Трансформация понимания знания в философии культуры Мишеля Фуко: от эпистем к дисциплине

The Transformation of the Understanding of Knowledge in Michel Foucault's Philosophy of Culture: From Epistemes to Discipline

Авторы:
Коркишко Илья Анатольевич,

DOI:
10.35231/18186653_2025_1_148

Полный текст316,54 КБ

Введение. В статье анализируется философия Мишеля Фуко в контексте её вклада в изучение знания и власти. Рассматривается трансформация его идей: от анализа эпистем в «Словах и вещах» к изучению дисциплинарной власти в «Надзирать и наказывать». Цель работы состоит в анализе и сравнении этих двух подходов.

Содержание. В первой части рассматриваются эпистемы из «Слов и вещей» как исторически обусловленные структуры, задающие рамки возможного знания для каждой эпохи. Во второй части исследуются механизмы дисциплинарной власти, представленные в «Надзирать и наказывать», и их роль в формировании знания через наблюдение, нормализацию и контроль. Третья часть касается сравнения этих двух подходов Фуко, акцентируя внимание на взаимосвязи власти и знания, а также на переходе от анализа абстрактных структур к изучению конкретных социальных институтов.

Выводы. В ходе анализа было установлено, что концепт власть-знание, представленный в поздних работах Фуко, меняет понимание знания и эпистем, связывая их с властными дискурсами, которые начинают играть активную роль в формировании истины. Рассмотрение знания через призму власти позволяет интерпретировать каждый исторический период как пространство взаимосвязанных изменений, где власть и знание совместно создают реальность. Сам процесс трансформации эпистем может
быть воспринят как политический процесс, который влияет на социальную организацию и способы управления обществом.

Introduction. The article analyzes Michel Foucault's philosophy in the context of its contribution to the study of knowledge and power. It examines the transformation of his ideas from the analysis of epistemes in The Order of Things to the study of disciplinary power in Discipline and Punish. The aim of the work is to analyze and compare these two approaches.

Сontent. The first part examines the epistemes from The Order of Things as historically conditioned structures that set the framework for possible knowledge in each era. The second part explores the mechanisms of disciplinary power presented in Discipline and Punish and their role in shaping knowledge through observation, normalization, and control. The third part focuses on comparing these two approaches by Foucault, emphasizing the interrelation of power and knowledge, as well as the transition from analyzing abstract structures to studying specific social institutions.

Conclusions. The analysis shows that the concept of power-knowledge, presented in Foucault's later works, changes the understanding of knowledge and epistemes by linking them to power discourses, which actively shape truth. Viewing knowledge through the lens
of power allows interpreting each historical period as a space of interconnected changes, where power and knowledge jointly create reality. The process of episteme transformation itself can be perceived as a political process influencing social organization and methods of governing society.

Коркишко Илья Анатольевич
-
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
2dragow2@gmail.com

1. Бокарева О.Б.Концепция власти и понятие «Власть-знание» в философии Мишеля Фуко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 3–1. – С. 172–175.
2. ВишневскийЮ. Р., ВишневскийС.Ю. Идеи М. Фуко об образовании как социальном институте // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2015. – № 2 (35). – С. 25–32.
3. Декарт Р. Сочинения в 2 т.: пер. с лат. и франц. Т. 1 / под ред. В. В. Соколова. – М.: Мысль, 1989. – 654 с.
4. Дьяков А. В. Мишель Фуко и его время. – СПб.: Алетейя, 2015. – 672 с.
5. Мишель Фуко и Россия: сб. ст. / под ред. О.В. Хархордина // Труды ф-та полит. наук и социологии. – СПб.: Европейский ун-т в СПб.; Летний сад, 2001. – 349 с.
6. Рязанов И. В. Власть и наказание в генеалогическом проекте М. Фуко // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2019. –№ 2. –С. 158–168.
7. СокулерЗ. А.Знание и власть: наука в обществе модерна. –СПб.: РХГИ, 2001. – 240 с.
8. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы: пер. с фр. – М.: Ад Маргинем Пресс: Музей современного искусства “Гараж”, 2023. – 416 с.
9. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой. – СПб.: A-cad, 1994. – 408 с.
10. Фуко М. Археология знания / пер. с фр. М. Б. Раковой, А. Ю. Серебрянниковой. – СПб.: Гуманитарная Академия; Университетская книга, 2004. – 416 с.

1. Bokareva, O.B. (2019) Koncepciya vlasti i ponyatie «Vlast`-znanie» v filosofii Mishelya Fuko [The concept of power and the notion of "power-knowledge" in Michel Foucault's philosophy]. Mezhdunarodny`j zhurnal gumanitarny`h i estestvenny`h nauk [International
journal of humanities and natural sciences]. No. 3–1. Pp. 172–175. (In Russian).
2. Vishnevskij, Yu. R., Vishnevskij, S. Yu. (2015) Idei M. Fuko ob obrazovanii kak social`nom institute [Michel Foucault's ideas about education as a social institution]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Surgut State Pedagogical University journal]. No. 2 (35). Pp. 25–32. (In Russian).
3. Sokolova, V.V. (1989) (ed.) Descartes, R. Sochineniya v 2 t.: Per. s lat. i francz. T. 1 [Descartes, R. The Complete Works in 2 Volumes: Translated from Latin and French. Vol. 1]. Moskva: Mysl' (In Russian).
4. D'yakov, A. V. (2015) Mishel` Fuko i ego vremya [Michel Foucault and His Time]. SanktPeterburg: Aleteya (In Russian).
5. Harhordin, O. V. (2001) (ed.) Mishel` Fuko i Rossiya: Sb. st. [Michel Foucault and Russia: A Collection of Articles]. Trudy` f-ta polit. nauk i sociologii [Proceedings of the Faculty of Political Science and Sociology]. Sankt-Peterburg: Letnij sad (In Russian).
6. Ryazanov, I. V. (2019) Vlast` i nakazanie v genealogicheskom proekte M. Fuko [Power and Punishment in Foucault's Genealogical Project]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya [Perm University journal]. No. 2. Pp. 158–168 (In Russian).
7 Sokuler, Z. A. (2001) Znanie i vlast`: nauka v obshhestve moderna [Knowledge and Power: Science in the Modern Society]. Sankt-Peterburg: RHGI (In Russian).
8. Foucault, M. (2023) Nadzirat` i nakazy`vat`. Rozhdenie tyur`my`: per. s francz [Discipline and Punish. The Birth of the Prison: Translated from French]. Sankt-Peterburg: Ad Marginem Press: Muzej sovremennogo iskusstva “Garazh” (In Russian).
9. Foucault, M. (1994) Slova i veshhi. Arheologiya gumanitarny`x nauk [Words and Things. An Archaeology of the Human Sciences]. Sankt-Peterburg: A-cad (In Russian).
10. Foucault, M. (2004) Arheologiya znaniya [The Archaeology of Knowledge]. SanktPeterburg: Gumanitarnaya Akademiya; Universitetskaya kniga (In Russian).

Ключевые слова:
Мишель Фуко, знание, эпистема, власть, дисциплина, слова и вещи, надзирать и наказывать, Michel Foucault, knowledge, episteme, power, discipline, The Order of Things, Discipline and Punish.

Для цитирования:
Коркишко И. А. Трансформация понимания знания в философии культуры Мишеля Фуко: от эпистем к дисциплине // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2025. – № 1. – С. 148–160. DOI: 10.35231/18186653_2025_1_148. EDN: IFBVOM Korkishko, I. A. (2025) Transformatsiya ponimaniya znaniya v filisofii kul'tury Mishelya Fuko: ot epistem k distsipline [The Transformation of the Understanding of Knowledge in Michel Foucault's Philosophy of Culture: From Epistemes to Discipline]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 1. Pp. 148–160. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2025_1_148. EDN: IFBVOM

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина