Введение. В условиях стремительного развития информационных технологий и их интеграции в образовательный процесс, овладение цифровыми компетенциями становится важным аспектом подготовки магистрантов. В статье анализируются психологические причины недостаточного овладения цифровыми компетенциями в магистратуре. Рассматриваются такие факторы, как внутренняя и внешняя мотивация, самоэффективность, психологические барьеры на пути их овладения и др.
Материалы и методы. Исследование проводилось в пять этапов: 1) теоретический анализ, синтез, обобщение и структурирование научной информации из литературных источников; 2) анализ нормативно-правовой документации; 3) оценка цифровых компетенций с помощью сервиса Цифровой гражданин; 4) стандартизированный опрос; 5) анализ данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по психологическому сопровождению процесса овладения цифровыми компетенциями.
Результаты. Теоретический анализ позволил определить границы понятий «цифровая компетенция» и «цифровая компетентность». Цифровая компетенция – это конкретный навык или умение использовать тот или иной вид информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения практических задач. Цифровая компетентность – это интегральная способность субъекта уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять ИКТ в разных сферах жизнедеятельности, а также его психологическая готовность к такой деятельности. Таким образом, цифровая компетентность, помимо всей совокупности цифровых компетенций, включает также психологические детерминанты их овладения и применения. Анализ ФГОСов 3++ показал, что более 50 % из них не содержат упоминаний про цифровые компетенции или сведены лишь к информационной грамотности, что явно недостаточно. Эмпирическое исследование в Гатчинском государственном университете (ГГУ) показало, что магистранты в достаточно хорошей степени владеют цифровыми компетенциями. Однако около половины из них считают, что в процессе обучения их цифровые компетенции формируются недостаточно, при этом внутренняя мотивация на формирование цифровых компетенций у них имеется. Также респонденты выделяют такие психологические барьеры на пути овладения цифровыми компетенциями, как недостаточный уровень когнитивного развития, неуверенность, тревога, переизбыток информации, барьеры, связанные с цифровыми коммуникациями.
Обсуждение и выводы. Актуализация технического и организационного аспектов процесса цифровой трансформации образования незаслуженно отодвинула на второй план вопросы психологических детерминант успешности освоения цифровых компетенций. Психологические аспекты овладения цифровыми компетенциями могут не только не учитываться, но даже и не отслеживаться. В этих условиях в фокусе внимания необходимо держать именно психологические причины и механизмы освоения цифровыми компетенциями, не останавливаться только на уровне цифровых компетенций, а стремиться к формированию цифровой компетентности как системного свойства личности. Особое внимание следует уделять развитию когнитивных способностей, внутренней мотивации и самоэффективности овладения цифровыми компетенциями, а также снижению уровня личностной тревожности. В статье предложены направления психологического сопровождения
овладения цифровыми компетенциями у магистрантов.
Introduction. In the context of the rapid development of information technologies and their integration into the educational process, mastering digital competencies is becoming an important aspect of undergraduates' training. The article is devoted to the analysis of the psychological reasons for the lack of success in mastering digital competencies in the master's program. Factors such as internal and external motivation, self-efficacy, psychological barriers to their mastery, and others are considered.
Materials and methods. The study was conducted in five stages: 1) theoretical analysis, synthesis, generalization and structuring of scientific information from literary sources; 2) analysis of regulatory documentation; 3) assessment of digital competencies using the Digital Citizen service; 4) standardized survey; 5) data analysis, formulation of conclusions and practical recommendations for psychological support of the process of mastering digital competencies.
Results. The theoretical analysis allowed us to define the boundaries of the concepts of "digital competencies" and "digital competence". Digital competencies is a specific skill or ability to use a particular type of information and communication technology (ICT) to solve practical problems. Digital competence is the integral ability of a subject to confidently, effectively, critically and safely choose and apply ICT in various spheres of life, as well as his psychological readiness for such activities. That is, digital competence, in addition to the totality of digital competencies, also includes the psychological determinants of their acquisition and application. An analysis of FGOS 3++ showed that more than 50 % of them contain no mention of digital competencies or are reduced only to information literacy, which is clearly not enough. An empirical study at Gatchina State University (GSU) showed that undergraduates have a fairly good command of digital competencies. However, about 50 % of undergraduates believe that their digital competencies are not sufficiently formed in the learning process, despite the fact that they have an internal motivation to form digital competencies. Respondents also identify such psychological barriers to mastering digital competencies as: insufficient cognitive development, insecurity, anxiety, an overabundance of information, barriers related to digital communications.
Discussion and conclusions. The actualization of the technical and organizational aspects of the digital transformation of education has undeservedly overshadowed the issues of psychological determinants of the success of mastering digital competencies. The psychological aspects of mastering digital competencies may not only be ignored, but may not even be monitored. In these conditions, it is necessary to keep in focus precisely the psychological causes and mechanisms of mastering digital competencies and not only focus on the level of digital competencies, but strive to form digital competence as a systemic property of a personality. Special attention should be paid to the development of cognitive abilities, internal motivation and self-effectiveness in mastering digital competencies, as well as reducing the level of personal anxiety. The article suggests the directions of psychological support for mastering digital competencies among undergraduates.
Ванновская Ольга Васильевнакандидат психологических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
vannovskaya@mail.ru
Лебедева Елена Анатольевна-
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
lebedeva@gief.ru
1. Абдрахманов А. Э., Бакирова З. А. Психологические особенности формирования цифровой компетентности магистрантов педагогической направленности // Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология. – 2023. – Т. 76. – № 3.
2. Амбросенко Н. Д. Цифровая образовательная среда университета: направления развития, опыт, проблемы и риски // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. – 2020. – Т. 9. – № 1. – С. 43–48. EDN: GIGUPQ
3. Брынза С. Ю. Цифровые компетенции в процессе профессиональной подготовки магистрантов // Педагогика, психология в условиях непрерывности образования: сборник. – 2020. – С. 27.
4. Булат Р. Е., Ванновская О. В. Проблемы и перспективы цифровой психодидактики в системе высшего образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2022. –№ 4. – С. 258–278. – DOI 10.35231/18186653_2022_4_258.
5. Ванновская О. В. Развитие коммуникативной компетентности преподавателей системы дистанционного обучения средствами социально-психологического тренинга: дис. … канд. психол. наук – Санкт-Петербург, 2003. – 165 с.
6. ВанновскаяО.В.Концепция психолого-педагогического сопровождения цифровой трансформации образовательного процесса вуза (антропоцентрический подход) // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. – 2024. – № 3. – С. 133–149. – DOI 10.18384/2949–5105–2024–3–133–149.
7. Ванновская О.В. Методологические основы внедрения цифровых технологий в образовательный процесс вуза // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2024. – № 2. – С. 251–269. – DOI 10.35231/18186653_2024_2_251.
8. Гармонова А.В., Опфер Е. А., Щеглова Д.В. Формирование цифровых компетенций в российской магистратуре: требования стандартов и мнения студентов // Векторы развития магистратуры будущего в условиях глобальных вызовов. – 2020. – № 1. – С. 35–41. EDN: CYZZVS
9. Жохова В. В., Петропавловская А. А. Формирование цифровых компетенций при реализации магистерских программ (на примере Владивостокских вузов) // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2022. – № 2. – С. 107–116.
10. Константинова Д.С., Кудаева М. М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. – 2020. –№ 11. –С. 1055–1072. EDN: OHIGML
11. Крутиков М. А. Формирование цифровой компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. – С. 92–92.
12. Маклаков А. Г., Ванновская О. В. Психологические проблемы цифровой трансформации системы образования и дальнейшего развития дистанционного обучения // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся разного возраста: моногр. – СПб.: Ленинградского государственного университета, 2022 – С. 129–140. EDN: RHZVMJ
13. Роберт И.В. Развитие информатизации образования в условиях цифровой трансформации // Педагогика. – 2022. – Т. 86. – № 1. – С. 40–50. EDN: FWHKKG 14. Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Рассказова Е. И., Зотова Е.Ю. Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 4. С. 87–97.
15. ТестовВ. А. О некоторых методологических проблемах цифровой трансформации образования // Информатика и образование. – 2019. – № 10. – С. 31–36. EDN: YHBXPS
16. Чикова О. А. Цифровая трансформация содержания педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – Т. 2. – № 3 (73). – С. 22–39.
17. Шевякова А. Л., Петренко Е.С., Набиев Е. Н., Мамбетова С.Ш., Ескерова З. А. Формирование компетенций для Индустрии 4.0: рекомендации к действию // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 3. – С. 715–734. EDN: KOTBMO
18. Щербаков И. Е. Развитие цифровых компетенций у студентов вуза культуры в условиях формирования цифровой экономики // Наука в современном мире: приоритеты развития. – 2020. – № 1. – С. 14–16. EDN: JKBKDL
19. Antonietti, C. et. al. (2022) Can teachers’ digital competence influence technology acceptance in vocational education? Computers in Human Behavior, DOI: 10.1016/j.chb.2022.107266.
20. Basilotta-G?mez-Pablos, V., et. al. (2022) Teachers’digital competencies in higher education: a systematic literature review. International Journal of Educational Technology in Higher Education. P. 1–16.
21. Esteve-Mon et. al. (2020) Digital teaching competence of university teachers: A systematic review ofthe literature. IEEE Revista Iberoamericana de Tecnolog?as del Aprendizaje, 15(4). P. 399–406.
22. Falloon, G. (2020) From digital literacy to digital competence: the teacher digital competency (TDC) framework. Educational Technology Research and Development. P. 2449–2472.
23. Romero-Garc?a, C. et. al. (2020) Improving future teachers’ digital competence using active methodologies. Sustainability. P. 77–98.
1. Abdrahmanov, A. E., Bakirova, Z. A. (2023) Psihologicheskie osobennosti formirovaniya cifrovoj kompetentnosti magistrantov pedagogicheskoj napravlennosti. Vestnik KazNPU imeni Abaya. Seriya: Psihologiya – Bulletin of Abai KazNP U. Series of Psychology. Vol. 76. No. 3. (In Russian).
2. Ambrosenko, N. D. (2020) Cifrovaya obrazovatel'naya sreda universiteta: napravleniya razvitiya, opyt, problemy i riski. XXI vek: itogi proshlogo i problemy nastoyashchego plyus – XXI Century: Resumes of the Past and Challenges of the Present plus. Vol. 9. No. 1. Рр. 43–48. (In Russian). EDN: GIGUPQ
3. Brynza, S. YU. (2020) Cifrovye kompetencii v processe professional'noj podgotovki magistrantov. Pedagogika, psihologiya v usloviyah nepreryvnosti obrazovaniya: sbornik. Р. 27. (In Russian).
4. Bulat, R. E., Vannovskaya, O. V. (2022) Problemy i perspektivy cifrovoj psihodidaktiki v sisteme vysshego obrazovaniya. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Рр. 258–278. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2022_4_258
5. Vannovskaya, O. V. (2003) Razvitie kommunikativnoj kompetentnosti prepodavatelej sistemy distancionnogo obucheniya sredstvami social'no-psihologicheskogo treninga: special'nost' 19.00.07 "Pedagogicheskaya psihologiya": dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg. (In Russian).
6. Vannovskaya, O. V. (2024) Koncepciya psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya cifrovoj transformacii obrazovatel'nogo processa vuza (antropocentricheskij podhod). Vestnik Gosudarstvennogo universiteta prosveshcheniya. Seriya: Psihologicheskie nauki – Bulletin of the State University of Education. Series: Psychology. No. 3. Рр. 133–149. (In Russian). DOI 10.18384/2949–5105–2024–3–133–149.
7. Vannovskaya, O. V. (2024) Metodologicheskie osnovy vnedreniya cifrovyh tekhnologij v obrazovatel'nyj process vuza. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Рр. 251–269. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2024_2_251.
8. Garmonova, A. V., Opfer, E. A., SHCHeglova, D. V. (2020) Formirovanie cifrovyh kompetencij v rossijskoj magistrature: trebovaniya standartov i mneniya studentov. Vektory razvitiya magistratury budushchego v usloviyah global'nyh vyzovov – Vectors for the development of the magistracy of the future in the face of global challenges. No. 1. Рр. 35–41. (In Russian). EDN: CYZZVS
9. ZHohova, V. V., Petropavlovskaya, A. A. (2022) Formirovanie cifrovyh kompetencij pri realizacii magisterskih programm (na primere Vladivostokskih vuzov). Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika – Bulletin of Astrakhan State Technical University. Series: Economics No. 2. Рр. 107–116. (In Russian).
10. Konstantinova, D. S., Kudaeva, M. M. (2020) Cifrovye kompetencii kak osnova transformacii professional'nogo obrazovaniya. Ekonomika Truda – Scientific Revien Journal. No. 11. Рр. 1055–1072. (In Russian). EDN: OHIGML
11. Krutikov, M. A. (2020) Formirovanie cifrovoj kompetentnosti budushchih uchitelej v processe professional'noj podgotovki. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya – Modern problems of science and education. No. 6. Рр. 92–92. (In Russian).
12. Maklakov, A. G., Vannovskaya, O. V. (2022) Psihologicheskie problemy cifrovoj transformacii sistemy obrazovaniya i dal'nejshego razvitiya distancionnogo obucheniya. Psihologopedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa obuchayushchihsya raznogo vozrasta. Saint Petersburg: Izdatel'stvo Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta. Рр. 129–140. (In Russian). EDN: RHZVMJ
13. Robert, I. V. (2022) Razvitie informatizacii obrazovaniya v usloviyah cifrovoj transformacii. Pedagogika – Pedagogics. Vol. 86. No. 1. Рр. 40–50. (In Russian). EDN: FWHKKG
14. Soldatova, G. U., Rasskazova, E. I. (2020) Itogi cifrovoj transformacii: ot onlajn-real'nosti k smeshannoj real'nosti. Kul'turno-istoricheskaya psihologiya – Cultural-historical psychology. Vol. 16. No. 4. Рр. 87–97. (In Russian). EDN: GELTTZ
15. Testov, V. A. (2019) O nekotoryh metodologicheskih problemah cifrovoj transformacii obrazovaniya. Informatika i obrazovanie – Informatics and Education. No. 10. Рр. 31–36. (In Russian). EDN: YHBXP.
16. CHikova, O. A. (2020) Cifrovaya transformaciya soderzhaniya pedagogicheskogo obrazovaniya. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika – Domestic and foreign pedagogy. Vol. 2. No. 3 (73). (In Russian). Рр. 22–39.
17. SHevyakova, A. L., Petrenko, E. S., Nabiev, E. N., Mambetova, S. SH., Eskerova, Z. A. (2021) Formirovanie kompetencij dlya Industrii 4.0: rekomendacii k dejstviyu. Ekonomika, predprinimatel'stvo i parvo – Economics, entrepreneurship and law. No. 3. Рр. 715–734. (In Russian). EDN: KOTBMO.
18. SHCHerbakov I. E. (2020) Razvitie cifrovyh kompetencij u studentov vuza kul'tury v usloviyah formirovaniya cifrovoj ekonomiki. Nauka v sovremennom mire: prioritety razvitiya – Science in the Modern World: Development Priorities. No. 1. Рр. 14–16. (In Russian). EDN: JKBKDL.
19. Antonietti, C. et. al. (2022) Can teachers’ digital competence influence technology acceptance in vocational education? Computers in Human Behavior. DOI: 10.1016/j.chb.2022.107266
20. Basilotta-G?mez-Pablos, V., et. al. (2022) Teachers’digital competencies in higher education: a systematic literature review. International Journal of Educational Technology in Higher Education. Рp. 1–16.
21. Esteve-Mon et. al. (2020) Digital teaching competence of university teachers: A systematic review of the literature. IEEE Revista Iberoamericana de Tecnolog?as del Aprendizaje, 15(4). Рp. 399–406.
22. Falloon, G. (2020) From digital literacy to digital competence: the teacher digital competency (TDC) framework. Educational Technology Research and Development. Рр. 2449–2472.
23. Romero-Garc?a, C. et. al. (2020) Improving future teachers’ digital competence using active methodologies. Sustainability. Рp. 77–98.