2 (157). – С. 126–131.
16. Теплякова И.В. Формирование стрессоустойчивости как актуальная проблема студентов-первокурсников вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. – № 1 (22). – С. 216–219.
17. Юсупова А.Р. Изучение уровня агрессии, депрессии и тревожности у студентов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Естественные науки: Электронный сборник статей по материалам LXII студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2018. – № 3 (61). – С. 13–17. [Электронный ресурс]. – URL: https://sibac.info/archive/nature/3(61).pdf (дата обращения: 15.01.2021)

Ключевые слова:
копинг-стратегии, жизнестойкость, стрессоустойчивость, склонность к депрессии, студенты вуза.

Для цитирования:
Ермакова Е. С. Совладающее поведение, жизнестойкость, стрессоустойчивость и депрессия студентов вуза // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 2. – С. 142–159. DOI 10.35231/18186653_2021_2_142

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина