Введение. В статье рассматривается вопрос о роли ислама как инструмента сохранения этнокультурной идентичности в среде диаспор на территории Российской Федерации. Речь идёт о роли шиитского направления ислама в сохранении этнической, культурной и религиозной составляющих идентичности членов шиитских диаспор на территории России, отличительных особенностей развития шиитских сообществ на территории РФ.
Содержание. Сравнивается положение внутри исторически сложившихся шиитских диаспор на примере шиитского сообщества г. Дербента (Республика Дагестан) и диаспор, сложившихся на территории Российской Федерации как результат миграционных процессов, активизировавшихся в постсоветский период развития страны. Для раскрытия теоретических вопросов используются материалы как зарубежных исследований (Р. Коен, Б. Балджи), так и труды отечественных исследователей (Г. Мирский, А. Д. Васильев). В работе приведены также материалы практических (полевых) исследований, проведённых на территории РФ и постсоветского пространства, исследователями-практиками (Абдулаева М. Ш., Махмудова К. Г., Филин Н. А. и др.). Для проверки теоретических гипотез приводятся результаты глубинных интервью и анкетирования, проведённого на территории г. Дербента, Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Казани, а также Республики Крым. Наиболее важным в данном аспекте является вопрос сравнения ситуации в «стационарных» общинах с постоянным составом членов и общинами, расположенными в регионах «вахтового» присутствия представителей шиитской уммы. Сопоставляются результаты теоретических и полевых исследований. Особенное внимание уделяется развитию системы воспроизводства этнокультурной и религиозной составляющих идентичности у членов шиитских общин на территории России. Поднимается тема развития специфической шиитской религиозной инфраструктуры общин на территории РФ: о состоянии такой инфраструктуры, степени необходимости её дальнейшего развития, содержания и форм религиозного воспитания членов общины, а также о механизмах реализации данных целей в современных условиях.
Introduction. The article discusses the role of Islam as a tool for preserving ethnic and cultural identity among diasporas in the territory of the Russian Federation. In particular, the article deals with the role of the Shiite trend of Islam in preserving the ethnic, cultural and religious components of the identity of members of Shiite diasporas in Russia, and the distinctive features of the development of Shiite communities in the territory of the Russian Federation.
Content. The author compares the situation within the historically established Shiite diasporas using the example of the Shiite community of Derbent, the Republic of Dagestan and diasporas that have developed on the territory of the Russian Federation as a result of migration processes that intensified in the post-Soviet period of the country's development. To reveal theoretical issues, the author uses materials from both foreign studies (R. Cohen, B. Balji) and the works of domestic researchers (G. Mirsky, A. D. Vasiliev). In the work, the author also provides materials of practical (field) research conducted on the territory of the Russian Federation and the post-Soviet space, both by himself and by other practical researchers (Abdulaeva M. Sh., Makhmudova K. G., Filin N. A., etc.). To test theoretical hypotheses, the author provides the results of in-depth interviews and questionnaires conducted they are located on the territory of Derbent, Moscow, St. Petersburg, Astrakhan, Kazan, as well as the Republic of Crimea. The most important issue in this aspect is the issue of comparing the situation in "stationary" communities with permanent membership and communities located in the regions of the "shift" presence of representatives of the Shiite Ummah with periodic changes in the composition of the community until its complete renewal. The author compares the results of theoretical and field research on this issue. The author pays special attention to the issue of the development of the system of reproduction of ethnocultural and religious components of identity, in their direct connection with each other, among members of Shiite communities in Russia. In addition, the author raises the question of the problems of developing a specific Shiite religious infrastructure of communities in the territory of the Russian Federation: the state of such infrastructure, the degree of need for its further development, the content and form of religious education of community members, as well as the mechanisms for implementing these goals that exist in modern conditions.
Горин Антон Анатольевичкандидат исторических наук, доцент
Казанский (Приволжский) федеральный университет
г. Казань, Российская Федерация
anton-gorin2009@mail.ru
1. Абдулаева М.Ш. Махмудова К. Г. Культурное пространство города Дербента // Общество: философия, история, культура. – 2018. – № 10 (54). – С. 129–133. EDN: VJXHYY
2. Балджи Б. Судьбы шиизма в постсоветском Азербайджане // Этнографическое обозрение. – 2006. – № 2. – С. 86–99. EDN: HUCWML
3. БобровниковВ. О.Шариат и адат в российском нормативном пространстве // Государственная служба. – 2011. – № 5. – С. 90–94. EDN: ONUOYT
4. Васильев А. Д. Паломники из России у шиитских святынь Ирака // Восточный архив. – 2013. – № 1 (27). – С. 9–17. EDN: SJSWVL
5. ГариповЯ. З., Нуруллина Р.В.Социализация мусульманской молодёжи на примере учащихся мусульманских учебных заведений Татарстана (часть 1) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2009. –№ 4 (92). –С. 203–229. EDN: NCGQGV
6. Горин А. А. Роль сети «Интернет» в замене этнокультурной идентичности на религиозную в условиях современного российского общества // Человек в Интернетпространстве. Сборник материалов научно-практической конференции 27–28 июня
2019 года. – Казань: Изд-во АН РТ, 2019. – С. 49–57. EDN: FLZXQC
7. Добаев И. П. Ислам в черноморско-касписком регионе: геополитическое измерение // Мусульманский мир. – 2018 – № 3. – С. 5–15.
8. Ибрагимов М. А., Халилова А. С. Трансформация этнической структуры города Дербента в постсоветский период // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2–1. – С. 591. EDN: UHXFJZ
9. Казиев И. А.Некоторые особенности экономического развития Дагестана в 60–80е годы ХХ века // Вестник Социально-педагогического института. – 2011. –№ 2 (3). –С. 16–19. EDN: QZCMCR
10. Мирский Г. И. Исламский фундаментализм, сунниты и шииты // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 7. – С. 155–182. EDN: JVKGPX
11. Мирский Г.Шииты в современном мире // Россия в глобальной политике. – 2005. – Т. 3. – № 6. – С. 128–141. EDN: XCRTRB
12. НоибахушХ.Эволюция и перспективы развития отношений Ирана и России // Вестник МГЛУ. Общественные науки. – 2021. – Вып. 4 (845). – С. 218–225. DOI: 10.52070/2500-347X_2021_4_845_218. EDN: KTLNQW
13. РамазановЭ.С.Традиционные ценности ислама как фактор формирования религиозной и гражданской идентичности // Традиционные ценности как фактор формирования религиозной и гражданской идентичности: монография / сост. Ю. В. Норманская. – Симферополь: Антиква, 2023. – С. 135–146. EDN: JHQPAA
14. РогатинВ. Н. Участие мусульман Украины в Евромайдане // Мусульманский мир. – 2015. – № 4. – С. 122–136.
15. Сметанин Ф. А. Мусульманские сообщества и диаспоры как фактор интеграции мигрантов (пример Томска) // Вестник Томского государственного университета. – 2020. – № 461. – С. 161–165. DOI: 10.17223/15617793/461/19. EDN: GDVTQC
16. Филин Н. А. Шиитский религиозный проект марджаата в современных реалиях // Власть. – 2013. – сентябрь. – С. 125–127. EDN: RCEEMP
17. Хайретдинова З. З. Традиционные ценности мусульман Крыма как основа формирования современной религиозной идентичности крымских татар // Традиционные ценности как фактор формирования религиозной и гражданской идентичности: монография / сост. Ю. В. Норманская – Симферополь: Антиква, 2023. – С. 146–155. EDN: JHQPAA
18. Хрусталева Н. Адаптация выходцев из бывшего СССР. Взгляд психолога // Диаспоры. – 1999. – № 2–3. – С. 281–298.
19. ЧикризоваО.С.Шииты Ирака – угнетаемое большинство // Россия и мусульманский мир. – 2011. – № 9 (231). – С. 98–104. EDN: MYOFUH
20. Cohen R. Global diasporas: an introduction. – London: Routledge, 2008. – 40 p.
21. Spivak D. L., Seyidova G. N., Venkova A. V. Intrinsic Religiosity of Shiite Muslims in Russia // International Journal of Cultural Research. – 2020. – № 1 (38). – P. 234–254. DOI: 10.24411/2079-1100-2020-000017. EDN: XABZJZ
1. Abdulaeva, M. Sh., Mahmudova, K. G. (2018) Kulturnoe prostranstvo goroda Derbenta. [Cultural space of the city of Derbent]. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura – Society: philosophy, history, culture. No. 10 (54). Pp. 129–133. (In Russian). EDN: VJXHYY
2. Baldzhi, B. (2006) Sudby shiizma v postsovetskom Azerbaidzhane. [The fate of Shiism in post-Soviet Azerbaijan]. Jetnograficheskoe obozrenie – Ethnographic Review. No. 2. Pp. 86–99. (In Russian). EDN: HUCWML
3. Bobrovnikov, V. O. (2011) Shariat i adat v rossijskom normativnom prostranstve. [Sharia and Adat in the Russian regulatory space]. Gosudarstvennaja sluzhba – State service. No. 5. Pp. 90–94. (In Russian). EDN: ONUOYT
4. Vasil`ev, A. D. (2013) Palomniki iz Rossii u shiitskih svjatyn` Iraka. [Pilgrims from Russia at Shiite shrines in Iraq]. Vostotchnyj arhiv – Oriental Archive. No. 1 (27). Pp. 9–17. (In Russian). EDN: SJSWVL
5. Garipov, Ja. Z., Nurullina,R.V. (2009) Socializacija musul`manskoj molodjozhi na primere uchaschihsja musulmanskih uchebnyh zavedenij Tatarstana (Chast` 1). [Socialization of Muslim youth by the example of students of Muslim educational institutions in Tatarstan (Part 1)]. Monitoring obschestvennogo mnenija: jekonomicheskie i socialnye peremeny – Monitoring public opinion: economic and social changes. No. 4 (92). Pp. 203–229. (In Russian). EDN: NCGQGV
6. Gorin, A. A. (2019) Rol` seti Internet v zamene jetnokulturnoj identichnosti na religioznuju v uslovijah sovremennogo rossijskogo obschestva. [The role of the Internet in replacing ethnocultural identity with religious identity in the conditions of modern Russian society]. Chelovek v Internet-prostranstve. Sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii 27–28 ijunja 2019 g. [A person in the Internet space. Collection of materials of the scientific and practical conference on June 27–28, 2019]. Proceedings of the Regional Conference. Kazan: Publishing House of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan. Pp. 49–57. (In Russian). EDN: FLZXQC
7. Dobajev, I. P. (2018) Islam v chernomorsko-kaspijskom regione: geopoliticheskoje izmerenije. [Islam in the Black Sea-Caspian region: a geopolitical dimension]. Musul`manskij mir – The Muslim world. No. 3. Pp. 5–15. (In Russian). EDN: YQJNPV
8. Ibragimov, M. A., Halilova A. S. (2015) Transformacija jetnicheskoj struktury goroda Derbenta v postsovetskij period. [Transformation of the ethnic structure of the city of Derbent in the post-Soviet period]. Sovremennyje problemy nauki i obrazovanija – Modern problems of science and education. No. 2–1. P. 591. (In Russian). EDN: UHXFJZ
9. Kaziev, I. A. (2011) Nekotorye osobennosty jekonomicheskogo razvitija Dagestana v 60–80e g. XX v. [Some features of Dagestan's economic development in the 60–80s of the twentieth century]. Vestnik Socialno-pedagogicheskogo instituta – Bulletin of the Sociopedagogical Institute. No. 2 (3). Pp. 16–19. EDN: QZCMCR
10. Mirskij, G. I. (2008) Islamskij fundamentalizm, sunnity i shiity. [Islamic fundamentalism, Sunnis and Shiites]. Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnyje otnoshenija – World economy and international relations. No. 7. Pp. 155–182. (In Russian). EDN: JVKGPX
11. Mirskij G. I. (2005) Shiity v sovremennom mire. [Shiites in the modern world]. Rossija v globalnoi politike –Russia in global politics. V. 3. No. 6. Pp. 128–141. (In Russian). EDN: XCRTRB
12. Nojbauhush, H. (2021) Jevolucija i perspektivy razvitija otnoshenij Irana i Rossii [The evolution and prospects of Iran-Russia relations]. Vestnik MGLU. Obschestvennyje nauki. – Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Social Sciences. Vol. 4 (845). Pp. 218–225. (In Russian). EDN: KTLNQW
13. Ramazanov, Je. S. (2023) Tradicionnye cennosti islama kak faktor formirovanija religioznoj i grazhdanskoi identichnosti. [Traditional values of Islam as a factor in the formation of religious and civic identity]. Tradicionnye cennosti kak faktor formirovanija religioznoj i grazhdanskoi identichnosti. [Traditional values as a factor in the formation of religious and civic identity]. Simferopol: Antikva, Pp. 135–146. (In Russian) DOI: 10.52070/2500-347X_2021_4_845_218. EDN: JHQPAA
14. Rogatin, V. N. (2015) Uchastie musulman Ukrainy v Evromajdane. [The participation of Muslims of Ukraine in Euromaidan]. Musul`manskij mir – The Muslim world. No. 4. Pp. 122–136. (In Russian).
15. Smetanin, F. A. (2020) Musulmanskie soobschestva i diaspory rfr faktor integracii migrantov (primer Tomska). [Muslim communities and diasporas as a factor of migrant integration (example of Tomsk)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta –Bulletin of Tomsk State University. No. 461. Pp. 161–165. (In Russian). DOI: 10.17223/15617793/461/19. EDN: GDVTQC
16. Filin N. A. (2013) Shiitskij religioznyj proekt mardzhaata v sovremennyh realijah. [Marjaat's Shiite Religious Project in modern realities]. Vlast` – Government. September. Pp. 125–127. (In Russian). EDN: RCEEMP
17. Hajretdinova, Z. Z. (2023) Tradicionnye cennosti musulman Kryma kak osnova formirovanija sovremennoj religioznoi identichnosti krymskih tatar. [The traditional values of the Muslims of Crimea as the basis for the formation of the modern religious identity
of the Crimean Tatars]. Tradicionnye cennosti kak faktor formirovanija religioznoj i grazhdanskoi identichnosti. [Traditional values as a factor in the formation of religious and civic identity]. Simferopol: Antikva. Pp. 146–155. (In Russian). EDN: JHQPAA
18. Hrustaljova, N. (1999) Adaptacija vyhodcev iz byvchego SSSR. Vzgljad psihologa. [Adaptation of immigrants from the former USSR. The psychologist's view]. Diaspory – Diasporas. No. 2–3. Pp. 281–298. (In Russian).
19. Chikrizova, O. S. (2011) Shiity Iraka – ugnetaemoe bol`shinstvo. [The Shiites of Iraq are the discriminated majority]. Rossija i musulmanskij mir – Russia and the Muslim world. No. 9 (231). Pp. 98–104. (In Russian). EDN: MYOFUH
20. Cohen, R. (2008) Global diasporas: an introduction. London: Routledge.
21. Spivak D. L., Seyidova, G. N., Venkova, A. V. (2020) Intrinsic Religiosity of Shiite Muslims in Russia. International Journal of Cultural Research. No. 1 (38). Pp. 234–254. DOI: 10.24411/2079-1100-2020-000017. EDN: XABZJZ