Введение. Храм всех религий (Вселенский храм) в Казани, строящийся с 1994 г., является уникальным для России архитектурным сооружением, целью которого по замыслу создателей – братьев Ильдара и Ильгиза Хановых, является знакомство с религиозными традициями мира и формирование уважительных отношений между людьми разных религий. Цель статьи – выявление предпосылок появления храма всех религий в религиозной ситуации в России рубежа XX–XXI вв.
Содержание. В статье даётся реконструкция истории храма всех религий, анализируются интенции его создателей, приводится описание его внутренней структуры. Этот проект включается автором в тенденцию развития экуменической и межрелигиозной архитектуры в Европе и США. Отмечается, что нейтральность зарубежных «комнат тишины», исключающая любую религиозную символику, не аналогична нейтральности храма всех религий. В нём, напротив, подчёркивается специфичность религиозно-художественных традиций религий мира, но при этом принципиальным становится отказ от осуществления религиозного культа. Общим является предпочтение индивидуальных форм духовности. Эстетический анализ показывает ведущую роль декоративного начала в оформлении храма, открытый характер «здания-скульптуры», сочетание традиций и художественных новаций в представлении религиозной символики.
Выводы. Проект храма всех религий превращается в начале XXI в. из частного художественного творения в один из брендов Казани. Это связано с тем, что территория Татарстана издревле являлась перекрёстком культур. Можно констатировать корреляцию интерпретаций идей данного сооружения и специфики религиозной ситуации в конкретный период времени. Так, если в 1990-х – начале 2000-х гг. главными виделись просветительская и терапевтическая цели, то в начале 2020-х гг. этот проект рассматривается как уникальный синтез духовных ценностей традиционных религий России, пространственное воплощение идеи перекрёстка культур. Облик храма является оригинальным воплощением художественно-религиозной концепции его создателей, одним из проявлений диалога религии и искусства на рубеже XX–XXI вв.
Introduction. The Temple of All Religions (the Ecumenical Temple / the Universal Temple) in Kazan, under construction since 1994, is a unique architectural structure for Russia, the purpose of which, according to the creators – brothers Ildar and Ilgiz Khanov – is to show religious traditions of the world and to form mutually respectful relations between people of different religions. The purpose of the article is to identify the prerequisites for the emergence of the Temple of All Religions in the religious situation in Russia at the turn of the 20th – 21st centuries.
Content. The author reconstructs the history of the Temple of All Religions, analyzes the intentions of its creators, and describes its internal structure. This project can be included in the trend of development of ecumenical and interreligious architecture in Europe and the USA, which is associated with the support of interreligious dialogue. At the same time, the neutrality of "rooms of silence", excluding any religious symbols, is not analogous to the neutrality of the Temple of All Religions, which, on the contrary, emphasizes the specificity of the religious and artistic traditions of the world's religions, but at the same time, no religious cult is carried out in the Temple. The common thing is the preference for individual forms of spirituality. Aesthetic analysis shows the leading role of the decorative principle in the design of the temple, the open nature of the "sculpture-building", a combination of traditions and artistic innovations in the presentation of religious symbols.
Conclusions. The project of the Temple of All Religions is turning at the beginning of the 21st century from a private artistic creation into one of the brands of the Republic of Tatarstan. This is due to the fact that
the territory of Tatarstan has long been a crossroads of cultures. It is possible to state a correlation between the interpretations of the ideas of this temple and the specifics of the religious situation in a particular period of time. Thus, if in the 1990s – early 2000s the main goal was seen as educational and therapeutic, then in the early 2020s this project is seen as a unique synthesis of the spiritual values of traditional religions of Russia, a spatial embodiment of the idea of the crossroads of cultures. The appearance of the temple is an original embodiment of the artistic and religious concept of its creators, one of the manifestations of the dialogue between religion and art at the turn of the 20th and 21st centuries.
Барашков Виктор Владимировичкандидат философских наук
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Москва, Российская Федерация
v.barashkov@gmail.com
1. Бажанова Р. М. Вселенский храм Ильдара Ханова: замысел и судьба // Бусыгинские чтения: материалы научно-практической конференции посвященной 105?летию со дня рождения профессора Е. П. Бусыгина, 95?летию со дня рождения Н. В. Зорина и Р. Г. Музамедовой. Вып. 11. Народы Среднего Поволжья в историко-этнографическом контексте. – Казань: Институт международных отношений, истории и востоковедения, 2018. – С. 43–47. EDN: HLXYVN
2. БарашковВ.В. «Комнаты тишины» как феномен трансформации религиозных отношений в Западной Европе начала XXI века // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2024. – № 3. – С. 241–252. EDN: AWGOWL
3. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы / пер. с англ. Н. П. Локман. – М.: Алетейа, 1999. – 216 с.: ил.
4. Ильдар Ханов. Воспоминания, размышления о творчестве. Автор-составитель Р. Р. Султанова. – Казань, 2014. – 256 с.
5. МустакимовВ. Р., Аминов А. Р., Мустакимов А. В. Толерантность конфессий в архитектуре «Храма всех религий» в Казани // Известия КГАСУ. – 2017. – № 2 (40). – С. 26–44. EDN: YQQQJX
6. Смирнов М.Ю.Экуменизм в современной Европе: адаптация к секулярному обществу // Современная Европа. – 2023. – № 4. – С. 157–169. EDN: BXFVDA
7. Суворова А. А. Религиозные идеи и образы в визионерском и вернакулярном энвайронменте и архитектуре // Религиоведение. – 2024. – № 1. – С. 67–77. EDN: JWSKYU
8. ХановИ. М. «Древо жизни» Ильдара Ханова. Монументальная скульптура, живопись, графика, архитектура, поэзия. – Казань: Идел-Пресс, 1998. – 112 с.
9. Хусайнова И. А. Храм всех религий: (межрелигиозный) диалог в пространстве произведения искусства // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения: cб. материалов VIII (XXII) Международной научно-практической конференции молодых учёных. Выпуск 22. – Томск: ТГУ, 2021. – С. 585–588. EDN: OYCDAF
10. Crompton A. The architecture of multifaith spaces: God leaves the building // The Journal of Architecture. – 2013. – 18:4. – Pp. 474–496.
1. Bazhanova, R. M. (2018) Vselenskij hram Il'dara Hanova: zamysel i sud'ba [The Ecumenical Temple of Ildar Khanov: Design and Fate]. Busyginskie chteniya [Busygin Readings]. Proceedings of the International Conference. Vol. 11. Narody Srednego Povolzh'ya v istorikoetnograficheskom kontekste [The Peoples of the Middle Volga Region in the Historical and Ethnographic Context]. Kazan'. Pp. 43–47. (In Russian). EDN: HLXYVN
2. Barashkov, V. V. (2024) «Komnaty tishiny» kak fenomen transformacii religioznyh otnoshenij v Zapadnoj Evrope nachala XXI veka [“Rooms of Silence” as a Phenomenon of Religious Relations Transformation in Western Europe at the Beginning of the 21st Century]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 3. Pp. 241–252. (In Russian). EDN: AWGOWL
3. Burkkhardt, T. (1999) Sakral'noe iskusstvo Vostoka i Zapada. Principy i metody [Sacred Art of the East and West. Principles and Methods]. Moskva: Aleteja. (In Russian).
4. Sultanova, R. R. (2014) (ed.) Il'dar Hanov. Vospominaniya, razmyshleniya o tvorchestve [Ildar Khanov. Memories, Reflections on Creativity]. Kazan'. (In Russian).
5. Mustakimov, V. R., Aminov, A. R., Mustakimov, A. V. (2017) Tolerantnost' konfessij v arhitekture «Hrama vsekh religij» v Kazani [Tolerance of Confessions in the Architecture of the “Temple of All Religions” in Kazan]. Izvestiya KGASU – News KSUAE. No. 2 (40). Pp. 26–44. (In Russian). EDN: YQQQJX
6. Smirnov, M. Yu. (2023) Ekumenizm v sovremennoj Evrope: adaptaciya k sekulyarnomu obshchestvu [Ecumenism in Modern Europe: Adaptation to a Secular Society]. Sovremennaya Evropa – Contemporary Europe. No. 4. Pp. 157–169. (In Russian). EDN: BXFVDA
7. Suvorova, A. A. (2024) Religioznye idei i obrazy v vizionerskom i vernakulyarnom envajronmente i arhitekture [Religious Ideas and Images in Vernacular and Visionary Environment and Architecture]. Religiovedenie – Religious Studies. No. 1. Pp. 67–77. (In Russian). EDN: JWSKYU
8. Hanov, I. M. (1998) «Drevo zhizni» Il'dara Hanova. Monumental'naya skul'ptura, zhivopis', grafika, arhitektura, poeziya [“The Tree of Life” by Ildar Khanov. Monumental Sculpture, Painting, Graphics, Architecture, Poetry]. Kazan’: Idel-Press. (In Russian).
9. Husajnova, I. A. (2021) Hram vsekh religij: (mezhreligioznyj) dialog v prostranstve proizvedeniya iskusstva [Temple of All Religions: (Interreligious) Dialogue in the Space of a Work of Art]. Aktual'nye problemy lingvistiki i literaturovedeniya [Actual Problems of Linguistics and Literary Studies]. Proceedings of the VIII (XXII) International Conference of Young Scientists. Tomsk: National Research Tomsk State University. Vol. 22. Pp. 585–588. (In Russian). EDN: OYCDAF
10. Crompton, A. (2013) The architecture of multifaith spaces: God leaves the building. The Journal of Architecture. No. 18:4. Pp. 474–496.