Психологическая помощь учителям общеобразовательных организаций в профилактике профессионального выгорания

Adaptation Mechanisms of the Personality and Professional Burnout of the Teachers

Авторы:
Маклаков Анатолий Геннадьевич,Панкратова Валерия Геннадьевна,

DOI:
10.35231/18186653_2024_4_334

Полный текст246,53 КБ

Введение. Психологически благоприятная и безопасная образовательная среда является одним из условий повышения качества образования, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. Профессию учителя, его деятельность в силу своей специфики относят к группе риска в отношении вероятности возникновения профессионального выгорания, а возрастающие требования к уровню профессиональной подготовки и личности учителя, обусловленные современными трансформациями в системе образования не только увеличивают психоэмоциональные нагрузки, но и повышают степень риска возникновения профессионального выгорания у учителей.

Материалы и методы. В ходе психологического исследования были использованы следующие методы: опросник выгорания (Maslach Bornout Inventory, MBI, адаптация Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой, 2001), Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» разработанный А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным, методика «Интегральная удовлетворенность трудом» Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М., Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16PF. Для сравнительного анализа
учителей общеобразовательных организаций с высоким и низким уровнем профессионального выгорания был использован t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ (коэффициент корреляции r-Пирсона).

Результаты. Исследование проводилось на базе Волосовского муниципального района, в нескольких общеобразовательных организациях. Всего были изучены психологические особенности 80 учителей с различным стажем педагогической деятельности. Результаты проведенного исследования, доказывают, что использование данного психодиагностического инструментария позволит разработать систему мероприятий по организации квалифицированной помощи учителям по профилактике и преодолению профессионального выгорания.

Обсуждение и выводы. В рамках данного исследования был определен психодиагностический инструментарий, способствующий разработке системы мероприятий по организации квалифицированной помощи учителям по профилактике и преодолению профессионального выгорания. Составлены рекомендации по созданию системы психолого-педагогического сопровождения учителей общеобразовательных организаций в контексте психологической диагностики психологических особенностей, влияющих на профессиональное выгорание учителя.

Introduction. The phenomenon of professional burnout manifests itself in a wide range of professions, and its consequences affect the professional health of employees, their work motivation, labor productivity, etc. Therefore, a significant number of heads of organizations, including educational organizations, face the problem of professional burnout of employees. The modern professional activity of a teacher is characterized by a constant change in the conditions for performing professional duties, which are associated with a continuous increase in the load on their mental adaptation mechanisms. In the context of this study, the occurrence of professional burnout was considered as a result of complications in the adaptation process. Therefore, the hypothesis of this study was the assumption that the insufficient level of development of the adaptive potential of a person, in particular a teacher, is one of the main prerequisites for the occurrence of professional burnout.

Materials and methods. In the course of the psychological study, the following methods were used: a burnout questionnaire (Maslach Bornout Inventory, MBI, adapted by N. E. Vodopyanova, E. S. Starchenkova, 2001), a multilevel personality questionnaire "Adaptiveness" developed by A. G. Maklakov and S. V. Chermyanin, the method "Integral satisfaction with work" Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M., the method "Communicative and organizational inclinations" V. V. Sinyavsky, V. A. Fedoroshin (KOS), R. Cattell's 16PF multifactorial personality questionnaire, a method for diagnosing social and psychological attitudes of a person in the motivational and need sphere O. F. Potemkina, Eysenck Personality Questionnaire EPI. For a comparative analysis of general education organizations teachers with high and low levels of professional burnout, we used Student's t-test, correlation analysis (r-Pearson correlation coefficient).

Results. The study was conducted on the basis of the Volosovsky municipal district, in several educational organizations of the district. In total, the personal characteristics of 80 teachers of educational organizations of the district, with different experience in teaching, were studied. The results of the study presented in the article prove that the insufficient level of development of the adaptive potential of the teacher's personality is one of the prerequisites for the occurrence of professional burnout.

Discussion and conclusion. In this article were identified the psychodiagnostic tools, which allowed to develop a system of measures in the educational organization to prevent and to overcome the teacher’s professional burnout. There were made recommendations on creation of a system of psychological and pedagogical support for teachers of general education organizations, in the context of this study.

Маклаков Анатолий Геннадьевич
доктор психологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
a.maklakov@lengu.ru

Панкратова Валерия Геннадьевна
-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
lera212az92@mail.ru

1. Александрова Н. А. Удовлетворенность трудом как фактор снижения кадровых рисков // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. – 2010. – С. 206–209.
2. БелановаЭ. И. Развитие профессиональной самооценки в условиях непрерывного профессионального образования // Человек и образование. – 2005. – № 3.
3. Величкoвcкaя C. Б. Проблемы развития профессионального выгорания. Синдром выгорания у преподавателей иностранного языка // Психологические и педагогические проблемы развития образования: вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2004. – Вып. 484. – C. 8–14.
4. Вoдoпьянoвa, Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика. – CПб.: Изд-вo CПбГУ, 2011. – 169 c.
5. Вoдoпьянoвa Н. Е., Cтaрченкoвa Е. C. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – CПб.: Питер. – 2005. – 336 c.
6. Oрел В. Е. Синдром психического выгорания личности. – М.: Инcтитут пcиxoлoгии РAН, 2005. – 363 c.
7. Рoнгинcкaя Т. И.Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. – № 3. – C. 85–95.
8. ЯковлеваЮ.В.Развитие эмоциональной устойчивости будущих учителей как педагогическая проблема // Ярославский педагогический вестник. – 2023. – Т. 2. – № 3.

1. Aleksandrova, N. A. (2010) Udovletvorennost' trudom kak faktor snizheniya kadrovyh riskov [Job satisfaction as a factor in reducing personnel risks]. Kul'tura, lichnost', obshchestvov sovremennom mire: metodologiya, opyt empiricheskogo issledovaniya – Culture, personality, society in the modern world: methodology, experience of empirical research. No. 3. (In Russian).
2. Belanova, E. I. (2005) Razvitie professional'noj samoocenki v usloviyah nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya [Development of professional self-esteem in the context of continuing professional education]. CHelovek i obrazovanie – Man and education. Pp. 206–209. (In Russian).
3. Velichkovckaya, C. B. (2004) Problemy razvitiya profeccional'nogo vygoraniya. Cindrom vygoraniya u prepodavatelej inoctrannogo yazyka [Problems of development of professional burnout. Burnout syndrome among foreign language teachers]. Pcixologicheckie i pedagogicheckie problemy razvitiya obrazovaniya: vectn. Mock. goc. lingvicticheckogo un-ta – Psychological and pedagogical problems of education development: Vestnik of Moscow State Linguistic University. No. 484. Pp. 8–14. (In Russian).
4. Vodopyanova, N. E. (2011) Profilaktika i korrekciya cindroma vygoraniya: metodologiya, teoriya, praktika [Prevention and correction of burnout syndrome: methodology, theory, practice]. Saint Petersburg: St. Petersburg State University. (In Russian).
5. Vodopyanova, N. E. (2005) Cindrom vygoraniya: diagnoctika i profilaktika [Burnout Syndrome: Diagnosis and Prevention]. Saint Petersburg: Peter. (In Russian).
6. Orel, V. E. (2005) Cindrom pcixicheckogo vygoraniya lichnocti [Psychic burnout syndrome]. Moscow: Institute of Psychology RAS. (In Russian).
7. Ronginskaya, T. I. (2002) Cindrom vygoraniya v cocial'nyx profecciyax [Burnout syndrome in social professions]. Psihologicheskij zhurnal – Psychological journal. Vol. 23. No. 3. Pp. 85–95. (In Russian).
8. YAkovleva, YU. V. (2023) Razvitie emocional'noj ustojchivosti budushchih uchitelej kak pedagogicheskaya problema [Development of emotional stability of future teachers as a pedagogical problem]. YAroslavskij pedagogicheskij vestnik – Yaroslavsky Pedagogical Bulletin. Vol. 2. No. 3. (In Russian).

Ключевые слова:
профессиональное выгорание, эмоциональная устойчивость, коммуникативная компетентность, тревожность, : professional burnout, emotional stability, communicative competence, anxiety.

Для цитирования:
Маклаков А. Г., Панкратова В. Г. Психологическая помощь учителям общеобразовательных организаций в профилактике профессионального выгорания // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2024. – № 4. – С. 334–348. DOI: 10.35231/ 18186653_2024_4_334. EDN: VUGCIG Maklakov, A. G., Pankratova, V. G. (2024) Psixologicheskaya pomoshh` uchitelyam obshheobrazovatel`ny`x organizacij v profilaktike professional`nogo vy`goraniya [Adaptation Mechanisms of the Personality and Professional Burnout of the Teachers]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 334–348. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2024_4_334. EDN: VUGCIG

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина