Половозрастная идентификация и особенности самооценки старших дошкольников с различным социометрическим статусом

Авторы:
Марихин Сергей Васильевич,Кондратюк Мария Игоревна,

DOI:
-

Полный текст364,76 КБ

В данной статье рассматривается проблема становления самосознания детей дошкольного возраста как структурного компонента, обеспечивающего внутреннюю согласованность, исследуются такие его составляющие, как самооценка и представления о себе (собственном поле и возрасте). Анализ отечественной и зарубежной литературы по теме развития самосознания, трудов корифеев психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович), а также современных исследователей (Ф. Роша, З.М. Гаджимурадова, Ж.Т. Курбанова) позволил выявить отличительные черты развития самосознания в детском возрасте, сформировать собственную позицию по данному вопросу и сформулировать цель представленной работы : изучение особенностей самосознания детей старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Для исследования был применен следующий инструментарий: метод беседы, метод встречного ранжирования, психодиагностическая методика «Лесенка» В.Г. Щур, «Половозрастная идентификация» Н.Л. Белопольской, социометрическая методика «Два домика» Т.Д. Марцинковской. Выявлено, что дети с высоким социометрическим статусом отличаются более развитым представлением о себе, для них характерны адекватная самооценка, положительное отношение к своему будущему положению – статусу школьника. Кроме этого, их отличают представления о высокой оценке мамой, была обнаружена обратная корреляция самооценки дошкольников и их представлений о маминой оценке самих себя. Для дошкольников с низким социометрическим статусом характерны неадекватно завышенная самооценка, несформированность представлений о своем полном имени, наиболее привлекателен для них образ юности. Полученные результаты открывают перспективы дальнейшего изучения проблемы, могут применяться в области психологии развития и образования, быть основой для разработки программ развития детей, посещающих дошкольные
образовательные учреждения, поскольку развитие дошкольников является одним из приоритетных направлений работы и выступает основой успешной социализации, понимания себя и гармоничной жизни.
Введение. В статье рассматриваются и обобщаются взгляды на феномен самосознания, приводятся отличительные черты и факторы его развития в детском возрасте, делается вывод, что, по мнению авторов, самосознание – отрытое поликомпонентное образование, и особая чувствительность детей к воздействиям окружающего позволяет влиять на его формирование. Анализируются особенности половозрастной идентификации и самооценки детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Материалы и методы. Выборку составили 55 дошкольников в возрасте 6–7 лет, посещающих муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Был применен метод беседы, метод встречного ранжирования, психодиагностические методики: «Лесенка» В.Г. Щур для изучения самооценки и представлений об оценках значимых людей (мамы, папы, воспитателя), «Половозрастная идентификация»
Н.Л. Белопольской для анализа сформированности представлений о собственном поле и возрасте, социометрическая методика «Два домика» Т.Д. Марцинковской для изучения социометрической структуры группы.
Результаты исследования. Установлено, что старшие дошкольники с различным социометрическим статусом, посещающие дошкольное образовательное учреждение, имеют отличия в особенностях элементов самосознания – самооценке и половозрастной идентификации.
Обсуждение и заключения. Полученные результаты исследования описывают более популярных дошкольников как детей, имеющих более адекватную самооценку, по сравнению с менее популярными. Дошкольники с высоким социометрическим статусом имеют развитое представление о себе, положительно относятся к статусу школьника, в то время как изолированные и отвергаемые дети имеют трудности
представления о своем полном имени, статус школьника для них непривлекателен.
Выявленные особенности обнаруживают необходимость комплексной работы с детьми, имеющими низкий социометрический статус, открывают перспективы дальнейшего исследования особенностей самосознания дошкольников

Марихин Сергей Васильевич
доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
serg_marihin@mail.ru

Кондратюк Мария Игоревна
-
Яльгелевский образовательный центр
Ленинградская область, Российская Федерация
maria_kondratiuk@bk.ru

1. Гаджимурадова З.М., Курбанова Ж.Т. Самосознание личности: теории, аспекты и методы исследования: моногр. М.: Парнас, 2018. 236 с.
2. Лебеденко Е.Н. Психологическое сопровождение развития самосознания детей дошкольного возраста // Наука. Инновации. Технологии. 2007. № 51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-razvitiya-samosoznaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 23.09.2020).
3. Марихин С.В., Турчин А.С. Акмепсихологический мониторинг деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akmepsihologicheskiy-monitoringdeyatelnosti-vospitatelya-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 23.09.2020).
4. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М.: МОДЭК, 2005. 544 с.
5. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Теоретические подходы к исследованию структуры и регулирующей роли самосознания // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2004. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-kissledovaniyu-struktury-i-reguliruyuschey-roli-samosoznaniya (дата обращения: 23.09.2020).
6. Мохова Ю.А. К вопросу о структуре самосознания личности // ОНВ. 2012. №1 (105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-strukture-samosoznaniyalichnosti (дата обращения: 23.09.2020).
7. Наконечных В.Н. Становление и развитие самосознания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (отдельные аспекты проблемы) // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-samosoznaniya-u-detey-starshegodoshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-otdelnye-aspekty-problemy (дата обращения: 23.09.2020).
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
9. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.
10. Якобсон С.Г., Адилова Л.Р. Становление ранних форм самосознания детей // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 12–22.
11. Rochat Ph. Others in Mind. Social Origins of Self-Consciousness. New York: Cambridge University Press, 2009. 253 p

Ключевые слова:
самосознание, самооценка, дошкольники, идентификация

Для цитирования:
Марихин С.В., Кондратюк М.И. Половозрастная идентификация и особенности самооценки старших дошкольников с различным социометрическим статусом // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 4. С. 259–273.

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина