Дискуссия о совместимости фрейдизма и марксизма в отечественной психологии религии 1920-х гг.

Discussion on the Compatibility of Freudianism and Marxism in Russian Psychology of Religion of the 1920s

Авторы:
Дамте Давид Соломонович,

DOI:
10.35231/18186653_2025_3_143

Полный текст322,96 КБ

Введение. Исследования взаимоотношений психоанализа и гуманитарных наук в России имеют сравнительно длинную историю, но религиоведческая проблематика обычно затрагивается в них лишь в самых общих чертах. Вследствие этого, в частности, остались без внимания некоторые значимые – как для истории религиоведения, так и для истории психоанализа – аспекты, в том числе разработка проблем психологии религии в рамках дискуссии о совместимости фрейдизма и марксизма в 1920-е гг.

Содержание. В ходе дискуссии вопросы психологии религии затрагивались в контексте обсуждения вклада З. Фрейда и его школы в историю и науки об обществе. Сторонники сближения фрейдизма и марксизма указывали на то, что целый ряд положений марксистской исторической теории – обусловленность сознания бытием, два основных мотива человеческой деятельности, построение идеологии – находят в психоанализе подтверждение и развитие. С их точки зрения, в понимании религии психоанализ материалистичен, в первую очередь потому, что он раскрывает ее основной психологический механизм вытеснения сексуальной энергии. Формы вытеснения совершенствуются по мере развития
производственных сил и отношений: если на начальных ступенях вытеснение могло быть задействовано незначительно – и потому соответствующий образ мышления (способ представления) и связанная с ним символика называются бессознательными (или сексуальными), – то в дальнейшем берет верх принцип реальности, а цензура и вытеснение становятся все более изощренными и организованными. Их оппоненты настаивали на односторонности и необоснованности фрейдистского понимания религии.

Выводы. Рассматриваемая дискуссия способствовала разработке ключевых вопросов психологии религии в русле нового подхода, основанного на сочетании психоанализа З. Фрейда и марксистского понимания истории. Однако на его основе не сложилось какое-либо направление или школа. Вместе с тем дискуссия выявила принципиальные проблемы, связанные с границами (или даже целесообразностью) применения психоаналитического метода в психологии религии.

Introduction. Although research on the relationship between psychoanalysis and the humanities in Russia has a relatively long history, religious studies issues are usually addressed in them only in the most general terms. As a result, in particular, some aspects that are significant for both the history of religious studies and the history of psychoanalysis were ignored, in particular, the development of problems of the psychology of religion in the framework of the discussion on the compatibility of Freudianism and Marxism in the 1920s.

Content. During the discussion, questions of the psychology of religion were raised in the context of the discussion of contribution Freud and his schools in history and the sciences of society. Proponents of the convergence of Freudianism and Marxism pointed out that a number of propositions of Marxist historical theory – the conditioning of consciousness by being, the two main motives of human activity, and the construction of ideology – find confirmation and development in psychoanalysis. From their point of view, psychoanalysis is materialistic in understanding religion, primarily because it reveals its main psychological mechanism of sexual energy displacement. The forms of repression improve with the development of production forces and relations: if at the initial stages repression could have been involved only slightly – and therefore the corresponding way of thinking (way of representation) and the associated
symbolism are called unconscious (or sexual) – then later the principle of reality prevails, and censorship and repression play become more sophisticated and organized. Their opponents insisted on the one-sidedness and groundlessness of the Freudian understanding of religion.

Conclusions. The discussion under consideration contributed to the development of key issues in the psychology of religion in line with a new approach based on a combination of psychoanalysis and religious psychology. Freud and the Marxist understanding of history. However, no direction or school has developed on its basis. At the same time, the discussion revealed fundamental problems related to the limits (or even the expediency) of using the psychoanalytic method in the psychology of religion.

Дамте Давид Соломонович
кандидат философских наук
Издательский дом «Дело» РАНХиГС
Москва, Российская Федерация
damte_d@mail.ru

1. Антонов К. М. Рецепция классического психоанализа в русской религиозной мысли и современные психоаналитические теории религии // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. – 2014. – № 5 (55). – С. 47–67.
2. Гурев Г. А. Религия в свете фрейдизма // Антирелигиозник. – 1929. –№ 1. – С. 40–60.
3. Жеребин А. И. О прошлом одной иллюзии: Психоанализ и русское мировоззрение в историко-литературном контексте конца XIX – начала XX веков. – СПб.: Петербург – XXI век, 2003. – 104 с.
4. Лейбин В. М. Психоаналитическая традиция и современность. – М.: Когито-Центр, 2012. – 408 с.
5. Лукачевский А. Т. Происхождение религии: Обзор теорий. – М.: Безбожник, 1929. – 134 с.
6. МайскийВ.И. Фрейдизм и религия: Критический очерк. – М.: Безбожник, 1930. – 87 с.
7. Малис Г. Психоанализ коммунизма. – Харьков: Космос, 1924. – 87 с.
8. Мамлеев В. И. Фрэйдизм и религия // Атеист. – 1930. – № 52. – С. 30–68.
9. Психология религии в России XIX – начала XXI века / сост. К. М. Антонов. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. – 528 с.
10. Ранкур-Лаферьер Д. Русская литература и психоанализ. – М.: Ладомир, 2004. – 1013 с.
11. Рейснер М. А. Классовые основы религии. – М.: Безбожник, 1930. – 95 с.
12. Рейснер М. А. Любовь, пол и религия. – Рязань: б. и., 1924. – 60 с.
13. Рейснер М. А. Нужна ли вера в бога? О вере, церкви и государстве. – М.: Труд и книга, 1923. – 123 с.
14. Рейснер М. А. Проблемы социальной психологии. – Ростов-на-Дону: Буревестник, 1925. – 135 с.
15. Рейснер М. А. Социальная психология и учение Фрейда // Печать и революция. – 1925. – № 3. – С. 54–69; № 5–6. – С. 133–150.
16. Рейснер М. А. Способы представления // Вестник коммунистической академии. – 1924. – № 7. – С. 273–336.
17. Рейснер М. А. Условная символика как социальный раздражитель // Вестник коммунистической академии. –1924. – № 9. – С. 175–197.
18. Рейснер М. А. Фрейд и его школа о религии // Печать и революция. – 1924. –№ 1. – С. 40–60; № 3. – С. 81–106.
19. Рождественский Д. С. Психоанализ в российской культуре. – СПб.: ВЕИП, 2009. – 170 с.
20. Сироткина И. Е. Классики и психиатры: Психиатрия в российской культуре конца XIX – начала XX века. – М.: Новое литературное обозрение, 2008. – 271 с.
21. ФридманБ. Д. Основные психологические воззрения Фрейда и теория исторического материализма // Психология и марксизм. – Л.: ГИЗ, 1925. – С. 113–159.
22. Фрейд З. Тотем и табу. СПб.: Азбука, 2005. – 253 с.
23. ЧеботаревС. Н. Понологическая теория происхождения религии. – Л.: б. и., 1928. – 26 с.
24. Энгельс Ф. Письмо Францу Мерингу. 14 июля 1893 г. // Маркс К., Энгельс Ф.Сочинения в 50 т. – Т. 39. – М.: Политиздат, 1966. – С. 82–86.
25. Эткинд А. М.1 Эрос невозможного. История психоанализа в России. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2023. – 534 с.

1. Antonov, K. M. (2014) Recepciya klassicheskogo psihoanaliza v russkoj religioznoj mysli i sovremennye psihoanaliticheskie teorii religii. [The reception of classical psychoanalysis in the Russian religious thought and the modern psychoanalytic theories of religion]. Vestnik PSTGU I: Bogoslovie. Filosofiya. – St. Tikhon’s University Review. Theology. Philosophy. No. 5 (55). Pp. 47–67. (In Russian).
2. Gurev, G. A. (1929) Religiya v svete frejdizma. [Religion from the Point of View of Freudianism]. Antireligioznik. – Antireligious. No. 1. Pp. 40–60. (In Russian).
3. Zherebin, A. I. (2003) O proshlom odnoj illyuzii: Psihoanaliz i russkoe mirovozzrenie v istoriko-literaturnom kontekste konca XIX – nachala XX vekov [About the Past of an Illusion: Psychoanalysis and the Russian Worldview in the Historical and Literary Context of the Late 19th and Early 20th Centuries]. Saint-Petersburg: Peterburg – XXI vek. (In Russian).
4. Lejbin, V. M. (2012) Psihoanaliticheskaya tradiciya i sovremennost’ [Psychoanalytic Tradition and Modernity]. Moscow: Kogito-Centr. (In Russian).
5. Lukachevskij, A.T. (1929) Proiskhozhdenie religii: Obzor teorij [The Origin of Religion: A Review of Theories]. Moscow: Bezbozhnik. (In Russian).
6. Majskij, V. I. (1930) Frejdizm i religiya: Kriticheskij ocherk [Freudianism and Religion: A Critical Essay]. Moscow: Bezbozhnik. (In Russian).
7. Malis, G. Yu. (1924) Psihoanaliz kommunizma [Psychoanalysis of Communism]. Kharkov: Kosmos. (In Russian).
8. Mamleev, V. I. (1930) Frejdizm i religiya [Freudianism and Religion]. Ateist. – Atheist. No. 52. Pp. 30–68. (In Russian).
9. Antonov, K. M. (2019) (ed.) Psihologiya religii v Rossii XIX– nachala XXI veka [Psychology of religion in Russia of the XIX – beginning of the XXI century]. Moscow: Izd. PSTGU. (In Russian).
10. Rankur-Lafer’er, D. (2004) Russkaya literatura i psihoanaliz [Russian Literature and Psychoanalysis]. Moscow: Ladomir. (In Russian).
11. Rejsner, M. A. (1930) Klassovye osnovy religii [Class Foundations of Religion]. Moscow: Bezbozhnik. (In Russian).
12. Rejsner, M. A. (1924) Lyubov’, pol i religiya [Love, Gender and Religion]. Ryazan', 1924. (In Russian).
13. Rejsner, M. A. (1923) Nuzhna li vera v boga? O vere, cerkvi i gosudarstve [Is Faith in God necessary? About Faith, the Church and the State]. Moscow: Trud i kniga. (In Russian).
14. Rejsner, M. A. (1925) Problemy social'noj psihologii [Problems of Social Psychology]. Rostov-na-Donu: Burevestnik. (In Russian).
15. Rejsner, M. A. (1925) Social’naya psihologiya i uchenie Frejda. [Social Psychology and the Teachings of Freud]. Pechat' i revolyuciya – Print and Revolution. No. 3. Pp. 54–69; No. 5–6. Pp. 133–150. (In Russian).
16. Rejsner, M. A. (1924) Sposoby predstavleniya. [Methods of Representation]. Vestnik kommunisticheskoj akademii. – Bulletin of the Communist Academy. No. 7. Pp. 273–336. (In Russian).
17. Rejsner, M. A. (1924) Uslovnaya simvolika kak social'nyj razdrazhitel’ [Conventional Symbols as a Social Irritant]. Vestnik kommunisticheskoj akademii. – Bulletin of the Communist Academy. No. 9. Pp. 175–197. (In Russian).
18. Rejsner, M. A. (1924) Frejd i ego shkola o religii. [Freud and his school about Religion]. Pechat’ i revolyuciya. – Print and Revolution. No. 1. Pp. 40–60; No. 3. Pp. 81–106. (In Russian).
19. Rozhdestvenskij, D.S. (2009) Psihoanaliz v rossijskoj kul’ture [Psychoanalysis in Russian culture]. Saint-Petersburg: Vostochno-evropejskij institut psihoanaliza. (In Russian).
20. Sirotkina, I. E. (2008) Klassiki i psihiatry: Psihiatriya v rossijskoj kul'ture konca XIX – nachala XX veka [Classics and psychiatrists: Psychiatry in Russian Culture of the Late XIX– Early XX Century]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russian).
21. Fridman, B. D. (1925) Osnovnye psihologicheskie vozzreniya Frejda i teoriya istoricheskogo materializma. [The Basic Psychological Views of Freud and the Theory of Historical Materialism]. Psihologiya i marksizm. [Psychology and Marxism]. Leningrad: Gosudarstvennoe izdatel'stvo. Pp. 113–159. (In Russian).
22. Freud, S. (2005) Totem i tabu [Totem and taboo]. Saint-Petersburg: Azbuka. (In Russian).
23. Chebotarev, S.N. (1928) Ponologicheskaya teoriya proiskhozhdeniya religii [The ponological theory of the origin of religion]. Leningrad. (In Russian).
24. Engels, F. (1966) Pis’mo Francu Meringu. 14 iyulya 1893 g. [A letter to Franz Mehring. July 14, 1893], in: Marx K., Engels F. Sochineniya, in 50 vols. Vol. 39. Moscow: Izdatel'stvo
politicheskoj literatury. Pp. 82–86.
25. Etkind, A. M.1 (2023) Eros nevozmozhnogo. Istoriya psihoanaliza v Rossii [Eros of the impossible. The History of Psychoanalysis in Russia]. Saint-Petersburg: Izdatel'stvo Ivana Limbaha. (In Russian).

Ключевые слова:
психология религии, история религиоведения, фрейдизм, бессознательное, символ, миф, psychology of religion, history of religious studies, Freudianism, the unconscious, symbol, myth.

Для цитирования:
Дамте Д. С. Дискуссия о совместимости фрейдизма и марксизма в отечественной психологии религии 1920-х гг. // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2025. – № 3. – С. 143–153. DOI: 10.35231/18186653_2025_3_143. EDN: MDCMSZ Damte, D. S. (2025) Diskussiya o sovmestimosti frejdizma i marksizma v otechestvennoj psihologii religii 1920-h godov [Discussion on the Compatibility of Freudianism and Marxism in Russian Psychology of Religion of the 1920s]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 3. Pp. 143–153. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2025_3_143. EDN: MDCMSZ

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина 2025