Введение. Актуальность выбранной темы определяется тем, что устоявшиеся толкования религии и искусства уже не могут применяться для адекватного понимания современной ситуации бытования этих феноменов и требуют критического анализа. Когда прежние интерпретирующие подходы представляются исчерпавшими свой эвристический потенциал, то в поисках убедительных исследовательских результатов возникает запрос не столько на обобщение достигнутого или более тщательное и глубокое «вчитывание» в труды классиков, сколько на поиск путей, которые позволили бы точнее сформулировать суть проблемы.
Материалы и методы. Системный подход применяется для сравнения религии и искусства как элементов (подсистем) в системе культуры на основании наиболее общего определения культуры как внебиологического способа адаптации человека. Поскольку субъектом и объектом культуры является человек, то системный подход к религии и искусству осу-ществлен с точки зрения восприятия и понимания человеком мира и себя в нем.
Результаты исследования. На примере обширного историко-культурного материала показано, что подсистемы религии и искусства формируются как выражение становления и развития разных способов превращения потребности в самопознании в жизненную необходимость. Каждая из этих подсистем формируется на основе своих моделей мира. Идеальная (духовная) часть этих подсистем происходит из материальных начал, связана и взаимодействует с ними, но не тождественна материальному. Искусство как целостная система не входит в систему религии, то и другое соприсутствует в качестве подсистем в системе культуры. Искусство может включать в свою систему отдельные элементы религии (например, сюжеты и персонажи священных текстов, личная религиозность автора или зрителя, индивидуально обусловленные представления о роли божественного в творческом процессе), связывая их с элементами своей системы в контексте художественной картины мира и подчиняя религиозный образ сверхъестественного, отраженный в этих заимствованных элементах, «сверхъестественному» искусства.
Выводы. В структурных иерархиях конкретных культур религия и искусство могут занимать разные положения относительно друг друга, а также различаться по степени функциональной связанности с элементами мифоритуальной модели, актуализирующей традиционную функциональную ценность индивида. Религия и искусство –самостоятельные подсистемы культуры, имеющие общую цель, но идущие к ее достижению различающимися способами, задаваемыми разными картинами (моделями) мира.
Тульпе Ирина Александровнакандидат философских наук, доцент
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
tulpei@rambler.ru
1. Бычков В. В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. В 2-х т. / В.В.Бычков. –М.; СПб.: Университетская книга, 1999. –575 с.; 527 с.
2. Доусон К. Г. Религия и культура / К. Г. Доусон. / пер. с англ., вступ. ст., коммент. К.Я. Кожурин. –СПб.: Алетейя, 2000. –281 с.
3. Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. –СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. –415 с.
4. Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния / Е. А. Торчинов. –СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1997. –384 с.
5. Тэнасе А. Культура и религия / А. Тэнасе; пер. с рум. М. Ф. Солодухина. –М.: Политиздат, 1977. –126 с.
6. Угринович Д. М. Искусство и религия: Теоретический очерк / Д. М. Угринович. –М.: Политиздат, 1963. –288 с.
7. Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии: система искусств в структуре мировых религий: учебное пособие / Е. Г. Яковлев. –М.: Высшая школа, 1977. –224 с.
8. Apostolos-Cappadona D. Art and religion // Encyclopedia of Religion / Lindsay Jones, edi-tor in chief. 2nd ed. Vol. 1. –Thomson Gale, MI: Macmillan Reference,2005. pp. 493–506.
9. Beit-Hallahmi B. Understanding religion through the psychology of art // Leonardo. –1983. –Vol. 16. –No. 3. –pp. 237–240.
10. Crownfield D. Art and Religion: Presences // The North American Review. –1983. –Vol.268. –No. 1. –pp. 64–67.
11. Curtis C. Art and Religion: A transreligious approach // Religious communities and the arts: Arts in society. –1976. –Vol. 13. –No. 1. –pp. 154–179.
12. Kaufmann F. Art and Religion // Philosophy and Phenomenological Research. –1941. –Vol. 1. –No. 4. –pp. 463–469.
13. Oxford handbook of religion and the arts / ed. by Frank Burch Brown. –Oxford and New York: Oxford University Press, 2014. –541 p.
14. Pruyser P. W. Lessons from art theory for the psychology of religion // Journal for the scientific study of religion. –1976. –Vol. 15. –No. 1. –pp. 1–14.
15. Seta A. della. Religion & Art: A study in the evolution of sculpture, painting and architecture. –London: T. Fisher Unwin, 1914. –416 p.
16. Von Ogden V. Art & Religion. –New Haven, CT: Yale University Press, 1921. –288 p.
17. Weiss P. Religion & Art (Aquinas Lecture). –Milwaukee, WI: Marquette University Press, 1963. –97 p.
18. White L. The Science of Culture. A study of Man and Civilization.–New York: Grove Press, 1949. –480 p.