Новые нарративы сталинского мифа

New Narratives of Stalin Myth

Авторы:
Прилуцкий Александр Михайлович,

DOI:
10.35231/18186653_2025_3_194

Полный текст317,71 КБ

Введение. В статье содержатся результаты анализа специфики мифологизации образа И. В. Сталина в контексте современной идеологической и религиозной проблематики. Постулируется, что современный сталинский миф на структурном уровне восходит к советскому идеологическому дискурсу 30–50 гг. ХХ в., но на семантическом уровне является принципиально новым явлением. Современная мифологизация образа Сталина, в отличие от советской, направлена на «приватизацию» его образа и попытку вписать его в новый контекст, в котором он предстает как не только политическая, но сакральная фигура. Это обеспечивается референцией к таким концептам, как «евразийство», «общинность» и «богоизбранность русского народа».

Содержание. Современная «православная» интерпретация образа Сталина привела к появлению корпуса нарративов, в которых Сталин предстает как тайный православный христианин и даже герой веры. Под личиной ортодоксального марксиста и атеиста скрывался глубоко верующий человек, который был благословлен некими старцами на борьбу с врагами России – «жидами». В дискурсе фиксируются утверждения о том, что Сталин был тайно рукоположен в священный сан и принял монашеский постриг, был фактическим преемником царской власти и создателем условий для восстановления монархии в будущем. Одновременно с этим отмечаются попытки интерпретации Сталина в контексте неоязыческой семиосферы. В этих случаях Сталин понимается как сакральная фигура неоязыческого и (или) эзотерического дискурса, обладающий сверхъестественными способностями, жреческим или шаманским посвящением. Для фундирования этих утверждений используются как реинтерпретированные биографические данные, так и апелляции к логике конспирологического мифа.

Выводы. Сравнительный анализ нарративов позволяет сделать вывод о том, что формирование мифологического комплекса «Сталин – языческий волхв/жрец» формируется как инверсия соответствующей псевдоправославной мифологии и прагматически направлено на решение аналогичных целей.

Introduction. The article contains the results of the analysis of the specifics of the mythologization of the image of I. V. Stalin in the context of modern ideological and religious issues. The author postulates that the modern Stalin’s myth at the structural level goes back to the Soviet ideological discourse of the 30–50 s. of the twentieth century, but at the semantic level is a fundamentally new phenomenon. Modern mythologization of the image of Stalin, in contrast to the Soviet one, is aimed at "privatizing" his image and attempting to fit it into a new context in which he appears as not only a political, but also a sacred figure. This is ensured by reference to such concepts as "Eurasianism", "communality" and "the chosenness of the Russian people".

Content. The modern "Orthodox" interpretation of the image of Stalin has led to the emergence of a corpus of narratives in which Stalin appears as a secret Orthodox Christian and even a hero of the faith. Under the guise of an orthodox Marxist and atheist was hidden a deeply religious man who was blessed by some elders to fight against the enemies of Russia – "the Jews". The discourse records claim that Stalin was secretly ordained to the priesthood and took monastic vows, was the actual successor to the tsarist power and the creator of conditions for the restoration of the monarchy in the future. At the same time, attempts are recorded to interpret Stalin in the context of the neo-pagan semiosphere. In these cases, Stalin is understood as a sacred figure of neo-pagan and (or) esoteric discourse, possessing supernatural powers, priestly or shamanic initiation. To substantiate these claims, both reinterpreted biographical data and appeals to the logic of the conspiracy myth are used.

Conclusions. A comparative analysis of the narratives allows us to conclude that the formation of the mythological complex “Stalin is a pagan sorcerer/priest” is formed as an inversion of the corresponding
pseudo-Orthodox mythology and is pragmatically aimed at solving similar goals

Прилуцкий Александр Михайлович
доктор философских наук, профессор
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
alpril@mail.ru

1. Ведяев А.В. Осуждение Архиерейскими Соборами Русской Православной Церкви уклонившихся в раскол священников // Христианское чтение. – 2023. – № 1. – С. 199–213.
2. Караульщикова Ю. В. О типологическом аспекте модальной // Поволжский педагогический вестник. – 2019. – Т. 7. – № 4(25). – С. 125–131.
3. Прилуцкий А. М. "Сталинский миф" в религиозном и парарелигиозном // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 2. – С. 87–95.
4. Прилуцкий А. М., Светлов Р. А. Метафорика религиозного и парарелигиозного дискурсов сталинского мифа // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. – 2016. – Т. 18. – С. 156–164/
5. СилантьевР., РагозинЮ. Параправославные секты в современной России: моногр. – М.: Снежный ком. 2021. – 432 с.
6. Субетто А. И. Сталин и победа в Великой Отечественной войне – символы высоты духа советской цивилизации (посвящается 140?летию со дня рождения Иосифа Виссарионовича Сталина): моногр. – СПб.: Астерион, 2019. – 206 с.
7. Федяшкин М. В. Семиотическая мимикрия в синкретических религиозных организациях на примере "Михайловской обители" г. Пензы // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2021. – № 12. – С. 152–155.
8. ФирсовС.Л.Сталин: между мифом и реальностью: моногр. –СПб.: Питер, 2024. –336 с.

1. Vedyaev, A.V. (2023) Osuzhdenie Arhierejskimi Soborami Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi uklonivshihsya v raskol svyashchennikov [Condemnation by the Bishops' Councils of the Russian Orthodox Church of priests who deviated into schism]. Hristianskoe chtenie – Christian reading. No. 1. Pp. 199–213. (In Russian).
2. Karaulshchikova, Yu. V. (2019) O tipologicheskom aspekte modal'noj semantiki. [On the typological aspect of modal semantics]. Povolzhskij pedagogicheskij vestnik – Volga Pedagogical Bulletin. Vol. 7. No. 4(25). Pp. 125–131. (In Russian).
3. Prilutsky, A.M. (2016) Stalinskij mif " v religioznom i parareligioznom diskursah ["The Stalinist Myth" in religious and parareligious discourses]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki – Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and Social Sciences. No. 2. Pp. 87–95. (In Russian).
4. Prilutsky, A.M., Svetlov, R.V. (2016) Metaforika religioznogo i parareligioznogo diskursov stalinskogo mifa. [Metaphorics of religious and parareligious discourses of the Stalinist myth]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politologiya. Religiovedenie – Izvestiya Irkutsk State University. Series: Political Science. Religious studies. Vol. 18. Pp. 156–164 (In Russian).
5. Silantyev, R., Ragozin, Yu. (2021) Parapravoslavnye sekty sovremennoj Rossii [The paraOrthodox sects of modern Russia]. Moscow: Snezhny Kom Publ. (In Russian).
6. Subetto, A. I.Stalin i pobeda v Velikoj Otechestvennoj vojne – simvoly vysoty duha sovetskoj civilizacii (posvyashchaetsya 140?letiyu so dnya rozhdeniya Iosifa Vissarionovicha Stalina) [Stalin and victory in the Great Patriotic War – symbols of the height of the spirit of Soviet civilization (dedicated to the 140th anniversary of the birth of Joseph Stalin)]. St. Petersburg: Asterion Publ. (In Russian).
7. Fedyashkin, M. V. (2021) Semioticheskaya mimikriya v sinkreticheskih religioznyh organizaciyah na primere "Mihajlovskoj obiteli" g. Penzy [Semiotic mimicry in syncretic religious organizations on the example of the St. Michael's Monastery in Penza]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Poznanie. – Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Cognition. No. 12. Pp. 152–155. (In Russian).
8. Firsov, S.L. (2024) Stalin: mezhdu mifom i real'nost'yu [Stalin: between myth and reality]. St. Petersburg: Piter Publ. 336 p. (In Russian).

Ключевые слова:
мифологизация, политический миф, православие, маргинальная религиозность, неоязычество, mythologization, political myth, Orthodoxy, marginal religiosity, neo-paganism.

Для цитирования:
Прилуцкий А. М. Новые нарративы сталинского мифа // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2025. – № 3. – С. 194–205. DOI: 10.35231/18186653_2025_3_194. EDN: GZJMWC Prilutskii, A. M. (2025) Novye narrativy stalinskogo mifa [New narratives of the Stalin myth]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 3. Pp. 194–205. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2025_3_194. EDN: GZJMWC

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина 2025