Введение. Определение религии осложняется различными трактовками ее ключевых элементов в философских и культурных контекстах, а включение эзотерического измерения добавляет сложность из-за тайного характера некоторых религиозных практик. При этом эзотерика рассматривается как особая форма религиозной культуры, которую можно исследовать культурологически и исторически, хотя ее социальное измерение не всегда связано напрямую с религиозным содержанием, что порождает вопросы о корректности применения термина «эзотерическое» к нерелигиозным явлениям, таким как корпоративная тайна или сложные научные теории.
Содержание. В социологическом контексте тайна рассматривается как механизм социальной интеграции и дифференциации, где она определяет форму социального взаимодействия, но не его содержание. При этом эзотеризм понимается как особый социальный феномен, проявляющийся через закрытые группы и специфические практики, основанные на привлечении сил природы, не поддающихся научному изучению. Религиоведческое определение эзотеризма обычно сводится к указанию на альтернативность этой формы культуры по отношению к доминирующей культуре, либо делается акцент на практической стороне (эзотерическая практика не-научна, поскольку не опирается на безличный научный метод). Также эзотеризм может определяться как знание «посвященных» или аспект западной культуры, восходящий к религиозному синкретизму Ренессанса. Большинство религиоведов уже имеют примеры того, что является эзотерическим и используют эти примеры для определения. Постановка вопроса об «истинном эзотеризме» или «псевдоэзотеризме» некорректна, поскольку критерии такой истины или ложности лежат за пределами научного изучения. На социальном уровне эзотеризм основывается на трех принципах. Первый из них – принцип тайной избранности. Для последователей современных эзотерических учений избранность означает конфиденциальность и тайну, они полагают себя носителями устной традиции которую могут сами постоянно воссоздавать. В отличие от них, культы и секты, открыто проповедующие свои учения, не могут считаться эзотерическими, несмотря на ощущение избранности среди своих последователей. Второй принцип многомерной онтологии и антропологии (в отличие от единой онтологии западной культуры). Эзотеризм с необходимостью предполагает «неоплатонический», многоуровневый онтологический принцип и не-равенство сознания людей, следовательно, тайную иерархию при достижении эзотерического знания. Третий принцип эзотеризма – практика: достижение спасения возможно при условии выполнения особых процедур, доступных избранным, посвященным. Практика позволяет экзистенциально изменить уровень сознания адепта эзотерического учения.
Выводы. Эзотерические тексты дают описание особого личного опыта. Носители этого опыта образуют частично или полностью закрытые группы, практикующие передачу этого опыта. Эзотерические учения с необходимостью содержат три принципа: тайная избранность, многоуровневость бытия и сознания, практическое применение знания. Эти принципы характеризуют связь между религиозным эзотерическим мировоззрением и социальной оккультной практикой.
Introduction. The definition of religion is complicated by various interpretations of its key elements in philosophical and cultural contexts, and the inclusion of esoteric dimensions adds complexity due to the secret nature of some religious practices. Esotericism is viewed as a special form of religious culture that can be studied culturally and historically, although its social dimension is not always directly linked to religious content, raising questions about the appropriateness of applying the term “esoteric” to non-religious phenomena such as corporate secrets or complex scientific theories.
Content. In the sociological context, secrecy is viewed as a mechanism of social integration and differentiation, where it determines the form of social interaction but not its content. Esotericism is understood as a special social phenomenon manifested through closed groups and specific practices based on the invocation of natural forces that do not lend themselves to scientific study. The religious studies definition of esotericism usually points out the alternative nature of this cultural form in relation to the dominant culture, or emphasis is placed on the practical side (esoteric practice is unscientific because it does not rely on the impersonal scientific method). Esotericism can also be defined as the knowledge of «initiates» or an aspect of Western culture dating back to the religious syncretism of the Renaissance. Most religious studies scholars already have examples of what is esoteric and use these examples for definition. The question of “true esotericism” or “pseudoesotericism” is problematic, since the criteria for such truth or falsehood lie beyond the scope of scientific study. At the social level, esotericism is based on three principles. The first is the principle of secret dedication. For followers of modern esoteric teachings, dedication means confidentiality and secrecy; they consider themselves bearers of an oral tradition that they can constantly recreate themselves. In contrast, cults and sects that openly preach their teachings cannot be considered esoteric, despite the sense of chosenness among their followers. The second principle is multidimensional ontology and anthropology (in contrast to the unified ontology of Western culture). Esotericism necessarily presupposes a “Neoplatonic”, multi-level ontological principle and the inequality of people’s consciousness, hence the secret hierarchy in the attainment of esoteric knowledge. The third principle of esotericism is practice: salvation is possible through the special procedures available to the initiated few. Practice allows for an existential change in the level of consciousness of an adept of esoteric teaching.
Conclusions. Esoteric texts provide descriptions of special personal experiences. The practitioners of these experiences form partially or fully closed groups that practice the transmission of this experience. Esoteric teachings necessarily contain three principles: secret dedication, multilevel nature of being and consciousness, practical application of knowledge. These principles characterize the connection between religious esoteric worldview and social occult practice
Чернеевский Алексей Петровичкандидат философских наук, доцент
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
cherneevski@yandex.ru
1. Аванесов С. С. Проблема и тайна // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 2 (10). – С. 7–11.
2. БойкоА.К.Тайна и социальное: от антропологии конфиденциальности к социологии секретности // Социология власти. – 2019. – № 31 (4). – С. 112–138.
3. Винокуров В. В. Эзотерические учения Западной Европы: образы, структуры, парадигмы. – СПб.: Академия исследований культуры, 2023. – 480 с.
4. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии / пер. с фр. А. Апполонова и Т. Котельниковой. – М.: Дело, 2018. – 732 с.
5. Носачев П. Г. Эзотерика: основные моменты истории термина // Вестник ПСТГУ: Богословие. Философия. – 2011. – № 2 (34). – С. 49–60.
6. Пахомов С. Специфика современной российской эзотериологии // Государство. Религия. Церковь. – 2013. – № 4 (31). – С. 36–65.
7. Смирнов М. Ю., Чернеевский А. П. Рериховское движение как квазирелигиозное явление // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. – 2017. –№ 1. – С. 5–14.
8. Тирикьян Э. К социологии эзотерической культуры // Государство. Религия. Церковь. – 2013. – № 4 (31). – С. 247–275.
9. ХанеграафВ.Я.Западный эзотеризм: путеводитель для запутавшихся / пер. с англ. – М.: Центр книги Рудомино, 2016. – 253 с.
10. Элиаде М. Азиатская алхимия. Сборник эссе / пер. с рум., фр., англ. – М.: Янус-К, 1998. – 604 с.
11. Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре / пер. с англ. – К.: София; М.: Гелиос, 2002. – 224 с.
12. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения / пер. с фр. Г. А. Гельфанд. – СПб.: Университетская книга, 1999. – 356 с.
13. Энциклопедический словарь социологии религии / под ред. М.Ю.Смирнова. –СПб.: Платоновское общество, 2017. – 508 с.
1. Avanesov, S. S. (2010) Problema i tayna [The Problem and Mystery]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta –Bulletin of Tomsk State University. No. 2. Рp. 7–11. (In Russian).
2. Boyko, A.K. (2019) Tayna i sotsialnoe: ot antropologii konfidentsialnosti k sotsiologii sekretnosti [Mystery and the Social: from the Anthropology of Confidentiality to the Sociology of Secrecy]. Sotsiologiya vlasti – Sociology of Power. No. 31 (4). Рp. 112–138.
3. Vinokurov, V. V. (2023) Ezotericheskie ucheniya Zapadnoy Evropy: obrazy, struktury, paradigmy [Esoteric Teachings of Western Europe: Images, Structures, Paradigms]. Saint Petersburg: Akademiya issledovaniy kultury. (In Russian).
4. Durkheim, E. (2018) Elementarnye formy religioznoy zhizni: totemicheskaya sistema v Avstralii [The Elementary Forms of Religious Life: The Totemic System in Australia]. Moscow: Delo. (In Russian).
5. Nosachev, P. G. (2011) Ezoterika: osnovnye momenty istorii termina [Esotericism: Key Moments in the History of the Term]. Vestnik PSTGU: Bogoslovie. Filosofiya – PSTGU Bulletin: Theology. Philosophy. No. 2 (34). Pp. 49–60. (In Russian).
6. Pakhomov, S. (2013) Spetsifika sovremennoy rossiyskoy ezoterikologii [The Specifics of Modern Russian Esotericology]. Gosudarstvo. Religiya. Tserkov – State. Religion. Church. No. 4 (31). Pp. 36–65. (In Russian).
7. Smirnov, M. Yu., Cherneevskiy A. P. (2017) Rerikhovskoe dvizhenie kak kvazireligioznoe yavlenie [The Roerich Movement as a Quasi-Religious Phenomenon]. Vestnik PNIPU. Kultura. Istoriya. Filosofiya. Pravo – PNRPU Bulletin. Culture. History. Philosophy. Law. No. 1. Pp. 5–14. (In Russian).
8. Tirikyan, E. (2013) K sotsiologii ezotericheskoy kultury [Towards the Sociology of Esoteric Culture]. Gosudarstvo. Religiya. Tserkov – State. Religion. Church. No. 4 (31). Pp. 247–275. (In Russian).
9. Hanegraaf, V. Ya. (2016) Zapadnyy ezoterizm: putevoditel dlya zaputavshikhsya [Western Esotericism: A Guide for the Perplexed]. Moscow: Tsentr knigi Rudomino. (In Russian).
10. Eliade, M. (1998) Aziatskaya alkhimiya. Sbornik esse [Asian Alchemy. Collection of Essays]. Moscow: Yanus- K. (In Russian).
11. Eliade, M. (2002) Okkultizm, koldovstvo i mody v kulture [Occultism, Witchcraft, and Cultural Fashions]. Kiev: Sofiya; Moscow: Gelios. (In Russian).
12. Eliade, M. (1999) Taynye obshchestva. Obryady initsiatsii i posvyashcheniya [Secret Societies. Initiation and Consecration Rites]. Saint Petersburg: Universitetskaya kniga. (In Russian).
13. Smirnov, M. Yu. (ed.) (2017) Entsiklopedicheskiy slovar sotsiologii religii [Encyclopedic Dictionary of the Sociology of Religion]. Saint Petersburg: Platonovskoe obshchestvo. (In Russian).