Замечания к дискуссии о «постсекулярном»

Some Remarks on the Discussion Concerning “Post-Secular”

Авторы:
Апполонов Алексей Валентинович,

DOI:
10.35231/18186653_2025_1_296

Полный текст386,13 КБ

Введение. Основной задачей статьи является критическая оценка некоторых тезисов, озвученных в ходе дискуссии о «постсекулярном», материалы которой были опубликованы на страницах журнала «Философия религии: аналитические исследования» (2024, Том 8, No 1). При этом основное внимание уделяется вопросу о том, как сторонники идеи о наступлении постсекулярной эпохи объясняют и интерпретируют факты, которые с большей или меньшей очевидностью свидетельствуют о продолжении секуляризационных процессов по крайней мере в некоторых современных обществах.

Содержание. Сторонники концепции постсекулярной эпохи признают, что по крайней мере в некоторых современных обществах секуляризация продолжается; они утверждают, однако, что данное обстоятельство не имеет значения, поскольку постсекулярность предполагает отрицание не секулярности вообще, но некоей жесткой формы «секуляризма», которая господствовала в странах Западной Европы и Северной Америки в середине XX в. и исключала религию из всех областей общественной жизни. Тем не менее, едва ли можно найти убедительные свидетельства существования такого рода «секуляризма» в указанный период и в указанных регионах; скорее наоборот, следует говорить о тесном сотрудничестве между государствами и религиозными конфессиями (что демонстрируется в статье на примере Италии). Точно так же вызывает сомнение утверждение о том, что социологическая теория секуляризации, якобы инспирированная этим «секуляризмом», предполагала, что в обозримом будущем (например, к концу XX в.) религия исчезнет (и что, следовательно, если религия сохранилась, то эта теория несостоятельна и должна быть заменена более адекватной, то есть постсекулярной). Однако есть все основания полагать, что идея о «конце религии» была характерна для протестантской «секулярной» теологии 1960–1970-х гг., тогда как социологи, писавшие о секуляризации придерживались иной точки зрения на данный вопрос.

Выводы. Для объяснения того, как секуляризационные процессы могут продолжаться в условиях гипотетической постсекулярной эпохи, представителям постсекулярного дискурса требуется постулировать существование фантомного «секуляризма середины XX в.», а также прочитывать социологическую теорию секуляризации сквозь призму творчества протестантских теологов 1960–1970-х гг. Данное объяснение нельзя признать удовлетворительным по причине включения в него заведомо некорректных допущений.

Introduction. The article’s primary goal is to critically evaluate some of the arguments made during the discussion concerning “post-secular”, the proceedings of which were published in the journal “Philosophy of Religion: Analytical Studies” (2024, Vol. 8, No. 1). When doing this, the main emphasis is on how proponents of the idea of a post-secular age’s advent explain and interpret empirical facts that more or less unequivocally indicate that secularization processes are still ongoing in at least some contemporary societies.

Content. Proponents of the concept of the post-secular age recognize that at least in some modern societies secularization continues; they argue, however, that this situation is irrelevant because post-secularity does not entail the elimination of secularity in general but rather of a rigid “secularism” that dominated the Western world in the middle of the 20th century and excluded religion from all areas of public life. Nevertheless, there is little solid proof that such “secularism” existed in the time period and region in question; rather, we ought to speak about the close collaboration between states and religions, as the article illustrates with the case of Italy. Similarly, it is dubious that the sociological theory of secularization, supposedly inspired by this “secularism”, really made the assumption that religion would vanish in the near future (for instance, by the end of the 20th century), and that, since it did not, than the theory is untenable and needs to be replaced by a more adequate one, namely post-secular. However, there is every reason to believe that the idea of the “end of religion” was a feature of Protestant “secular” theology of the 1960s–1970s, whereas sociological theory of secularization took a different point of view on this issue.

Conclusions. To explain the persistence of secularization under the circumstances of a hypothetical post-secular age, advocates of post-secular discourse need to postulate the existence of an imaginary “secularism of the mid-20th century”, as well as to read the sociological theory of secularization through the lens of the Protestant “secular” theology of the 1960s–1970s. This explanation cannot be deemed appropriate due to the inclusion of obviously incorrect assumptions.

Апполонов Алексей Валентинович
доктор философских наук
Институт философии РАН
Москва, Российская Федерация
alexeyapp@yandex.ru

1. Кырлежев А. И. «Дело о распятиях» в Европейском суде в постсекулярной перспективе // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. – 2013. – No 2. – С. 233–269.
2. Кырлежев А. И. «Постсекулярное»: возобновление дискуссии // Философия религии: аналитические исследования. – 2024. – Т. 8. – No 1. – С. 20–36.
3. Смирнов М. Ю. Перманентная секуляризация или постсекулярное общество? Современные трансформации религии в ракурсе исследовательской рефлексии // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – No 3. – С. 134–152.
4. Степанова Е. А. Cекулярность и религия: реальность или концепт? // Философия религии: аналитические исследования. – 2024. – Т. 8. – No 1. – С. 37–57.
5. Степанова Е. А. Теории секуляризации в «проекте модерна»: возможности и границы // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2009. – Вып. 9. – С. 54–73.
6. Шохин В. К. Какой тип реальности описывается концепцией постсекулярного общества? // Философия религии аналитические исследования. – 2024. – Т. 8. – No 1. – С. 58–82.
7. Berger P. A Bleak Outlook is Seen for Religion // The New York Times. – February 25. – 1968. – P. 3.
8. Berger Р. A Sociological View of the Secularization of Theology // Journal for the Scientific Study of Religion. – 1967 – Vol. 6. – No. 1. – Pp. 3–16.
9. Martin D. Towards Eliminating the Concept of Secularization // Penguin Survey of the Social Sciences / ed. by J. Gould. – Baltimore: Penguin Books, 1965. – Pp. 169–182.
10. Robertson R. The Sociological Interpretation of Religion. – Oxford: Blackwell, 1972. – 264 p.
11. Shiner L. The Concept of Secularization in Empirical Research // Journal for the Scientific Study of Religion. – 1967. – Vol. 6. – No. 2. – Рp. 207–220.
12. Smith R. G. A Theological Perspective of the Secular // The Christian Scholar. – 1960. – Vol. 43. – No. 1. – Pp. 11–24.
13. Tschannen O. The Secularization Paradigm: A Systematization // Journal for the Scientific Study of Religion. – 1991. – Vol. 30. – No. 4. – Рp. 395–415.
14. Wilson B. R. Religion in Secular Society. Fifty Years On. – Oxford: Oxford University Press, 2016. – 288 p.
15. Wilson B. R. Religion in Sociological Perspective. – Oxford: Oxford University Press, 1982. – 200 p.

1. Berger, Р. (1967) A Sociological View of the Secularization of Theology. Journal for the Scientific Study of Religion. Vol. 6. No. 1. Pp. 3–16.
2. Berger, P. (1968) A Bleak Outlook is Seen for Religion. The New York Times. February 25. P. 3.
3. Kyrlezhev, A. I. (2013) “Delo o raspyatiyakh” v Evropejskom sude v postsekulyarnoj perspektive [“The Case of Crucifixions” in the European Court: a Postsecular Reading]. Gosudarstvo, religiya, Tserkov' v Rossii i za rubezhom [State, Religion and Church in Russia and Abroad]. No. 2. Pp. 233–269. (In Russian).
4. Kyrlezhev, A. I. (2024) “Postsekulyarnoe”: vozobnovlenie diskussii [“Postsecular”: Renewing the Debate]. Filosofiya religii: analiticheskie issledovaniya [Philosophy of Religion: Analytic Researches]. Vol. 8. No. 1. Pp. 20–36. (In Russian).
5. Martin, D. (1965) Towards Eliminating the Concept of Secularization. Penguin Survey of the Social Sciences. Ed. by J. Gould. Baltimore: Penguin Books. Pp. 169–182.
6. Robertson, R. (1972) The Sociological Interpretation of Religion. Oxford: Blackwell.
7. Shiner, L. (1967). The Concept of Secularization in Empirical Research. Journal for the Scientific Study of Religion. Vol. 6. No. 2. Рp. 207–220.
8. Shokhin, V. K. (2024) Kakoj tip real'nosti opisyvaetsya kontseptsiej postsekulyarnogo obshchestva? [Which Type of Reality is Being Described by the Conception of the Postsecular World?]. Filosofiya religii: analiticheskie issledovaniya [Philosophy of Religion: Analytic Researches]. Vol. 8. No. 1. Pp. 58–82. (In Russian).
9. Smirnov, M. Yu. (2023) Permanentnaya sekulyarizatsiya ili postsekulyarnoe obshchestvo? Sovremennye transformatsii religii v rakurse issledovatel'skoj refleksii [Permanent Secularization or Post-­Secular Society? Modern Transformations of Religion in the Perspective of Research Reflection]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina [Pushkin Leningrad State University Journal]. No. 3. Pp. 134–152. (In Russian).
10. Smith, R. G. (1960) A Theological Perspective of the Secular. The Christian Scholar. Vol. 43. No. 1. Pp. 11–24.
11. Stepanova, Е. А. (2009) Teorii sekulyarizatsii v “proekte moderna”: vozmozhnosti i granitsy [Secularization Theories and the “Project of Modernity”: Possibilities and Limits]. Nauchnyj ezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural'skogo otdeleniya Rossijskoj akademii nauk [Scientific Yearbook of Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences]. Vol. 9. Pp. 54–73. (In Russian).
12. Stepanova, Е. А. (2024) Sekulyarnost' i religiya: real'nost' ili kontsept? [Secularity and Religion: Reality or Concept?]. Filosofiya religii: analiticheskie issledovaniya [Philosophy of Religion: Analytic Researches]. Vol. 8. No. 1. Pp. 37–57. (In Russian).
13. Tschannen O. (1991) The Secularization Paradigm: A Systematization. Journal for the Scientific Study of Religion. Vol. 30. No. 4. Рp. 395–415.
14. Wilson, B. R. (1982) Religion in Sociological Perspective. Oxford: Oxford University Press.
15. Wilson, B. R. (2016) Religion in Secular Society. Fifty Years On. Oxford: Oxford University Press.

Ключевые слова:
религия, протестантская теология, секулярность, теория секуляризации, модернизация, постсекулярность, religion, Protestant theology, secularity, theory of secularization, modernization, post-secularity.

Для цитирования:
Апполонов А. В. Замечания к дискуссии о «постсекулярном» // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2025. – No 1. – С. 295–311. DOI: 10.35231/18186653_2025_1_296. EDN: YYGTGD Appolonov, A. V. (2025) Zamechaniya k diskussii o “postsekulyarnom” [Some Remarks on the Discussion Concerning “Post-Secular”]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 1. Pp. 295–311. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2025_1_296. EDN: YYGTGD

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина