Введение. Место русской философии в мировой философии XIX в. определяется через соотношение с европейским философским дискурсом. Синтетическая философия России, при определенной самобытности её культурных оснований и индивидуальном пути становления, не позволяет рассматривать её вне мирового философского процесса.
Содержание. В русской философии XIX в. происходит интенсивный рост самосознания. Осмысление предназначения отечественной философии связано с критической рефлексией над историей христианства. Западники и славянофилы, народники и почвенники так или иначе взаимодополняют друг друга и не дают уйти в крайности, что способствует их примирению и поиску новых путей развития русской философии. Формируются основания философии всеединства, с признанием самобытности любой культуры. Русская философская мысль опирается и на европейский путь развития философии, и на традиции православной культуры, определяя на этой основе путь своего развития, где идеи христианства обретают статус социальной программы преобразования общества и человека.
Выводы. Результатом диалектической духовной борьбы течений западников и славянофилов становится осмысление русской идеи в нравственно-практической философии, которая ориентирована, с одной стороны, на личное духовное самосовершенствование и развитие, а с другой стороны, на преобразование общества и личности.
Introduction. The place of Russian philosophy in the 19th century world philosophy determined through its relationship with European philosophical discourse. Russian synthetic philosophy, with a certain originality of its cultural foundations and an individual path of formation, does not allow us to consider it outside the world philosophical process.
Content. In the 19th century Russian philosophy, there is an intensive growth of self-awareness. Understanding the purpose of Russian philosophy is connected with a critical reflection on the history of Christianity. Westernizers and Slavophiles, populists and pochvenniks, complement each other in one way or another and do not allow them to go to extremes, which contributes to their reconciliation and the search for new ways of developing Russian philosophy. The foundations of the philosophy of unity (vseedinstvo) are being formed, with the recognition of the identity of any culture. Russian philosophical thought is based on both the European path of development of philosophy and the traditions of Orthodox culture, defining on this basis the path of its development, where the ideas of Christianity acquire the status of a social program for the transformation of society and man.
Conclusions. The result of the dialectical spiritual struggle between the Westerners and Slavophiles is the understanding of the Russian idea in moral and practical philosophy, which is focused, on the one hand, on personal spiritual self-improvement and development, and, on the other hand, on the transformation of society and personality.
Канышева Ольга Альбертовнакандидат философских наук, доцент
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
k-55o@yandex.ru
1. Белинский В. Г. Письмо Н. В. Гоголю. 3 июля 1847 г. // Избр. филос. соч. – М.: Госполитизат, 1941. – С. 467–474.
2. Герцен А. И. Русский народ и социализм // Соч. в 2?х т. Т. 2. – М.: Мысль, 1986. – С. 154–152.
3. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому. – М.: Институт русской цивилизации, 2008.
4. Добролюбов Н. А. Новый кодекс русской практической мудрости // Избр. филос. соч. Т. 1. – М.: Госполитиздат, 1945. – С. 382–395.
5. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. – М.: Институт русской цивилизации, 2010.
6. Кавелин К. Д. Задачи этики при современных условиях знания. Посвящается молодому поколению. –СПб., 1885.
7. Киреевский И. В. О необходимости и возможности новых начал для философии // Полн. собр. соч. в 2 т. Т. 1. – М.: Типография Императорского Московского Университета, 1911. – С. 223–264.
8. Кропоткин П. А. Этика: Избранные труды. – М.: Политиздат, 1991.
9. Леонтьев К. Н. Византизм и славянство. – М.: АСТ, Хранитель, 2007.
10. Писарев Д. И. Мыслящий пролетариат // Соч. В 4?х т. Т. 4. – М.: Гос. изд. худ. лит., 1956. – С. 7–49.
11. Толстой Л. Н. Царство божие внутри вас 1890–1893 // Полн. собр. соч. Т. 28. – М.: Гос. изд-во худ. лит., 1957. – С. 1–293.
12. Ткачев П. Н. Анархия мысли // Сочинения: в 2?х т. Т. 2. – М.: Мысль,1976. – С. 103–140.
13. Фокин П. Е., Петрова А. В. Пушкинская речь Ф. М. Достоевского как событие (по материалам рукописного фонда Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля) // Неизвестный Достоевский: межд. электр. науч. журнал. – 2020. – No 2. – С. 162–195. [Электронный ресурс] – URL: http://elibrary.petrsu.ru/books/52128 (дата обращения: 13. 11. 2024).
14. Хомяков А. С. Несколько слов о философическом письме (напечатанном в 15 книжке «Телескопа») (Письмо к г-же Н.) // Соч. В 2?х т. Т. 1. – М.: Медиум, 1994. – С. 449–455.
15. Хомяков А. С. О старом и новом // Соч. В 2?х т. Т. 1. – М.: Медиум, 1994. – С. 456–470.
16. Чаадаев П. Я. Философические письма // Полн. собр. соч. и избр. письма. Т. 1. – М.: Наука, 1991. – С. 320–440.
1. Belinskij, V. G. (1941) K N. V. Gogolu. 3 iyunya 1847 g. [To N. V. Gogol. July 3, 1947]. Izbr. filos. soch. [Selected philos. essays]. Moskva: Gospolitizdat. Pp.467–474. (In Russian).
2. Gerzen, A. I. (1986) Russkij narod i sozializm [The russian people and socialism]. Sochineniya. v 2?t. T. 2. [Collect. Essays. Vol. 2]. Moskva: Mysl’. Pp.154–182. (In Russian).
3. Danilevskij, N. J. (2008) Rossija i Evropa. Vzglyad na kulturnyje i politicheskije otnoshenija slavyanskogo mira k romano-germanskomu [Russia and Europe. A look at the cultural and political relations of the Slavic world to the Romano-Germanic]. Moskva: Institut russkoj zivilizatsii. (In Russian).
4. Dobrolubov, N. A. (1945) Novyj kodeks russkoj prakticheskoj mudrosti [The new code |71| of Russian practical wisdom] Izbr. filos. soch. [Selected philos. essays]. Moskva: Gospolitizdat. Pp. 382–395. (In Russian).
5. Dostoevskij, F. M. (2010) Dnevnik pisatelya [The writer's diary]. Moskva: Institut russkoj zivilizatsii. (In Russian).
6. Kavelin, K. D. (1885) Zadachi etiki pri sovremennykh usloviyakh znaniya. Posvyachaetsya molodomu pokoleniu [The tasks of ethics under modern conditions of knowledge. Dedicated to the younger generation]. Sankt-Peterburg. (In Russian).
7. Kireevskij, I. V. (1911) O neobkhodimosti i vozmozhnosti novykh nachal dlya filosofii [On the necessity and possibility of new beginnings for philosophy]. Poln. sobr. soch. v 2?t. T. 1. [Collect. Essays. Vol. 1]. Moskva: Tipografiya Imperatorskogo Moskovskogo Unuversiteta. Pp. 223–264. (In Russian).
8. Kropotkin, P. A. (1991) Etika: Izbr. trudy [Ethics: Selected works]. Moskva: Politizdat. (In Russian).
9. Leont'ev, K. N. (2007) Vizantizm i slavyanstvo [Byzantium and Slavism]. Moskva: AST, Hranitel’. (In Russian).
10. Pisarev, D. I. (1956) Myslyashchij proletariat [The thinking proletariat]. Sochineniya. v 4?kh t. T. 4. [Essays in 4 vols. Vol 4]. Moskva: Gos. izdat. hud. lit. Pp.7–49. (In Russian).
11. Tolstoj, L. N. (1957) Tsarstvo bozhie vnutri vas. 1890–1893 [The Kingdom of God is within you 1890–1893]. Poln. sobr. soch. T. 28 [Collect. Essays. Vol. 28]. Moskva: Gos. izd-vo hud. lit. Pp. 1 293. (In Russian).
12. Tkachev, P. N. (1976) Anarhiya mysli [Anarchy of thought] Sochineniya v 2?kh t. T. 2. [Essays in 2 vols. Vol 2]. Moskva: Mysl’. Pp. 103–140. (In Russian).
13. Fokin, P. E., Petrova A. V. (2020) Pushkinskaya rech’ F. M. Dostoevskogo kak sobytie (po materialam rukopisnogo fonda Gosudarstvennogo muzeya istorii russkoj literatury im. V. I. Dalya) [Pushkin's speech by F. M. Dostoevskj as an event (based on the manuscript fund materials of the State Museum of the History of Russian Literature named after V. I. Dal’] Neizvestnyj Dostoevskij: elektr. nauch. gurnal. No. 2. Pp.162–195.
14. Khomyakov, A. S. (1994) Neskol’ko slov o filosoficheskom pus’me (napechatannom v 15 knizhke “Teleskopa”) [A few words about the philosophical letter (printed in the “Telescope”15th book)] Sochineniya v 2?kh t. T. 1. [Essays in 2 vols. Vol 1]. Moskva: Medium. Pp. 449–455. (In Russian).
15. Kyomyakov, A. S. (1994) O starom i novom [About the old and the new] Sochineniya v 2?kh t. T. 1. [Essays in 2 vols. Vol 1]. Moskva: Medium. Pp. 456–470. (In Russian).
16. Chaadaev, P. Ja. (1991) Filosoficheskie pis’ma [Philosophical letters] Poln. sobr. soch. i izbr.pis’ma. T. 1. [Collect. Essays. Vol. 1]. Moskva: Nauka. Pp. 320–440. (In Russian).