Введение. Задача формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи как всегда стоит на повестке дня. Организация такой работы является актуальной не только в связи с запросом общества, но и с желанием самих школьников успешно участвовать в математических олимпиадах. Цель нашего исследования состоит в проверке эффективности сочетания следующих педагогических условий обучения учителей математики в магистратуре организации олимпиадной математической подготовки: применение технологии проектного обучения и активное взаимодействие обучающихся с экспертами-практиками. Научная новизна заключается в сравнительном анализе эффективности традиционного обучения учителей математики в магистратуре и обучения с использованием проектной технологии, что позволило выявить преимущества и недостатки обоих подходов.
Материалы и методы. Была изучена и проанализирована методическая и научная литература по проблемам проектного обучения в вузе, проводилось анкетирование обучающихся как с использованием метода проектов, так и без него, систематизированы и обобщены данные, полученные в результате анкетирования и наблюдения.
Результаты. В процессе исследования была выявлена проблема недостаточности теоретических и методических разработок для обучения школьных учителей подготовке учащихся к успешному участию в математических олимпиадах. Для решения этой проблемы была реализована магистерская программа, которая позволила осуществить комплексное обучение учителей организации олимпиадной математической подготовки учащихся. Данная программа была адаптирована под конкретный контингент обучающихся – учителей математики общеобразовательных школ, что позволило выстроить учебный план с учетом опыта учителей в обучении школьников математике. Кроме того, применение проектного обучения помогло сформировать необходимые для педагога качества: креативность, самостоятельность, а также получить в результате конкретные разработки, которые можно применять в процессе подготовки учащихся к решению олимпиадных задач.
Обсуждение и выводы. В процессе исследования доказано, что обучение в магистратуре учителей математики олимпиадной подготовке школьников более эффективно с применением технологии проектного обучения и с привлечением преподавателей-практиков в данной области. Получен комплекс следующих методик: выявления одаренных детей, развития математических способностей, подготовка к решению олимпиадных математических задач. Выстроена вертикаль олимпиадной подготовки, начиная с младших классов.
Introduction. The task of forming an effective system for identifying, supporting, and developing the abilities and talents of children and youth remains a priority. Organizing such efforts is crucial not only due to societal demands but also because students themselves wish to participate successfully in mathematics Olympiads. The aim of our research is to assess the effectiveness of combining pedagogical conditions for training mathematics teachers in master's program of organizing Olympiad mathematics preparation: he use of project-based learning technology and active interaction of students with expert practitioners. The novelty of the study is comparative analysis of the effectiveness of traditional teaching of mathematics teachers in the master's degree and teaching using project technology, which revealed the advantages and disadvantages of both approaches.
Materials and methods. Methodological and scientific literature on project-based learning in higher education was studied and analyzed. Surveys were conducted among students who were trained using project methods as well as those who were not, and data obtained from these surveys and observations were systematized and summarized.
Results. The study revealed a significant problem: insufficient theoretical and methodological developments for training school teachers to prepare students for successful participation in mathematics Olympiads. To address this issue, a master's program was implemented that provided comprehensive training for teachers on organizing Olympiad mathematics preparation for students. This program was tailored to a specific group of learners–mathematics teachers from general education schools–allowing for the development of a curriculum that considers teachers' experiences in teaching mathematics to students. Furthermore, project-based learning applied during the training helped cultivate essential qualities for educators: creativity, independence, as well as producing specific developments that teachers can use when preparing students for solving Olympiad problems.
Discussion and conclusions. In the course of the research, it has been proved that learning mathematics teachers in the Olympiad training of school students is more effective using project-based learning technology and with the involvement of practical teachers in this field. As a result of this work, a comprehensive set of methodologies was developed: identifying gifted children, fostering mathematical abilities, and preparing them to solve Olympiad mathematics problems. These methodologies are applied within the pedagogical process, establishing a vertical structure for Olympiad preparation starting from elementary grades.
Дильман Валерий Лейзеровичдоктор физико-математических наук, доцент
ЮжноУральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
г. Челябинск, Российская Федерация
dilmanvl@susu.ru
Корытова Марина Александровнакандидат физико-математических наук, доцент
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
г. Челябинск, Российская Федерация
korytovama@susu.ru
Шунайлова Светлана Александровнакандидат педагогических наук
ЮжноУральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
г. Челябинск, Российская Федерация
shunailovasa@susu.ru
1. АнтюховА.В.Проектное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. – 2010. – № 10. – С. 26–29. EDN MWOJLB
2. Басова Е. А., Бондарчук Д. А. Формирование профессиональных качеств обучающихся через проектное обучение // Педагогический научный журнал. – 2024. – Т. 7. – № 2. – С. 69–73. EDN NWABPA
3. Дильман В. Л., Корытова М. А. О проблемах развития математического мышления у школьников // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. – 2023. – № 18. – С. 116–120. DOI 10.36683/2500–249X/2023–18/116–120. EDN RNRWYU
4. Дильман В. Л., Палеева Л. А. Проблемы подготовки школьников к решению олимпиадных задач и задач ЕГЭ, связанных с дискретной оптимизацией // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы всероссийской научнопрактической конференции с дистанционным и международным участием, Ульяновск, 21–22 декабря 2023 года. – Ульяновск: Зебра, 2023. – С. 148–154. EDN YKBJSS
5. Дильман В. Л., Рузавина Д. А. Преподавание олимпиадной математики в младших классах: проблемы начала // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием, Ульяновск, 21–22 декабря 2022 года / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Том Часть 1. – Ульяновск: Зебра, 2022. – С. 165–169. EDN XEZINE
6. ДильманВ.Л., УткинП.Б.Достижение социально-педагогических целей на уроках планиметрии расширением традиционного содержания обучения // Категория "социального" в современной педагогике и психологии: материалы 10?й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием, Ульяновск, 06–07 июля 2022 года / отв. ред. А.Ю.Нагорнова. –Ульяновск: Зебра, 2022. –С. 138–142. EDN SGLRAQ
7. Дильман В. Л., Шунайлова С. А. О развитии у школьников интереса к решению олимпиадных задач по математике // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием, Ульяновск, 21–22 декабря 2021 года. Часть 1. – Ульяновск: Зебра, 2021. – С. 160–165. EDN AXBGYZ
8. Зайнуллина Ф. К. Проектный метод обучения в формировании мотивации образовательного процесса студентов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – № 4. – С. 164–167. EDN XWNLKF
9. Ивашина М. М. Применение проектного подхода в обучении на разных уровнях образования // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2021. – № 2 (30). – С. 33–39. EDN FSMWHH
10. Камшечко М.В.Проектная деятельность как обязательная часть образовательного процесса студентов направления подготовки 43.03.03 "Гостиничное дело" // Сервис в России и за рубежом. – 2020. – Т. 14. –№ 4 (91). – С. 114–122. DOI 10.24411/1995–042X?2020–10410. EDN LAPNOT
11. Ковтуненко Л.В., Ковтуненко А.Б. Проектное обучение как новый формат образовательной деятельности вузов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2023. – № 4. – С. 51–54. EDN JWICPT
12. Кожевников М.В., Коняева Е. А., Лапчинская И.В., Савченков А.В.Система выявления и развития одаренных детей в условиях общеобразовательной школы // Педагогический журнал. – 2021. – Т. 11. – № 4–1. – С. 265–274. DOI 10.34670/AR.2021.32.45.030. EDN yoeevqthe system of identification and development of gifted children in a comprehensive school
13. Кунгурцева А. В., Шунайлова С. А. Развитие мышления и понятийного математического аппарата в дошкольном и младшем школьном возрасте // Научные исследования и образование. – 2017. – № 1(25). – С. 56–58. EDN YHFCYR
14. Нусупова Ш. М., Сапаргалиева А. Ж. Формирование мотивации будущих педагогов в процессе проектного обучения // Заметки ученого. – 2021. – № 6–1. – С. 181–185. EDN MLOOTB
15. Петрова Н. П., ХалиловХ.С.Р.Реализация метода проектов в подготовке педагога: (на примере гуманитарных дисциплин). – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. – 196 с. EDN VKPIUF
16. Разинкина Е. М., Панкова Л.В., Зима Е. А.Сквозная система вовлечения студентов в проектную деятельность как инструмент обеспечения качества образования // Университетское управление: практика и анализ. – 2023. – Т. 27. – № 1. – С. 42–49. DOI 10.15826/ umpa.2023.01.005. EDN PQZNBK
17. СмирноваС.В. Проектная технология как инструмент многомерного образования в вузе // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2023. – № 4 (64). –С. 131–145. DOI 10.24888/2073–8439–2023–64–4–131–145. EDN DKSCRY.
18. Татьянина Т. В. Проектное обучение в формировании профессиональной компетентности будущего учителя // Сибирский педагогический журнал. – 2012. –№ 5. –С. 35–39. EDN PCMJPV
19. Трищенко Д. А. Опыт проектного обучения: попытка объективного анализа достижений и проблем // Образование и наука. – 2018. – Т. 20. – № 4. – С. 132–152. DOI 10.17853/1994–5639–2018–4–132–152. EDN XMRPRJ
20. Хацринова О.Ю., Павлова И.В. Проектное обучение: от школы до вуза // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 6 (149). – С. 55–62. EDN QEYYTY
21. Челнокова Е. А., КазначееваС. Н., КалинкинаК.В. Проектное обучение как эффективный метод приобретения опыта деятельности студентами // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63–1. – С. 373–375. EDN ZNOGFM
1. Antyuhov, A. V. (2010) Proektnoe obuchenie v vysshej shkole: problemy i perspektivy [Project-based learning in higher education: problems and prospects]. Vysshee obrazovanie v Rossii – Higher Education in Russi. No. 10. Pp. 26–29. (In Russian). EDN MWOJLB
2. Basova, E. A., Bondarchuk, D. A. (2024) Formirovanie professional'nyh kachestv obuchayushchihsya cherez proektnoe obuchenie [Formation of professional qualities of students through project training]. Pedagogicheskij nauchnyj zhurnal – Pedagogical Scientific Journal. Vol. 7. No 2. Pp. 69–73. (In Russian). EDN NWABPA
3. Dilman, V. L., Korytova, M. A. (2023) O problemah razvitiya matematicheskogo myshleniya u shkol'nikov [About the development problems of schoolchildren mathematical thinking]. Obrazovanie i nauka bez granic: fundamental'nye i prikladnye issledovaniya – Education and Science without Borders: basic and applied research. No. 18. Pp. 116–120. (In Russian). DOI 10.36683/2500–249X/2023–18/116–120. EDN RNRWYU
4. Dilman, V. L., Paleeva, L. A. (2023) Problemy podgotovki shkol'nikov k resheniyu olimpiadnyh zadach i zadach EGE, svyazannyh s diskretnoj optimizaciej [Problems of preparing schoolchildren to solve olympiad and use problems related to discrete optimization]. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with Remote and International Participation «Current problems of modern education: experience and innovations". Ulyanovsk, 21–22 Dec. 2023. Ulyanovsk: Zebra publishing house. Pp. 148–154. (In Russian). EDN YKBJSS
5. Dilman, V. L., Ruzavina, D. A. (2022) Prepodavanie olimpiadnoj matematiki v mladshih klassah: problemy nachala [Teaching olympiad mathematics in the lower grades: problems of the beginning]. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with Remote and International Participation "Current problems of modern education: experience and innovations". Ulyanovsk, 21–22 Dec. 2022. Ulyanovsk: Zebra publishing house. Pp. 165–169. (In Russian). EDN XEZINE
6. Dilman, V. L., Utkin, P. B. (2022) Dostizhenie social'no-pedagogicheskih celej na urokah planimetrii rasshireniem tradicionnogo soderzhaniya obucheniya [Achievement of sociopedagogical goals at the lessons of planimetry by expanding the traditional content of teaching]. Proceedings of the 10th All-Russian Scientific and Practical Conference with Remote and International Participation "The category of "social" in modern pedagogy and psychology. Ulyanovsk, 06–07 Jul. 2022. Ulyanovsk: Zebra publishing house. Pp. 138–142. (In Russian). EDN SGLRAQ
7. Dilman, V. L., Shunaiova, S. A. (2021) O razvitii u shkol'nikov interesa k resheniyu olimpiadnyh zadach po matematike [About the development of pupils' interest to solving olympiad problems in mathematics]. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with Remote and International Participation "Current problems of modern education: experience and innovations". Ulyanovsk, 21–22 Dec. 2021. Vol. 1. Ulyanovsk: Zebra publishing house. Pp. 160–165. (In Russian). EDN AXBGYZ
8. Zaynullina, F. K. (2016) Proektnyj metod obucheniya v formirovanii motivacii obrazovatel'nogo processa studentov [Project teaching method in the formation of motivation of educational process of students]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv – Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. No. 4. Pp. 164–167. (In Russian). EDN XWNLKF
9. Ivashina, M. M. (2021) Primenenie proektnogo podhoda v obuchenii na raznyh urovnyah obrazovaniya [Application of the project approach in teaching at different levels of education]. Aktual'nye problemy ekonomiki i enedzhmenta – Actual Problems of Economics and Management. No. 2 (30). Pp. 33–39. (In Russian). EDN FSMWHH
10. Kamshechko, M. V. (2020) Proektnaya deyatel'nost' kak obyazatel'naya chast' obrazovatel'nogo processa studentov napravleniya podgotovki 43.03.03 "Gostinichnoe delo" [Project activity as a required part of the educational process of students in the area of preparation 43.03.03 "Hotel business"]. Servis v Rossii i za rubezhom – Service in Russia and abroad. Vol. 14. No. 4 (91). Pp. 114–122. (In Russian). DOI 10.24411/1995–042X?2020–10410. EDN LAPNOT
11. Kovtunenko, L. V., Kovtunenko, A. B. (2023) Proektnoe obuchenie kak novyj format obrazovatel'noj deyatel'nosti vuzov [Project-based learning as a new format for educational activities of universities]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya – Proceedings of Voronezh State University. Series: Problems of higher education. No. 4. Pp. 51–54. (In Russian). EDN JWICPT
12. Kozhevnikov, M. V., Konyaeva, E. A., Lapchinskaya, I. V., Savchenkov, A. V. (2021) Sistema vyyavleniya i razvitiya odarennyh detej v usloviyah obshcheobrazovatel'noj shkoly [The system of identification and development of gifted children in a comprehensive school]. Pedagogicheskij zhurnal – Pedagogical Journal. Vol. 11. No. 4–1. Pp. 265–274. (In Russian). DOI 10.34670/AR.2021.32.45.030. EDN YOEEVQ
13. Kungurceva, A. V., Shunaiova, S.A. (2017) Razvitie myshleniya i ponyatijnogo matematicheskogo apparata v doshkol'nom i mladshem shkol'nom vozraste [Development of thinking and conceptual mathematical apparatus in preschool and primary school age]. Nauchnye issledovaniya i obrazovanie – Research and education. No. 1 (25). Pp. 56–58. (In Russian). EDN YHFCYR
14. Nusupova, Sh. M., Sapargalieva, A. Zh. (2021) Formirovanie motivacii budushchih pedagogov v processe proektnogo obucheniya [The formation of motivationof future teachers in the process of project-based learning]. Zametki uchenogo – The scientist's notes. No. 6–1. Pp. 181–185. (In Russian). EDN MLOOTB
15. Petrova, N. P., Halilov, H. S. R. (2015) Realizaciya metoda proektov v podgotovke pedagoga: (na primere gumanitarnyh disciplin) [Implementation of the project method in teacher training (using the example of humanities)]. Stavropol': Severo-Kavkazskij federal'nyj universitet. (In Russian). EDN VKPIUF
16. Razinkina, E. M., Pankova, L. V., Zima, E. A. (2023) Skvoznaya sistema vovlecheniya studentov v proektnuyu deyatel'nost' kak instrument obespecheniya kachestva obrazovaniya [End-to-end system of engaging students in project activities as a tool to ensure education quality]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz – University Management: Practice and Analysis. Vol. 27. No. 1. Pp. 42–49. (In Russian). DOI 10.15826/umpa.2023.01.005. EDN PQZNBK
17. Smirnova, S. V. (2023) Proektnaya tekhnologiya kak instrument mnogomernogo obrazovaniya v vuze [Project technology as a tool of multidimensional education at university]. Psihologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve – Psychology of education in multicultural space. No. 4 (64). Pp. 131–145. (In Russian). DOI 10.24888/2073–8439–2023–64–4–131–145. EDN DKSCRY
18. Tatyanina, T. V. (2018) Proektnoe obuchenie v formirovanii professional'noj kompetentnosti budushchego uchitelya [Design education in the formation of the professional competence of teachers of the future]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal – Siberian Pedagogical Journal. No. 5. Pp. 35–39. (In Russian). EDN PCMJPV
19. Trishchenko, D. A. (2018) Opyt proektnogo obucheniya: popytka ob"ektivnogo analiza
dostizhenij i problem [Experience of project-based learning: an attempt at objective analysis
of results and problems]. Obrazovanie i nauka – The Education and Science Journal. Vol. 20.
No 4. Pp. 132–152. (In Russian). DOI 10.17853/1994–5639–2018–4–132–152. EDN XMRPRJ
20. Khatsrinova, O. Yu., Pavlova, I. V. (2021) Proektnoe obuchenie: ot shkoly do vuza [Project based learning: from school to university]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal – Kazan Pedagogical Journal. No. 6(149). Pp. 55–62. (In Russian). EDN QEYYTY
21. Chelnokova, E. A., Kaznacheeva, S. N., Kalinkina, K. V. (2019) Proektnoe obuchenie kak effektivnyj metod priobreteniya opyta deyatel'nosti studentami [Project training as an effective method of purchasing the experience of activity by students]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya – Problems of modern pedagogical education. No. 63–1. Pp. 373–375. (In Russian). EDN ZNOGFM