Диверсификация образовательных моделей обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью

Авторы:
Овчинникова Татьяна Сергеевна,Чернова Галина Рафаиловна,

DOI:
-

Полный текст412,11 КБ

Введение. В статье описываются результаты комплексного изучения и сравнения разнообразных форм обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие 30 учеников 5 класса разных форм обучения. Все дети имеют интеллектуальную недостаточность.
Использовались методы анкетирования школьников, для оценки знаний проводились контрольные работы по предметам, для оценки психического здоровья и мотивации – методика оценки мотивации Лускановой, для оценки качества развивающей среды – шкалы Sacers.
Результаты исследования. Анализ экспериментальных данных позволил определить наиболее адекватную образовательную модель для обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью, выявить наиболее сильные и слабые стороны
педагогических условий, определяющих эти модели.
Обсуждение и заключение. Дети с интеллектуальной недостаточностью традиционно обучаются в школе компенсирующей направленности, реализующeй образовательную программу ФГОС НОО УО, тогда как эффективность других форм обучения для детей этой категории малоизучены. Сегодня, когда у родителей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью, есть право выбора формы и условий получения образования, остро встает вопрос – при каких условиях обучение будет наиболее эффективным для их социализации, насколько качественным будет полученное образование

Овчинникова Татьяна Сергеевна
доктор педагогических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ots58@inbox.ru

Чернова Галина Рафаиловна
кандидат философских наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
galina.chernova@list.ru

1. Крившенко Л.П., Юркина Л.В. Осмысление непростых вопросов организации воспитательного процесса // Воспитание школьников. 2013. № 1. С. 3–8.
2. Обухова Е.В., Михайлова Т.А. Надомное обучение: формы, методы и содержание // Развитие и коррекция. 2000. Вып.8. С. 75–79.
3. Овчинникова Т.С. Дошкольники с нарушениями развития в условиях инклюзивного образования // Специальное образование: материалы ХI междунар. науч. конф., 22–23 апр. 2015 г. / под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. Т. I. С. 61–65.
4. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика. 1990. 192 с.

Ключевые слова:
дети с интеллектуальной недостаточностью, дифференцированные условия обучения, образовательная модель, форма обучения, педагогические условия

Для цитирования:
Овчинникова Т.С., Чернова Г.Р. Диверсификация образовательных моделей обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 4. С. 27–44.

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина