Индивидуально-личностные особенности матерей в диалогическом взаимодействии с детьми с расстройством аутистического спектра

Авторы:
Чернышкова Анна Григорьевна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_2_25

Полный текст938,32 КБ

В статье рассматривается роль индивидуально-личностных особенностей матерей в диалогическом взаимодействии с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС). Диалогическое взаимодействие исследуется в диадах, в которых отношения «мать-ребенок» представляют собой единую поведенческую, эмоциональную и когнитивную систему. Особенности формирования диалогического взаимодействия матери и ребенка с РАС раскрываются в успешных и неуспешных поведенческих стратегиях матерей в ситуации, предполагающей совместные действия с ребенком. Гипотеза исследования заключалась в том, что личностные особенности матерей, которые обусловливают успешные и неуспешные поведенческие стратегии при построении диалогического взаимодействия с ребенком с РАС, различаются. В исследовании участвовали 66 челок - 33 матери и 33 ребенка с РАС дошкольного возраста. Совместное взаимодействие между которыми моделировалось с помощью игровых ситуаций. В качестве индивидуально-личностных особенностей матерей рассматривались коммуникативные, интеллектуальные, эмоциональные и регуляторные характеристики. Наблюдение за совместной игрой позволило проанализировать количество и содержание взаимодействий матери и ребенка (кейсов) по схемам поведенческих стратегий, предложенным К. Давлантис и А. Эстес. Результаты регрессионного анализа показали влияние интеллектуальных возможности матерей, их способность к выстраиванию межличностных отношений на построение диалогического взаимодействия с ребенком с РАС.

Чернышкова Анна Григорьевна
-
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург, Российская Федерация
onaanna26@mail.ru

1. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. – 1993. – № 4. – C. 35–42.
2. Захарова Е.И. Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия // Психология в детском саду. – 2002. – № 1. – С. 3–29.
3. Baker JK, Messinger DS, Lyons KK, et al. (2010) A pilot study of maternal sensitivity in the context of emergent autism. Journal of Autism and Developmental Disorders 40: 988–999. 4. Baron-Cohen S., Leslie A. M., Frith U. (1985) Does the autistic child have a «theory of mind»? // Cognition. Vol. 21. N 1. – p. 37-46.
5. Dawson G and Zanolli K (2003) Early intervention and brain plasticity in autism. In: Rutter M (ed.) Autism: Neural Bases and Treatment Possibilities. London: Novartis, p. 266–274.
6. Katherine S. Davlantis, Annette Estes, Geraldine Dawson and Sally J Rogers. (2019) A novel method for measuring learning opportunities provided by parents to young children with autism spectrum disorder 10.1177/1362361318817303
7. McDuffie A and Yoder P (2010) Types of parent verbal responsiveness that predict language in young children with autism spectrum disorder. Journal of Speech, Language, and Hearing Research 53: 1026–1039
8. Pickles A, Le Couteur A, Leadbitter K, et al. (2016) Parent-mediated social communication therapy for young children with autism (PACT): long-term follow-up of a randomised controlled trial. The Lancet 388: 2501–2509.
9. Siller M. and Sigman M. (2002). The behaviors of parents of children with autism predict the subsequent development of their children’s communication. Journal of Autism and Developmental Disorders 32(2): 77–89.

Ключевые слова:
индивидуально-личностные особенности, расстройство аутистического спектра, поведенческие стратегии, диалог, диалогическое взаимодействие.

Для цитирования:
Чернышкова А. Г. Индивидуально-личностные особенности матерей в диалогическом взаимодействии с детьми с расстройством аутистического спектра // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 2. – С. 25–40. DOI 10.35231/18186653_2021_2_25

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина