Введение. Практика создания долгосрочно преуспевающих организаций показывает ключевую роль личности лидеров, их создавших. Актуальность исследования интеллекта лидера обусловлена практической востребованностью в разработке программ выявления и сопровождения развития инновационных лидеров на различных этапах жизненного цикла организаций. Критический анализ проблемы интеллекта лидеров показывает рост публикаций по данной теме. При этом количество публикаций не решает проблему моделирования интеллекта инновационных лидеров, так как отсутствует системно-психологическое воззрение на данную проблему. В этой связи целью исследования является критический анализ существующих моделей интеллекта лидера с помощью разработанных на основе системного подхода психологических критериев оценки данных моделей.
Материалы и методы. Материалами исследования стали публикации зарубежных и отечественных авторов, в которых в явном виде предложена модель неакадемического интеллекта лидера, а также труды разработчиков системного подхода отечественной психологии. Использованы теоретические методы исследования: теоретический анализ, сравнение и обобщение материалов, их систематизация и системное описание неакадемических моделей интеллекта на основе разработанных психологических критериев оценки.
Результаты. Обобщены системные принципы Б. Ф. Ломова, специфические особенности психики как сложной системы, описанные В. А. Ганзеным, свойства системы, выделенные А. Г. Асмоловым. На основе системного подхода разработаны психологические критерии оценки моделей неакадемического интеллекта лидера: многозначность, функциональная структура, системообразующий фактор, изменчивость. Критерий многозначности основывается на принципах многоплановости (многоаспектности) и множественности отношений Б. Ф. Ломова, третьем принципе (многообразия) В. А. Ганзена и принципе множественности описания А. Г. Асмолова. Следствием из первого критерия является второй – критерий функциональной структуры. Он базируется на идеях структурности, многоуровневости и иерархичности Б. Ф. Ломова и А. Г. Асмолова, а также идее полифункциональности и полиструктурности В. А. Ганзена. Третий критерий – системообразующего фактора, выводится
из принципа системной детерминации Б. Ф. Ломова и свойства целостности по А. Г Асмолову. Четвертый критерий – изменчивость, основан на свойстве взаимосвязи со средой, отмеченным А. Г. Асмоловым, свойствах динамичности и адаптивности по В. А. Ганзену и принципе развития Б. Ф. Ломова. С помощью данных критериев осуществлен критический анализ моделей социального, эмоционального, практического, эстетического, культурного, духовного, лингвистического интеллекта лидера.
Обсуждение и выводы. Концептуально разработанными можно считать такие модели неакадемического интеллекта, как социальный, эмоциональный, практический, культурный. С точки зрения критерия многозначности неакадемические формы интеллекта следует рассматривать как психические адаптационные механизмы личности лидера, интегрирующие всю психику на решение задач определенного типа при взаимодействии с определенным аспектом реальности. Второй критерий оценивает функциональность структуры неакадемических форм интеллекта (Р. Стернберг ближе всех подходит ее пониманию). Критерий системообразующего фактора предполагает необходимость учитывать как объективные, так и субъективные показатели успеха. Для проверки влияния неакадемических форм интеллекта на успешность деятельности лидера не существует единых объективных и субъективных критериев оценки. Четвертый ? это критерий изменчивости, который предполагает, что неакадемический интеллект лидера надо рассматривать в контексте развития его личности с учетом изменений организации, которые происходят на разных этапах ее жизненного цикла. Диагностика неакадемического интеллекта лидера организации предполагает учет системы ценностей лидера и направлена на выявление индивидуального профиля неакадемического интеллекта лидера как соотношения видов неакадемического интеллекта, представляющего собой механизм воплощения ценностей лидера в реальности.
Introduction. The practice of creating long-term successful organizations shows the key role of the personality of the leaders who created them. The relevance of the leader's intelligence research is due to the practical relevance in the development of programs for identifying and supporting the development of innovative leaders at various stages of the life cycle of organizations. A critical analysis of the problem of leaders' intelligence shows an increase in the number of publications on this topic. At the same time, the increase in the number of publications does not solve the problem of modeling the intelligence of innovative leaders, because there is no systemic psychological view of this problem. In this regard, the purpose of the study is a critical analysis of existing models of leader intelligence using psychological criteria for evaluating these models developed on the basis of a systemic approach.
Materials and methods. The materials of the study were publications by foreign and domestic authors, in which a model of non-academic intelligence of a leader is explicitly proposed, as well as the works of developers of a systematic approach to domestic psychology. Theoretical research methods were used: theoretical analysis, comparison and generalization of materials, their systematization and systematic description of non-academic models of intelligence based on the developed psychological evaluation criteria.
Results. The system principles of B. F. Lomov, the specific features of the psyche as a complex system described by V. A. Ganzen, and the properties of the system highlighted by A. G. Asmolov are summarized. Based on a systematic approach, psychological criteria for evaluating models of non-academic intelligence of a leader have been developed: ambiguity, functional structure, system-forming factor, variability. The criterion of ambiguity is based on the principles of multidimensionality (multidimensional) and multiplicity of relations by B. F. Lomov, the third principle (diversity) by V. A. Ganzen and the principle of multiplicity of description by A. G. Asmolov. The consequence of the first criterion is the second criterion, the criterion of functional structure. This criterion is based on the ideas of structurality, multilevelness and hierarchy of B. F. Lomov and A. G. Asmolov, as well as the idea of polyfunctionality and polystructure of V. A. Ganzen. The third criterion is the system–forming factor. This criterion is derived from the principle of systemic determination by B. F. Lomov and the integrity property according to A. G. Asmolov. The fourth criterion is variability, based on the property of interrelation with the environment, noted by A. G. Asmolov, the properties of dynamism and adaptability according to V. A. Ganzen and the principle of development of B. F. Lomov. With the help of these criteria, a critical analysis of the models of social, emotional, practical, aesthetic, cultural, spiritual, and linguistic intelligences of the leader was carried out.
Discussion and conclusion. Conceptually developed models of non-academic intelligence can be considered as: social, emotional, practical, cultural intelligence. From the point of view of the criterion of ambiguity, non-academic forms of intelligence should be considered as mental adaptation mechanisms of the leader's personality, integrating the entire psyche to solve problems of a certain type when interacting with a certain aspect of reality. The second criterion evaluates the functionality of the structure of non-academic forms of intelligence. R. Sternberg comes closest to understanding the functional structure. The criterion of a system-forming factor implies the need to take into account both objective and subjective indicators of success. To check the influence of non-academic forms of intelligence on the success of a leader's activity, there are no uniform objective and subjective evaluation criteria. The fourth criterion is the criterion of variability, which suggests that the non?academic intelligence of a leader should be considered in the context of the development of his personality, taking into account the changes in the organization that occur at different stages of its life cycle. Diagnostics of the non-academic intelligence of the leader of an organization involves taking into account the value system of the leader and is aimed at identifying the individual profile of the non-academic intelligence of the leader as a ratio of types of non-academic intelligence, which is a mechanism for embodying the values of the leader in reality.
Белова Елизавета Васильевнакандидат психологических наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича
Санкт-Петербург, Российская Федерация
vasvasbelov@yandex.ru
1. Анохин П. К. Избранные труды: Кибернетика функциональных систем. – М.: Медицина, 1998. – 400 с.
2. Анохин П.К. Методологическое значение кибернетических закономерностей // Материалистическая диалектика и методы естественных наук. – М., 1968. – С. 547–587.
3. Анохин П. К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. – 1948. – Т. 26. – Вып. 2. – № 8. – С. 81–99.
4. Анохин П. К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. – 1970. – Т. 1. – № 1. – С. 19–54.
5. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл, 2007. – 528 с.
6. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1996. – 768 с.
7. Белов В. В. Организационная одарённость. – СПб.: Астерион, 2008. – 400 с.
8. Белов В. В., Белова Е. В., Корзунин В. А. Психодиагностика способностей к управленческому лидерству. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. – 223 с.
9. Белов В. В., Белова Е. В. Конкурентный подход в психологии управленческого лидерства // Управленческое консультирование. – 2015. – № 6 (78). – С. 125–137.
10. Белова Е. В. Формирование системного мышления и лидерских компетенций у студентов и аспирантов технических вузов: монография. – СПб., 2018. – 198 с.
11. Бланшар К., Керью Д., Паризи-Керью Ю. Одноминутный менеджер строит высокоэффективную команду. – Минск: Попурри, 2012. – 160 с.
12. Богданов А. А. Всеобщая организационная наука (Тектология). – М.: Ленанд, 2023. – 688 с.
13. Бойетт Дж. Г., Бойетт Дж. Т. Путеводитель по царству мудрости: лучшие идеи мастеров управления. – М.: Олимп-Бизнес, 2004. – 395 с.
14. Бойетт Дж. Г., Бойетт Дж. Т. Путеводитель по царству мудрости: лучшие идеи крупнейших предпринимателей. – М.: Олимп-бизнес, 2004. – 368 с.
15. БорзакьеллоП. Магия слов. Используйте силу лингвистического интеллекта, чтобы управлять реальностью. – М.: Бомбора, 2024. – 320 с.
16. БоулбиД.Духовный интеллект. Как SQ помогает обойти внутренние блоки на пути к подлинному счастью. – М.: Политиздат, 2024. – 320 с.
17. Браун П. Эстетический интеллект. Как его развивать и использовать в бизнесе и жизни. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. – 320 с.
18. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. – 175 с.
19. Додонов Б. И. Эмоциональная направленность и корреспондирующие свойства личности // Вопросы психологии: издается с 1955 года / ред. А. А. Смирнов, О. А. Конопкин. – 1974. – № 6. – С. 50–59.
20. ЛомовБ. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1999. – 349 с.
21. Лунева О. В. Развитие исследований социального интеллекта в историческом контексте // Наука. Культура. Общество. – 2016. – № 3. – С. 124–137.
22. Лунева О. В. Проблема соотношения социального и эмоционального интеллектов // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: Психология и педагогика. – 2009. – № 4. – С. 31–36.
23. Малышева Л.В. Модели интеллекта: 100 лет развития. – М.: МОДЭК, 2006. – 280 с.
24. Савенков А. И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества // Психология: Журнал Высшей школы экономики. – 2005. – Т. 2. – № 4. – С. 94–101.
25. Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
26. Стернберг Р. Интеллект успеха. – Минск: Попурри, 2015. – 400 с.
27. Ушаков Д.В.Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 11–28.
28. ФилоновичС. Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы // Российский журнал менеджмента. – 2003. – № 2. – С. 3–24.
29. Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17?модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 328 с.
30. Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 432 с.
31. Kosmitzki, C., John, O. P. The implicit use of explicit conceptions of social intelligence // Personality & Individual Differences. – 1993. – Vol. 15. – P. 11–23.
1. Anokhin, P. K. (1998) Izbrannyye trudy: Kibernetika funktsional'nykh system [Cybernetics of Functional Systems]. Moscow: Meditsina. (In Russian).
2. Anokhin, P. K. (1968) Metodologicheskoye znacheniye kiberneticheskikh zakonomernostey [Methodological significance of cybernetic laws]. Materialisticheskaya dialektika i metody yestestvennykh nauk – Materialistic dialectics and methods of the natural sciences. Moscow. Pp. 547–587. (In Russian).
3. Anokhin, P. K. (1948) Sistemogenez kak obshchaya zakonomernost' evolyutsionnogo protsessa [Systemogenesis as a general pattern of the evolutionary process]. Byulleten` e`ksperimental`noj biologii i mediciny` – Bulletin of Experimental Biology and Medicine. Vol. 26. Issue. 2. No. 8. Pp. 81–99. (In Russian).
4. Anokhin, P. K. (1970) Teoriya funktsional'noy sistemy [Theory of the functional system]. Uspekhi fiziologicheskikh nauk – Successes of physiological sciences. Vol. 1. No. 1. Pp. 19–54. (In Russian).
5. Asmolov, A. G. (2007) Psikhologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoye ponimaniye razvitiya cheloveka [Personality psychology: cultural and historical understanding of human development]. Moscow: Smysl. (In Russian).
6. Asmolov, A. G. (1996) Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya i konstruirovaniye mirov [Cultural-historical psychology and the construction of worlds]. Moscow: Institut prakticheskoy psikhologi. Voronezh: MODEK. (In Russian).
7. Belov, V. V. (2008) Organizatsionnaya odaronnost' [Organizational talent]. Saint Petersburg: Asterion. (In Russian).
8. Belov, V. V., Belova, Ye. V., Korzunin, V. A. (2015) Psikhodiagnostika sposobnostey k upravlencheskomu liderstvu [Psychodiagnostics of managerial leadership abilities]. Saint Petersburg: LGU im. A. S. Pushkina. (In Russian).
9. Belov, V. V., Belova, Ye. V. (2015) Konkurentnyy podkhod v psikhologii upravlencheskogo liderstva [Competitive Approach in Management Leadership Psychology]. Upravlencheskoye konsul'tirovaniye – Management Consulting. No. 6 (78). Pp. 125–137. (In Russian).
10. Belova, Ye. V. (2018) Formirovaniye sistemnogo myshleniya i liderskikh kompetentsiy u studentov i aspirantov tekhnicheskikh vuzov [Formation of systemic thinking and leadership competencies among students and graduate students of technical universities]. Monography. Saint Petersburg. (In Russian).
11. Blanshar, K. Ker'yu, D., Parizi-Ker'yu, YU. (2012) Odnominutnyy menedzher stroit vysokoeffektivnuyu komandu [One-minute manager builds high-performance team]. Minsk: Popurri. (In Russian).
12. Bogdanov, A. A. (2023) Vseobshchaya organizatsionnaya nauka (Tektologiya) [General organizational science (Tectology)]. Moscow: Lenand. (In Russian).
13. Boyyett, Dzh. G., Boyyett Dzh. T. (2004) Putevoditel' po tsarstvu mudrosti: luchshiye idei masterov upravleniya [A Guide to the Kingdom of Wisdom: The Best Ideas from Masters of Management]. Moscow: Olimp-Biznes. (In Russian).
14. Boyyett, Dzh. G.Boyyett, Dzh. T. (2004) Putevoditel' po tsarstvu mudrosti: luchshiye idei krupneyshikh predprinimateley [A guide to the realm of wisdom: the best ideas from the biggest entrepreneurs]. Moscow: Olimp-biznes. (In Russian).
15. Borzak'yello, P. (2024) Magiya slov. Ispol'zuyte silu lingvisticheskogo intellekta, chtoby upravlyat' real'nost'yu [Magic of words. Use the power of linguistic intelligence to control reality]. Moscow: Bombora. (In Russian).
16. Boulbi, D. (2024) Dukhovnyy intellekt. Kak SQ pomogayet oboyti vnutrenniye bloki na puti k podlinnomu schast'yu [Spiritual intelligence. How SQ helps bypass internal blocks on the way to true happiness]. Moscow: Politizdat. (In Russian).
17. Braun, P. (2022) Esteticheskiy intellekt. Kak yego razvivat' i ispol'zovat' v biznese i zhizni [Aesthetic intelligence. How to develop it and use it in business and life]. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber. (In Russian).
18. Ganzen, V. A. (1984) Sistemnyye opisaniya v psikhologii [System descriptions in psychology]. Leningrad: Izd-vo LGU. (In Russian).
19. Dodonov, B. I. (1974) Emotsional'naya napravlennost' i korrespondiruyushchiye svoystva lichnosti [Emotional orientation and corresponding personality properties]. Voprosy psikhologii: izdayetsya s 1955 goda – Questions of psychology: published since 1955 / eds. A. A. Smirnov, O. A. Konopkin. No. 6. Pp. 50–59. (In Russian).
20. Lomov, B. F. (1999) Metodologicheskiye i teoreticheskiye problemy psikhologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. Moscow: Nauka. (In Russian).
21. Luneva, O. V. (2016) Razvitiye issledovaniy sotsial'nogo intellekta v istoricheskom kontekste [Development of social intelligence research in a historical context]. Nauka. Kul'tura. Obshchestvo – Science. Culture. Society. No. 3. Pp. 124–137. (In Russian).
22. Luneva, O. V. (2009) Problema sootnosheniya sotsial'nogo i emotsional'nogo intellektov [The problem of the ratio of social and emotional intelligence]. Vestnik Rossiyskogo Universiteta Druzhby Narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika – Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy. No. 4. Pp. 31–36. (In Russian).
23. Malysheva, L. V. (2006) Modeli intellekta: 100 let razvitiya [Intelligence models: 100 years of development]. Moscow: MODEK. (In Russian).
24. Savenkov, A. I. (2005) Sotsial'nyy intellekt kak problema psikhologii odarennosti i tvorchestva [Social intelligence as a problem of psychology of giftedness and creativity]. Psikhologiya: Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki – Psychology: Journal of the Higher School of Economics. Vol. 2. No. 4. Pp. 94–101. (In Russian).
25. Sternberg, R. Dzh., Forsayt, Dzh. B., Khedland, Dzh. i dr. (2002) (eds.) Prakticheskiy intellekt [Practical Intelligence]. Saint Petersburg: Piter. (In Russian).
26. Sternberg, R. (2015) Intellekt uspekha [Intelligence of success]. Minsk: Popurri. (In Russian).
27. Ushakov, D. V. (2004) Sotsial'nyy intellekt kak vid intellekta [Social intelligence as a type of intelligence]. Sotsial'nyy intellekt: Teoriya, izmereniye, ssledovaniya [Social intelligence: Theory, measurement, research]. Eds. D. V. Lyusin, D. V. Ushakov. Moscow: Institut psikhologii RAN. Pp. 11–28. (In Russian).
28. Filonovich, S. R. (2003) Teorii liderstva v menedzhmente: istoriya i perspektivy [Theories of Leadership in Management: History and Prospects]. Rossiyskiy zhurnal menedzhmenta – Russian Journal of Management. No. 2. Pp. 3–24. (In Russian).
29. Filonovich, S. R. (1999) Liderstvo i prakticheskiye navyki menedzhera: 17?modul'naya programma dlya menedzherov «Upravleniye razvitiyem organizatsii». Modul' 9 [Leadership and practical skills of the manager: 17?module program for managers "Organization development management." Module 9]. Moscow: INFRA-M. (In Russian).
30. Shabanov, S., Aleshina, A. (2019) Emotsional'nyy intellekt. Rossiyskaya praktika [Emotional intelligence. Russian practice]. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber. (In Russian).
31. Kosmitzki, C., John, O. P. (1993) The implicit use of explicit conceptions of social intelligence. Personality & Individual Differences. Vol. 15. Pp. 11–23.