Идея Блага в русской религиозной философии XIX–XX веков

The Idea of Good in 19th–20th Centuries Russian Religious Philosophy

Авторы:
Байрон Александра Николаевна,

DOI:
10.35231/18186653_2025_1_265

Полный текст350,17 КБ

Введение. В статье рассматривается идея блага в русской религиозной философии периода XIX–XX вв., исследуются основные подходы к разрешению проблемного взаимодействия рационального и нравственного. Актуальность работы обусловливается, во-первых, насущной гносеологической проблематикой, в контексте развития искусственного интеллекта вновь обращающейся к вопросу о границах возможностей человеческого познания, во-вторых, этической, неизменно обращенной к теме природы зла, способов уменьшения деструктивных моментов человеческого бытия. В работе задействован комплекс подходов и методов, наиболее значимыми из которых выступают герменевтический, структурно-функциональный и системный.

Содержание. В исследовании, исходя из анализа комплекса русских религиозно-философских трудов XIX–XX в., в процессе осмысления рациональности религиозной философии и определения идеи блага в ракурсе этой рациональности выявляются три основных подхода к разрешению проблемы соотношения Разума и Блага: «классический», где обозначенные сферы понимаются тождественно; «неклассический», при котором рациональное и нравственное понимаются как условно зависящие друг от друга, т. е. хоть в своем ноумене и являющееся неким единым, но в рамках явленного мира выступающие обособленно; и подход, понимающий данные сферы независимыми, «экзистенциальный». Каждый из обозначенных путей формулирует особое понимание возможностей человеческого познания (в первом случае познание ограниченно явленным миром; во втором – зависит лишь от внутреннего устремления человека; в третьем – действительное познание считается невозможным, лишь духовное постижение); взаимосвязи познавательных способностей с внутренним миром человека («классический» подход подразумевает единое движение всех человеческих способностей; «неклассический» – усилия воли и разума; «экзистенциальный» же акцентируется на роли духовного мира человека, отрицая способности разума); возможности уменьшения зла (путем гармоничного развития человека как целого; развития «волевого разума» или же «духовного чувствования»).

Выводы. Результатом исследования служит формулирование основных положений трех обозначенных путей; их следствий и перспектив, а также выявление затруднительных моментов, связанных с внутренней логикой каждого из них, чем обозначается дальнейшая перспектива исследований в данном ключе.

Introduction. The article is devoted to the consideration of the idea of the good in Russian religious philosophy of the period of XIX-XX centuries, as well as to the comprehension of the main approaches to the resolution of the problematic interaction between rational and moral. The relevance of the work is conditioned, firstly, by the urgent epistemological problematics, in the context of the development of artificial intelligence again addressing the question of the limits of the possibilities of human cognition, and secondly, by the ethical, invariably addressed to the theme of the nature of evil, as well as ways to reduce the destructive moments of human existence. The work involves a set of approaches and methods, the most significant of which are hermeneutic, structural-functional and systemic.

Content. In the study, based on the analysis of the complex of Russian religious-philosophical works of the XIX–XX centuries, in the process of comprehension of the rationality of religious philosophy and the definition of the idea of the good in the perspective of this rationality, three main approaches to the resolution of the designated problematics are revealed: ‘classical’, where Reason and Good are understood as identical; ‘non-classical’, in which rational and ethical are understood as conditionally dependent on each other, that is, although in their noumena they are one, but within the manifested world they act separately; and the approach that understands these spheres as independent, ‘indifferent’. Each of these ways formulates a special understanding of the possibilities of human cognition (in the first case, cognition is limited by the manifested world; in the second case, it depends only on a person's inner aspiration; in the third case, actual cognition is considered impossible, only spiritual comprehension); the relationship between cognitive abilities and the inner world of a person (the ‘classical’ approach implies a single movement of all human abilities; the ‘non-classical’ approach - the efforts of will and reason; the ‘indifferent’ approach emphasises the role of the spiritual world); and the relationship between cognitive abilities and the inner world of a person (the ‘classical’ approach implies a single movement of all human abilities; the ‘non-classical’ approach - the efforts of will and reason; the ‘indifferent’ approach emphasises the role of the spiritual world).

Conclusions. The result of the study is the formulation of the main points of the three paths, the identification of their implications and perspectives, as well as the identification of difficulties related to the internal logic of each of them, thus marking the future of research in this vein.

Байрон Александра Николаевна
-
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
zwibel1709@gmail.com

1. Андриенко А. С. Вера в философской антропологии В. И. Несмелова // Kant. – 2022. – No 3 (44). – С. 109–113. EDN: TZMVMT
2. Антоневич А. В. Православная антропология русского зарубежья: прот. Василий Зеньковский и архим. Киприан (Керн). – СПб.: ЦХПА, 2021. – 190 с. EDN: VBXELW
3. Бердникова А. Ю. Несмелов Виктор Иванович // Философская антропология. – 2019. – No 1. – С. 159–174.
4. Бродский А. И. Михаил Тареев. – СПб.: СПбГУ, 1994. – 80 с. EDN: WBVPVJ
5. Валеева Г. В. Понятие теодицеи в богословии и русской философской традиции // Известия ТулГ У. Гуманитарные науки. – 2014. – No 4–1. – С. 3–12. EDN: ULOBMV
6. Гаврюшин Н. К. Русское богословие: Очерки и портреты. – Нижний Новгород: Изд. Нижегородской духовной семинарии, 2011. – 672 с. EDN: BEBQMG
7. Ермишин О. Т. О философии русской эмиграции (проблемы, методы, перспективы изучения) // Вестник РХГА. – 2008. – No 2. – С. 153–164. EDN: KLSRMV
8. Зеньковский В. В. Апологетика / проф. прот. В. В. Зеньковский. – М.: Грааль, Серия "Христианская литература", 2001. – 248 с.
9. Зеньковский В. В. Зло в человеке / проф. прот. В. В. Зеньковский; сост. О. Т. Ермишин // Собрание сочинений. – Т. 2: О православии и русской культуре: Статьи и очерки (1916–1957). – М.: Русский путь, 2008. – С. 325–344.
10. Зеньковский В. В. История русской философии. – Ленинград: ЭГО, 1991. – Т. 2, ч. 3. – 269 с.
11. Зеньковский В. В. О педагогическом интеллектуализме // Русская школа за рубежом. (Прага). – 1923. – Кн. 4. – С. 1–21.
12. Зеньковский В. В. По поводу книги И. А. Ильина «О сопротивлении злу силою» / проф. прот. В. В. Зеньковский; сост. О. Т. Ермишин // Собрание сочинений. – Т. 1. О русской философии и литературе: Статьи, очерки и рецензии (1912–1961). – М.: Русский путь, 2008. – С. 96–120.
13. Зинковский М. Понятие личности в русском богословии XIX начала XX веков // Вестник РХГА. – 2014. – No 2. – С. 49–56. EDN: SMEPDR
14. Карандашева А. А. Проблема соотношения веры и разума и поиска оснований истинного знания в творчестве Вл. Соловьёва, В. Несмелова, И. Ильина // Соловьевские исследования. – 2009. – No 3 (23). – С. 56–63. EDN: MUOBTD
15. Колесников С. А. Современная теология и современная наука: перспективы сотрудничества // Христианское чтение. – 2018. – No 5. – С. 73–84. EDN: YNFKPZ
16. Михайлов П. Б. Богословие на перепутье: философская или историческая теология? // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. – 2015. – No 2 (58). – С. 9–24. EDN: TQSRLX
17. Несмелов В. И. Наука о человеке. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2017. – 936 с.
18. Орлов М. О., Мочинская К. А., Торяник Ю. А. Смысл страдания в православном богословии и русской религиозной философии // Манускрипт. – 2020. – No 8. – С. 99–102. EDN: BYXRVL
19. Сизов С. Е. К истории взаимодействия философии и богословия в русской религиозной мысли // Управленческое консультирование. – 2021. – No 4 (148). – С. 153–158. EDN: PKUUIX
20. Тареев М. М. Основы христианства: Система религиозной мысли // Основы христианства в 4х томах. Т. 4.: Христианская свобода. – Сергиев Посад: тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1908. – 424 с.
21. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. – Киев: Христиан.-благотвор. ассоц. «Путь к истине», 1991. – 599 с.
22. Шапошников Л. Е. Перспективы взаимодействия православного богословия и русской философии // Вестник Мининского университета. – 2016. – No 2 (15). – С. 42–54. EDN: WHHBLL

1. Andrienko, A. S. (2022) Vera v filosofskoj antropologii V. I. Nesmelova [Faith in the philosophical anthropology of V. I. Nesmelov]. Kant – Kant. No. 3 (44). Pp. 109–113. (In Russian). EDN: TZMVMT
2. Antonevich, A. V. (2021) Pravoslavnaya antropologiya russkogo zarubezh'ya: prot. Vasilij Zen'kovskij i arhim. Kiprian (Kern) [Orthodox Anthropology of the Russian Abroad: Fr. Vasily Zenkovsky and Archbishop Cyprian (Kern)]. Saint Petersburg: CHPA. (In Russian). EDN: VBXELW
3. Berdnikova, A. Yu. (2019) Nesmelov Viktor Ivanovich. Filosofskaya antropologiya – Philosophical anthropology. No. 1. Pp. 159–174. (In Russian).
4. Brodskij, A. I. (1994) Mihail Tareev [Mikhail Tareev]. Saint Petersburg: SpbGU. (In Russian).EDN: WBVPVJ
5. Valeeva, G. V. (2014) Ponyatie teodicei v bogoslovii i russkoj filosofskoj tradicii [The concept of theodicy in theology and Russian philosophical tradition]. Izvestiya TulG U. Gumanitarnye nauki – "Izvestiya Tula State University" (Izvestiya TulGU). No. 4–1. Pp. 3–12. (In Russian). EDN: ULOBMV
6. Gavryushin, N. K. (2011) Russkoe bogoslovie: Ocherki i portrety [Russian Theology: Essays and Portraits]. Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskoj duhovnoj seminarii. (In Russian). EDN: BEBQMG
7. Ermishin, O. T. (2008) O filosofii russkoj emigracii (problemy, metody, perspektivy izucheniya) [On the Philosophy of Russian Emigration (Problems, Methods, Perspectives of Study)]. Vestnik RHGA – Review of the Russian Christian Academy for the Humanities. No. 2. Pp. 153–164. (In Russian). EDN: KLSRMV
8. Zen'kovskij V. V. (2001) Apologetika [Apologetics]. Moskva: Izdatel'skij Dom “Graal”, Seriya “Hristianskaya literatura”. (In Russian).
9. Zen'kovskij, V. V. (2008) Zlo v cheloveke [The evil in man]. Moskva: Russkij put'. Pp. 325–344. (In Russian).
10. Zen'kovskij, V. V. (1991) Istoriya russkoj filosofii [History of Russian philosophy]. Leningrad: EGO. (In Russian).
11. Zen'kovskij, V. V. (1923) O pedagogicheskom intellektualizme [On pedagogical intellectualism]. Russkaya shkola za rubezhom. (Praga). Vol 4. Pp. 1–21.
12. Zen'kovskij, V. V. (2008) Po povodu knigi I. A. Il'ina «O soprotivlenii zlu siloyu» [Regarding I. A. Ilyin's book ‘On Resistance to Evil by Force’]. Moskva: Russkij put'. (In Russian).
13. Zinkovskij, M. (2014) Ponyatie lichnosti v russkom bogoslovii XIX nachala XX vekov [The Notion of Personality in Russian Theology of the Nineteenth and Early Twentieth Centuries]. Vestnik RHGA – Review of the Russian Christian Academy for the Humanities. No. 2. Pp. 49–56. (In Russian). EDN: SMEPDR
14. Karandasheva, A. A. (2009) Problema sootnosheniya very i razuma i poiska osnovanij istinnogo znaniya v tvorchestve Vl. Solov'yova, V. Nesmelova, I. Il'ina [The problem of the relationship between faith and reason and the search for the foundations of true knowledge in the works of V. Solovyov, V. Nesmelov, I. Ilyin]. Solov'evskie issledovaniya – Solovyov studies. No. 3 (23). Pp. 56–63. (In Russian). EDN: MUOBTD
15. Kolesnikov, S. A. (2018) Sovremennaya teologiya i sovremennaya nauka: perspektivy sotrudnichestva [Modern Theology and Modern Science: Prospects for Co-operation]. Hristianskoe chtenie – Christian Reading. No. 5. Pp. 73–84. (In Russian). EDN: YNFKPZ
16. Mihajlov, P. B. (2015) Bogoslovie na pereput'e: filosofskaya ili istoricheskaya teologiya? Vestnik PSTGU – St. Tikhon's University Review. Theology. No. 2(58). Pp. 9–24. (In Russian). EDN: TQSRLX
17. Nesmelov, V. I. (2017) Nauka o cheloveke [Science of Man]. Saint Petersburg: Obshchestvo pamyati igumenii Taisii. (In Russian).
18. Orlov, M. O., Mochinskaya, K. A., Toryanik, Yu. A. (2020) Smysl stradaniya v pravoslavnom bogoslovii i russkoj religioznoj filosofii [The meaning of suffering in Orthodox theology and Russian religious philosophy]. Manuskript – Manuscript. No. 8. Pp. 99–102. (In Russian). EDN: BYXRVL
19. Sizov, S. E. (2021) K istorii vzaimodejstviya filosofii i bogosloviya v russkoj religioznoj mysli [Towards the History of Interaction between Philosophy and Theology in Russian Religious Thought]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie – Administrative Consulting. No. 4 (148). Pp. 153–158. (In Russian). EDN: PKUUIX
20. Tareev, M. M. (1908) Osnovy hristianstva: Sistema religioznoj mysli [Foundations of Christianity: A System of Religious Thought]. Sergiev Posad: tip. Sv.-Tr. Sergievoj Lavry. (In Russian).
21. Florovskij, G. V. (1991) Puti russkogo bogosloviya [Paths of Russian theology]. Kiev: Hristian.-blagotvor. assoc. Put' k istine.
22. Shaposhnikov, L. E. (2016) Perspektivy vzaimodejstviya pravoslavnogo bogosloviya i russkoj filosofii [Prospects for interaction between Orthodox theology and Russian philosophy]. Vestnik Mininskogo universiteta – Vestnik of Minin University. No. 2 (15). Pp. 42–54. (In Russian). EDN: WHHBLL

Ключевые слова:
этика, гносеология, свобода выбора, проблема рациональности, русская религиозная философия, философия религии, православие, ethics, gnoseology, freedom of choice, the problem of rationality, Russian religious philosophy, philosophy of religion, Orthodoxy.

Для цитирования:
Байрон А. Н. Идея Блага в русской религиозной философии XIX–XX веков // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2025. – No 1 – С. 265–279. DOI: 10.35231/18186653_2025_1_265. EDN: UVAGELO Bairon, A. N. (2025) Ideya Blaga v russkoj religioznoj filosofii XIX–XX vekov [The Idea of Good in 19th–20th Centuries Russian Religious Philosophy]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 1. Pp. 265–279. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2025_1_265. EDN: UVAGEL

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина