Старообрядчество в современном мире: глобализация и традиция

Авторы:
Шиманская Ольга Константиновна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_1_151

Полный текст778,26 КБ

Введение. Взаимодействие глобализации и традиции на примере старообрядчества актуализировано юбилеем протопопа Аввакума, совпавшим с пандемией COVID-19. Автор рассматривает соотношение традиции и новаторства в жизни старообрядчества в России и за её пределами, опираясь на теории секуляризации и постсекулярности. Основные методы исследования: компаративный и системный. Использовался контент-анализ старообрядческих информационных ресурсов, материалы полевых экспедиций. Содержание. Cобытия раскола русской церкви вызвали бегство староверов на окраины государства и за его пределы. Этот исход приобрел характер миграционных потоков, привел к оформлению этноконфессиональной русской религиозной диаспоры старообрядцев в разных частях света. Старообрядцы противятся наступлению глобальной современности, но объективно выступают её проводниками, демонстрируя высокую личную и групповую адаптивность к современным технологиям (например, цифровизации). Современное старообрядчество выходит из тени, становится всё более заметным в публичном пространстве. Глобализация и традиционализм имеют нелинейные модели взаимодействия, что прослеживается при изучении истории и современного состояния старообрядчества в России и за рубежом. Выводы. Старообрядчество давало ответы на глобализацию в полярных вариантах: миграция / архаизация, глокальность / предпринимательство, грамотность / крепость в вере, практицизм / ориентация на духовные запросы. Если большую часть своей истории старообрядчество воспринималось как явление контркультурное, маргинальное для доминирующей культуры, то сейчас оно оформляется в заметную религиозную субкультуру, традиционалистскую по своему пафосу, обладающую высоким адаптационным потенциалом в условиях глобализации.

Шиманская Ольга Константиновна
кандидат философских наук
Институт Европы Российской Академии наук
Москва, Российская Федерация
shimansk@mail.ru

1. Анастасова А. Старообрядцы в Румынии и глобализация // Славяноведение. – 2007. – № 1. – С. 41–53.
2. Аргудяева Ю. В. Приморские старообрядцы: эмиграция в Китай и Южную Америку и рэимиграция в Приморье // Всемирный старообрядческий форум. Материалы международной конференции, Москва, 1–2 октября 2018. – М.: Старообрядческое издание «Третий Рим», 2018. – С. 137–147.
3. Данилко Е. С. Старообрядчество на Южном Урале: современное состояние и перспективы развития // Старообрядчество: история, культура, современность / ред.-сост. В. И. Осипов, Е. И. Соколова. – М.: Музей истории и культуры старообрядчества, 2000. – С. 259–265.
4. Душакова Н. С. Как религия становится более заметной в публичном пространстве: старообрядческие сообщества в социальных сетях // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2020. – № 38 (2). – С. 184–206.
5. Ермолин Д. С. Старообрядчество online: мосты, границы и информационные потоки // Кунсткамера. – 2020. – № 3 (9). – С. 130–140.
6. Книжность и старообрядчество Костромского края и сопредельных территорий: в 2 т. / отв. ред. Ю. С. Белянкин. – М.: Археодоксiя, 2019. – Т. 1–2.
7. Куличкова Е. А. Изменчивость традиций современного старообрядчества уральского города // Зыряновские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Курган: КГУ, 2010. – С. 118–119.
8. Любимов И. М. Современное старообрядчество (движение по вертикали и по горизонтали) // Старообрядчество: История, культура современность. – М.: Музей истории и культуры старообрядчества, 1996. – С. 2–6.
9. Мир старообрядчества: Сб. трудов научных конференций / отв. ред. Н. В. Литвина, И. В. Поздеева. – М., 1994–2019. Вып. 1–10.
10. Пригарин А. А. Старообрядчество и глобализация: вариативность моделей взаимодействия // Всемирный старообрядческий форум. Материалы международной конференции, Москва, 1–2 октября 2018. – М.: Старообрядческое издание «Третий Рим», 2018. – С. 128–137.
11. Родин М., иерей О древлеправославном мировоззрении сквозь призму иностранной миссии РПСЦ // Всемирный старообрядческий форум. Материалы международной конференции, Москва, 1–2 октября 2018. – М.: Старообрядческое издание «Третий Рим», 2018. – С. 189–193.
12. Ровнова О. Г. Русские диалекты за пределами России: ситуация в Южной Америке // Старообрядчество: история, культура, современность: Вып. 18 / отв. ред. Н. В. Литвина. – М.: Музей истории и культуры старообрядчества, 2019. – С. 219–226.
13. Синелина Ю. Ю. Насколько православны наши православные // Журнал Московской патриархии. – 2012. – № 8. – С. 77–79.
14. Смирнов М. Ю. Новые формы религиозной жизни общества // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2020. – № 1. – С. 177–184.
15. Современное старообрядчество Молдавии: книжность, традиции, хозяйство / отв. ред. Н. В. Литвина. – М.: МГУ, 2016. – 304 с.
16. Старообрядоведение. Энциклопедический и биобиблиографический словарь. Исследователи истории и культуры старообрядчества второй половины ХХ – начала ХХІ вв. К XVI Международному съезду славистов в г. Белграде: в 3 т. / ред. С. В. Таранец. – Киев, 2018. – Т. 1. – 603 с.
17. Шиманская О. К. Современное старообрядчество в России: от изоляции к социальному служению // Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в научной, музейной и библиотечной работе: Труды III Международной научной конференции (Мир старообрядчества. Вып. 9) / сост. Н. В. Литвина, Ю. С. Белянкин. – М., 2019. – С. 715–731.
18. Berger P. The desecularization of the World: A global overview // The desecularization of the World: Resurgent religious and world politics. / ed. P. Berger. – Washington (D. C.): Ethic and Public Policy Center, 1999. pp. 1–18.
19. L?dke E. Die Sprache der Versammlungsprotokolle und beschl?sse der Altgl?ubigen (am Beispiel des Begriffs sobor). – Leipzig: Biblion Media, 2016. 342 s.

Ключевые слова:
раскол, протопоп Аввакум, традиция религиозная, старообрядчество, миграция, диаспора, глобализация, современность, адаптация, субкультура

Для цитирования:
Шиманская О. К. Старообрядчество в современном мире: глобализация и традиция / О. К. Шиманская // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2021. – № 1. – С. 151–162. DOI 10.35231/18186653_2021_1_151

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина