Артеры: комьюнити и коммуникация в постсубкультурных условиях

Artists: Community and Communication in Post-Subcultural Conditions

Авторы:
Громов Дмитрий Вячеславович,

DOI:
10.35231/18186653_2025_3_80

Полный текст296,50 КБ

Введение. Культурно-историческое изменение общества, его коммуникативной структуры и информационных технологий приводит к появлению новых форм самоорганизации людей, причем эта самоорганизация может происходить в самых разных сферах. В данной статье рассматриваются два вопроса, связанные с комьюнити любителей рисования: во-первых, какие социальные пространства объединяют таких людей, являются питательной средой для творчества, местом обучения, общения, профессионального роста; во-вторых, как в этих пространствах происходит коммуникация.

Содержание. Как площадки с разным уровнем профессионализма артеров показаны порталы DeviantArt и ArtStation, их контент, особенности функционирования, механизмы формирования сленга. Коммуникация на этих сайтах имеет больше горизонтальный характер, чем вертикальный. Рассмотрены специфические формы коммуникации: комментирование артов, общение через простановку лайков и дизлайков; создание творческих альянсов; организация конкурсов, игр и лотерей; возможность заработка; дарение и обмен.

Выводы. Во-первых, можно увидеть, как в современных условиях развития постсубкультурных форм самоорганизации, помимо традиционных институциональных и неформальных художественных сообществ, возникла неформальная коммуникативная среда, позволяющая представлять собственные произведения, организовывать рабочий процесс, обмениваться опытом, учиться, искать работу. Во-вторых, арт-комьюнити выступает как структура, обеспечивающая возрастную потребность в социализации через общение (раньше эту задачу решали молодежные субкультуры).

Introduction. The cultural and historical change of society, its communicative structure and information technologies leads to the emergence of new forms of self-organization of people. This self-organization can occur in a variety of areas. This article will briefly consider two questions related to the community of drawing enthusiasts. Firstly, what social spaces unite such people, are a breeding ground for creativity, a place for learning, communication, professional growth? Secondly, how does communication occur in these spaces?

Contents. DeviantArt and ArtStation portals, their content, features of functioning, mechanisms of slang formation are shown as platforms with different levels of professionalism of artists. Communication on these sites is more horizontal than vertical. Specific forms of communication were considered: commenting on art, communication through putting likes and dislikes; creation of creative alliances; organization of competitions, games and lotteries; possibility of earning; gifting and exchange.

Conclusions. Firstly, it is possible to see how in the modern conditions of development of post-subcultural forms of self-organization an informal communication environment has emerged, allowing to present one's own works, organize the work process, exchange experiences, study, and look for work. Secondly, the art community acts as a structure that provides for the age-related need for socialization through communication (previously this task was solved by youth subcultures).

Громов Дмитрий Вячеславович
доктор исторических наук
Институт этнологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН
Москва, Российская Федерация
gromovdv@mail.ru

1. ЖирмунскийВ.Национальный язык и социальные диалекты. – Л., 1936. –С. 105–119.
2. Кардапольцева В. Н., Алексейцева Е. В. Концепт арт // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – Т. 3. – Ч. 2. – С. 9–12.
3. ЩепанскаяТ.Б.Система: тексты и традиции субкультуры. –М.: ОГИ, 2004. –С. 211–222.
4. Muggleton D. Inside subculture: The Postmodern Meaning of Style. – Oxford: Berg, 2000.
5. The post-subcultures reader / Ed. by D. Muggleton, R.Weinzierl. – Oxford: Berg, 2003.

1. Zhirmunskii, V. (1936) Natsional'nyi iazyk i sotsial'nye dialekty [National language and social dialects]. L. Pp. 105–119. (In Russian).
2. Kardapol'tseva, V. N., Alekseitseva, E. V. (2017) Kontsept art [Concept-art] Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk – International Journal of Humanities and Natural Sciences. Vol. 3. Ch. 2. Pp. 9–12. (In Russian).
3. Shchepanskaia, T. B. (2004) Sistema: teksty i traditsii subkul'tury [System: texts and traditions of the subculture]. Moscow: OGI. Pp. 211–222. (In Russian).
4. Muggleton, D. (2000) Inside subculture: The Postmodern Meaning of Style. Oxford: Berg.
5. The post-subcultures reader (2003) Ed. by D. Muggleton, R.Weinzierl. Oxford: Berg.

Ключевые слова:
субкультуры, постсубкультуры, арт-комьюнити, арт, дар, subcultures, post-subcultures, art community, arts, gift.

Для цитирования:
Громов Д. В. Артеры: комьюнити и коммуникация в постсубкультурных условиях // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2025. – № 3. – С. 80–91. DOI: 10.35231/18186653_2025_3_80. EDN: TQBAQS Gromov, D. V. (2025) Artery: kom'iuniti i kommunikatsiia v postsubkul'turnykh usloviiakh. [Artists: Community and Communication in Post-Subcultural Conditions]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 3. Рр. 80–91. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2025_3_80. EDN: TQBAQS

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина 2025