Универсальная модель ключевой задачи профессиональной деятельности ИТ-специалистов системы СПО в формате демонстрационного экзамена

Universal Model of a Key Professional Task for IT Specialists in the System of Secondary Vocational Education in the Format of a Demonstration Exam

Авторы:
Королёв Владимир Владимирович,

DOI:
10.35231/18186653_2025_2_208

Введение. Современные тенденции развития системы СПО формируют спрос на высококвалифицированных ИТ-специалистов среднего звена, готовых решать реальные производственные задачи. Демонстрационный экзамен становится важным инструментом независимой оценки профессиональных компетенций и стимулирует рост качества обучения, так как предопределяет изменения в содержании подготовки. При этом традиционные учебные задачи зачастую не позволяют в полной мере отражать сложность профессиональной деятельности. В статье раскрывается актуальность формирования универсальной модели ключевой задачи профессиональной деятельности для итоговой аттестации ИТ-специалистов, которая обеспечивает практико-ориентированный характер обучения и объективную проверку результатов.

Материалы и методы. Исследование базируется на анализе научной литературы, положений федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов в сфере ИТ, а также принципов жизненного цикла разработки программного обеспечения. Использовались методы библиографического, сравнительного, описательного и обобщающего анализа.

Результаты. Предложена универсальная модель постановки ключевой профессиональной задачи в форме спецификации, которая учитывает требования работодателей, реальную производственную направленность и логику жизненного цикла ПО. Универсальная модель способствует развитию проектного мышления студентов и обеспечивает создание прозрачных критериев оценки результатов профессиональной деятельности, демонстрируемых в ходе итоговой аттестации (проводимой в форме демонстрационного экзамена). Структура модели ориентирована на формирование целостного представления о процессе разработки, так как объединяет под собой задачи от анализа исходных требований до проверки качества итогового решения – продукта проводимой работы. В ходе критической оценки модели выявлены перспективы интеграции модели в целях стимулирования положительных изменений в уровне готовности обучающихся к реальным условиям труда.

Обсуждение и выводы. Представленная модель может стать основой для разработки новых подходов к формированию содержания итоговой аттестации и организации обучения ИТ-специалистов в СПО. Внедрение модели позволит преодолеть существующие противоречия между реальной производственной деятельностью и состоянием образования, практикой реализации образовательных программ, а также обеспечить готовность выпускников эффективно решать профессиональные задачи.

Introduction. Modern trends in the development of the system of secondary vocational education (SVE) have led to a growing demand for highly qualified IT specialists capable of addressing real-world industrial tasks. The demonstration exam has become an important tool for the independent assessment of professional competencies and a driver of quality improvements in training, as it necessitates changes in curriculum content. However, traditional educational tasks often fail to reflect the complexity of actual professional activities. This article highlights the relevance of developing a universal model for a key professional task used in the final assessment of IT specialists, aimed at ensuring a practice-oriented approach to training and an objective evaluation of learning outcomes.

Materials and methods. The study is based on the analysis of scientific literature, federal state educational standards, professional standards in the IT field, and the principles of the software development life cycle. Methods of bibliographic, comparative, descriptive, and generalizing analysis were applied.

Results. A universal model of formulating a key professional task in the format of a specification is proposed. The model incorporates employer requirements, reflects real-world industry needs, and aligns with the software development life cycle. It fosters the development of project-based thinking among students and ensures the creation of transparent assessment criteria for professional performance demonstrated during the final certification (in the form of a demonstration exam). The model structure provides a holistic view of the development process by integrating tasks from requirement analysis to final product quality verification. A critical evaluation of the model reveals its prospects for promoting positive changes in student readiness for real-world working conditions.

Discussion and conclusion. The proposed model may serve as a foundation for new approaches to structuring final certification and organizing the training of IT specialists within the SVE system. Its implementation is expected to overcome existing contradictions between actual industry practices and current educational processes, thereby ensuring that graduates are fully prepared to address professional challenges.

Королёв Владимир Владимирович
-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
vvkorolyov@gmail.com

1. Башанова К. А., Громова Т. А., Селюн Е.В.Внедрение демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в учебный процесс СПО // Решетнёвские чтения. – 2017. – № 21–2. – С. 663–664. EDN: YLZDCA
2. БогатыреваЮ. И., Ситникова Л. Д. Методические особенности организации и проведения демонстрационного экзамена у будущих учителей информатики в вузе // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2023. – № 1 (57). – С. 110–119. DOI 10.52772/25420291_2023_1_110. EDN: IZVLQI
3. Бороненко Т. А., НуретдиновР. И. Профессиональная адаптация обучающихся СПО по ИТ-специальностям в условиях требований работодателей // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2024. – № 4. – С. 234–246. DOI 10.35231/18186653_2024_4_234. EDN: JKPQYS
4. Булах К. В., Жукова Н. Н., Чумак Т. Г., Петьков В. А. Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills как новая форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования: историография вопроса // Общество: социология, психология, педагогика. – 2022. –№ 8 (100). –С. 143–151. DOI: 10.24158/spp.2022.8.21. EDN: DPAELJ
5. БулахК.В., ЖуковаН. Н., Чумак Т. Г., ПетьковВ. А.Стратегические направления внедрения в организации среднего профессионального образования демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2021. –№ 4 (288). – С. 125–135. DOI: 10.53598/2410-3004-2021-4-288-125-135. EDN: NKLARO
6. Варавва М. Ю. Подготовка ИТ-специалистов: ключевые ограничения российской системы высшего образования // Образовательные ресурсы и технологии. – 2024. – № 1 (46). – С. 7–16. DOI 10.21777/2500–2112–2024–1–7–16. EDN: SGAZOJ
7. Давыдова Н. Н., Кусова М. Л., Симонова А. А. Практика введения демонстрационного экзамена как новая форма государственной аттестации в вузе // Педагогическое образование в России. – 2024. – № 1. – С. 21–32. EDN: SWYACV
8. Киреева Э. Ф., Чапаев Н. К. Профессионалитет: модернизация системы среднего профессионального образования // Педагогический журнал Башкортостана. – 2022. –№ 4 (98). – С. 65–75. DOI: 10.21510/18173292_2022_98_4_65_74. EDN: QLBOQD
9. Кольга В. В., Шувалова М. А., Лютых О. Ю. Повышение качества подготовки специалистов среднего профессионального образования в условиях реализации естественнонаучного и общепрофессионального циклов дисциплин // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2022. –№ 2 (60). –С. 36–49. DOI: 10.25146/1995-0861-2022-60-2-330. EDN: CSYKDM
10. Конеева Е. В., Егиазарян О. Э., Богатырева С. Н. Дуальное образование как способ повышения качества среднего профессионального образования в современных условиях // Мир науки, культуры, образования. – 2025. – № 1 (110). – С. 282–285. DOI 10.24412/1991–5497–2025–1110–282–285
11. КоролёвВ.В.Роль и место движения WorldSkills Russia в подготовке ИТ-специалистов на уровне среднего профессионального образования // Гуманитарные и социальные науки. –2022. –№ 3. –С. 162–168. DOI: 10.18522/2070-1403-2022-92-3-162-168. EDN: KAHKRL
12. Коське М.С., МишучковаЮ. Г., Воюцкая И.В.Ключевые задачи профессиональной деятельности специалистов по экономической безопасности и их значение для образовательного процесса в вузе // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2022. –№ 2. – С. 86–105. DOI 10.37691/2311–5351–2022–0–2–86–105. EDN: HJRQHW
13. Кубрушко П. Ф., Собина Е. П. Демонстрационный экзамен как средство повышения качества государственной итоговой аттестации выпускников автомобильного колледжа // Агроинженерия. – 2023. – Т. 25. – № 2. – С. 83–88. DOI 10.26897/2687–1149–2023–2–83–88. EDN: JXGMED
14. ЛастовенкоД.В. Методологические основы процесса решения профессиональных задач субъектом деятельности // Психология и психотехника. – 2019. – № 4. – С. 81–88. DOI: 10.7256/2454-0722.2019.4.30791. EDN: SWRMNO
15. Листвин А. А., Гарт М. А. Профессионалитет как ступень среднего профессионального образования // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2024. – № 3. – С. 231–241. DOI 10.23859/1994–0637–2024–3–120–19. EDN: CJZSMT
16. Нуретдинов Р. И. Совершенствование трудоустройства студентов и выпускников СПО специальности информационные системы и программирование на современном этапе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2021. – № 4. – С. 354–367. DOI: 10.35231/18186653_2021_4_354. EDN: DNJAFF
17. Петрова И. Ю. Создание современного образовательного пространства для реализации новых образовательных программ в колледже // Педагогический поиск. – 2018. – № 6–7. – С. 50–54. EDN: XUMZXF.
18. Романов Е. В. Проблемы подготовки специалистов в области цифровой трансформации: опыт России // Образование и наука. – 2022. – Т. 24. – № 10. – С. 64–102. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-10-64-102. EDN: FARLKB
19. Токенова Г. С. Демонстрационный экзамен как инновационная форма контроля успеваемости студентов // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория. – 2021. – № 1 (4). – С. 16–23. DOI: 10.17853/2686-8970-2021-1-16-23. EDN: NPLICI
20. Nuretdinov R. I. Quality Evaluation of Professional Training of Secondary Vocational Education Graduates in the Field of Information Technology // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. – 2022. – Vol. 7. – No. 5. – Pp. 551–556. DOI 10.30853/ped20220074. EDN: WVIUGX

1. Bashanova, K. A., Gromova, T. A., & Selyun, E. V. (2017) Vnedrenie demonstratsionnogo ekzamen po standartam WorldSkills v uchebnyj process SPO [Implementation of the demonstration exam according to WorldSkills standards in the educational process of vocational colleges]. Reshetnevskie chteniya – Reshetnev Readings. No. 21–2. Рp. 663–664. (In Russian). EDN: YLZDCA
2. Bogatyreva, Yu. I., & Sitnikova, L. D. (2023) Metodicheskie osobennosti organizatsii i provedeniya demonstratsionnogo ekzamen u budushchikh uchitelej informatiki v vuze [Methodological features of organizing and conducting demonstration exams for future informatics teachers at university]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta – Bulletin of the Shadrinsk State Pedagogical University. No. 1 (57). Рp. 110–119. (In Russian). DOI: 10.52772/25420291_2023_1_110. EDN: IZVLQI
3. Boronenko, T. A., & Nuretdinov, R. I. (2024) Professional'naya adaptatsiya obuchayushchikhsya SPO po IT-spetsial'nostyam v usloviyakh trebovanij rabotodatelej [Professional adaptation of students in vocational IT programs under employer requirements]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina – Bulletin of Leningrad State University named after A. S. Pushkin. No. 4. Pp. 234–246. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2024_4_234. EDN: JKPQYS
4. Bulakh, K. V., Zhukova, N. N., Chumak, T. G., & Petkov, V. A. (2022) Demonstratsionnyj ekzamen po standartam WorldSkills kak novaya forma gosudarstvennoj itogovoj attestatsii po obrazovatel'nym programmam srednego professional'nogo obrazovaniya: istoriyografiya voprosa [Demonstration exam by WorldSkills standards as a new form of state final certification for vocational education: historiography of the issue]. Obshchestvo: sociologiya, psikhologiya, pedagogika – Society: Sociology, Psychology, Pedagogy. No. 8 (100). Рp. 143–151. (In Russian). DOI: 10.24158/spp.2022.8.21. EDN: DPAELJ
5. Bulakh, K. V., Zhukova, N. N., Chumak, T. G., & Petkov, V. A. (2021) Strategicheskie napravleniya vnedreniya demonstratsionnogo ekzamen v organizatsii srednego professional'nogo obrazovaniya po standartam WorldSkills [Strategic directions for implementing demonstration exams in vocational education institutions according to WorldSkills standards]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya – Bulletin of Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology. No. 4 (288). Рp. 125–135. (In Russian). DOI: 10.53598/2410-3004-2021-4-288-125-135. EDN: NKLARO
6. Varavva, M. Yu. (2024) Podgotovka IT-spetsialistov: klyuchevye ogranicheniya rossijskoj sistemy vysshego obrazovaniya [Training of IT specialists: key limitations of the Russian higher education system]. Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii – Educational Resources and Technologies. No. 1 (46). Pp. 7–16. (In Russian). DOI: 10.21777/2500-2112-2024-1-7-16. EDN: SGAZOJ
7. Davydova, N. N., Kusova, M. L., & Simonova, A. A. (2024) Praktika vvedeniya demonstratsionnogo ekzamen kak novaya forma gosudarstvennoj attestatsii v vuze [Practice of introducing the demonstration exam as a new form of final state certification at university]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii – Pedagogical Education in Russia. No. 1. Pp. 21–32. (In Russian). EDN: SWYACV
8. Kireeva, E. F., & Chapaev, N. K. (2022) Professionalitet: modernizatsiya sistemy srednego professional'nogo obrazovaniya [Professionalitet: modernization of the vocational education system]. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana – Pedagogical Journal of Bashkortostan. No. 4 (98). Pp. 65–75. (In Russian). DOI: 10.21510/18173292_2022_98_4_65_74. EDN: QLBOQD
9. Kol'ga, V. V., Shuvalova, M. A., & Lyutykh, O. Yu. (2022) Povishenie kachestva podgotovki specialistov SPO v usloviyakh realizatsii estestvenno-nauchnogo i obshcheprofessional'nogo ciklov disciplin [Improving the quality of vocational education specialists’ training in natural science and general professional disciplines]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astaf'eva – Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University. No. 2 (60). Pp. 36–49. (In Russian). DOI: 10.25146/1995-0861-2022-60-2-330. EDN: CSYKDM
10. Koneeva, E. V., Egiazaryan, O. E., & Bogatyreva, S. N. (2025) Dual'noe obrazovanie kak sposob povysheniya kachestva SPO v sovremennykh usloviyakh [Dual education as a method to improve the quality of vocational education in modern conditions]. Mir nauki, kultury, obrazovaniya – World of Science, Culture, Education. No. 1 (110). Pp. 282–285. (In Russian). DOI: 10.24412/1991-5497-2025-1110-282-285
11. Korolyov, V. V. (2022) Rol' i mesto dvizheniya WorldSkills Russia v podgotovke IT-spetsialistov na urovne srednego professional'nogo obrazovaniya [Role and place of the WorldSkills Russia movement in the training of IT specialists at the level of vocational education]. Gumanitarnye i social'nye nauki – Humanities and Social Sciences. No. 3. Рp. 162–168. (In Russian). DOI: 10.18522/2070-1403-2022-92-3-162-168. EDN: KAHKRL
12. Kos'ke, M. S., Mishuchkova, Yu. G., & Voyutskaya, I. V. (2022) Klyuchevye zadachi professional'noj deyatel'nosti specialistov po ekonomicheskoj bezopasnosti i ikh znachenie dlya obrazovatel'nogo processa v vuze [Key professional tasks of economic security specialists and their importance for university education]. Vestnik Moskovskogo gumanitarnoekonomicheskogo instituta – Bulletin of the Moscow Humanitarian and Economic Institute. No. 2. Рp. 86–105. (In Russian). DOI: 10.37691/2311-5351-2022-0-2-86-105. EDN: HJRQHW
13. Kubrushko, P. F., & Sobina, E. P. (2023) Demonstratsionnyj ekzamen kak sredstvo povysheniya kachestva gosudarstvennoj itogovoj attestatsii vypusknikov avtomobil'nogo kolledzha [Demonstration exam as a tool for improving the quality of final state certification of automobile college graduates]. Agroinzheneriya – Agroengineering. Vol. 25. No. 2. Рp. 83–88. (In Russian). DOI: 10.26897/2687-1149-2023-2-83-88. EDN: JXGMED
14. Lastovenko, D. V. (2019) Metodologicheskie osnovy processa resheniya professional'nykh zadach sub"ektom deyatel'nosti [Methodological foundations of the process of solving professional problems by the subject of activity]. Psikhologiya i psikhotekhnika – Psychology and Psychotechnics. No. 4. Рp. 81–88. (In Russian). DOI: 10.7256/2454-0722.2019.4.30791. EDN: SWRMNO
15. Listvin, A. A., & Gart, M. A. (2024) Professionalitet kak stupen' srednego professional'nogo obrazovaniya [Professionalitet as a stage of vocational education]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta – Bulletin of Cherepovets State University. No. 3. Pp. 231–241. (In Russian). DOI: 10.23859/1994-0637-2024-3-120-19. EDN: CJZSMT
16. Nuretdinov, R. I. (2021) Sovershenstvovanie trudoustrojstva studentov i vypusknikov SPO spetsial'nosti «Informatsionnye sistemy i programmirovanie» na sovremennom etape [Improving the employment of vocational education students and graduates majoring in “Information Systems and Programming” at the present stage]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S.Pushkina – Bulletin of Leningrad State University named after A. S. Pushkin. No. 4. Pp. 354–367. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2021_4_354. EDN: DNJAFF
17. Petrova, I. Yu. (2018) Sozdanie sovremennogo obrazovatel'nogo prostranstva dlya realizatsii novykh obrazovatel'nykh programm v kolledzhe [Creating a modern educational environment for implementing new programs in college]. Pedagogicheskij poisk – Pedagogical Search. No. 6–7. Pp. 50–54. (In Russian). EDN: XUMZXF
18. Romanov, E. V. (2022) Problemy podgotovki spetsialistov v oblasti tsifrovoj transformatsii: opyt Rossii [Problems of training specialists in digital transformation: Russian experience]. Obrazovanie i nauka – Education and Science. Vol. 24. No. 10. Pp. 64–102. (In Russian). DOI: 10.17853/1994-5639-2022-10-64-102. EDN: FARLKB
19. Tokenova, G. S. (2021) Demonstratsionnyj ekzamen kak innovatsionnaya forma kontrolya uspevaemosti studentov [Demonstration exam as an innovative form of academic performance control]. Innovatsionnaya nauchnaya sovremennaya akademicheskaya issledovatel'skaya traektoriya – Innovative Scientific Modern Academic Research Trajectory. No. 1 (4). Pp. 16–23. (In Russian). DOI: 10.17853/2686-8970-2021-1-16-23. EDN: NPLICI
20. Nuretdinov, R. I. (2022) Quality Evaluation of Professional Training of Secondary Vocational Education Graduates in the Field of Information Technology. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki –Pedagogy: Theory and Practice Issues. Vol. 7. No. 5. Pp. 551–556. DOI: 10.30853/ped20220074. EDN: WVIUGX

Ключевые слова:
демонстрационный экзамен, спецификация, ключевая задача профессиональной деятельности, обучение ИТ-специалистов, demonstration exam, specification, key professional task, training of IT specialists.

Для цитирования:
Королёв В. В. Универсальная модель ключевой задачи профессиональной деятельности ИТ-специалистов системы СПО в формате демонстрационного экзамена // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2025. – № 2. – С. 208–227. DOI: 10.35231/18186653_2025_2_208. EDN: ANIQXR Korolev, V. V. (2025) Universal'naja model' kljuchevoj zadachi professional'noj dejatel'nosti IT-specialistov sistemy SPO v formate demonstracionnogo jekzamena [Universal Model of a Key Professional Task for IT Specialists in the System of Secondary Vocational Education in the Format of a Demonstration Exam]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Pp. 208–227. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2025_2_208. EDN: ANIQXR

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина