Структурная модель готовности к саморазвитию курсантов военно-медицинского вуза

A Structural Model of Readiness for Self-Development of Cadets of a Military Medical University

Авторы:
Белов Василий Васильевич,Зотова Татьяна Борисовна,

DOI:
10.35231/18186653_2024_4_296

Полный текст296,27 КБ

Введение. В статье предпринята попытка описать структурную модель готовности к саморазвитию у курсантов военно-медицинского вуза. Проанализированы трактовки понятий «готовность» и «готовность к саморазвитию». На основе кластерного анализа проведено эмпирическое исследование, которое позволило уточнить структурную модель готовности к саморазвитию курсантов военно-медицинского вуза.

Материалы и методы. В исследовании принимали участие 222 курсанта (в возрасте от 17 до 23 лет), обучающихся по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» в Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова. Применены общенаучные методы исследования: анализ, моделирование, индукция и дедукция, кластерный анализ. Для исследования отдельных структурных компонентов были применены следующие методики: тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, Шкала экзистенции, А. Лэнгле и К. Орглер, тест «Готовность к саморазвитию», опросник «Самоорганизация деятельности» (Е. Ю. Мандрикова), опросник Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха, методика диагностики мотивации избегания неудач Т. Элерса, методика определения толерантности к неопределенности (С. Баднера), методика «Способность самоуправления» Н. М. Пейсахов, методика диагностики степени готовности к риску А. М. Шуберта.

Результаты. На основе анализа литературных источников и эмпирического подтверждения предложена структурная модель готовности к саморазвитию. С помощью кластерного анализа были выявлены кластеры: мотивационно-волевой, когнитивно-оценочный, рефлексирующе-эмотивный, которые уточнили характеристики выделенных компонентов готовности к саморазвитию.

Обсуждение и выводы. На основе кластерного анализа представлена уточненная структура готовности к саморазвитию, включающая в себя компоненты: рефлексирующе-эмотивный, мотивационно-волевой и когнитивно-оценочный.

Introduction. The article attempts to describe a structural model of readiness for self-development among cadets of a military medical university. The interpretations of the concepts of "readiness" and "readiness for self-development" are analyzed. Based on the cluster analysis, an empirical study was conducted, which made it possible to clarify the structural model of readiness for self-development of cadets of the military medical university.

Materials and Methods. The study involved 222 cadets (aged 17 to 23 years) studying in the specialty 31.05.01 "Medicine" at the Military Medical Academy named after S. M. Kirov. General scientific research methods are applied: analysis, modeling, induction and deduction, cluster analysis. The following methods were used to study individual structural components: the test "Life orientations" by D. A. Leontiev, the Scale of Existence, A. Langle and K. Orgler, the test of readiness for self-development, the questionnaire "Self-organization of activity" (E. Y. Mandrikova), the questionnaire by T. Ehlers to study the motivation for success, the methodology for diagnosing the motivation of avoiding failures by T. Ehlers, the methodology for determining tolerance to uncertainty (S. Badner), the methodology "The ability of self-government" N. M. Peisakhov, the methodology for diagnosing the degree of readiness for risk A. M. Shubert.

Results. Based on the analysis of literary sources and empirical confirmation, the structural model of readiness for self-development was proposed. Cluster analysis was used to identify clusters: motivational-volitional, cognitive-evaluative, reflective-emotional, which clarified the characteristics of the identified components of readiness for self-development.

Discussion and conclusion. Using cluster analysis, clusters were identified: motivational-volitional, cognitive-evaluative, reflective-emotive, which clarified the characteristics of the selected components of readiness for self-development.

Белов Василий Васильевич
доктор психологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
vasvasbelov@yandex.ru.

Зотова Татьяна Борисовна
-
Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова
Санкт-Петербург, Российская Федерация
tanyanwc@yandex.ru

1. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П.Зинченко. – 4?е изд., расш. – М.: АСТ, 2009. – 811 с. EDN: QXZWWV
2. Белов, В. В. Организационная одаренность: монография. – СПб.: Астерион, 2008. – 400 с.
3. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. – Минск: БГУ. – 1978. – 182 с.
4. Ильин Е. П. Психология воли. – 2?е изд., перераб. и доп. – М.: Питер, 2009. – 364 с.
5. ЛевитовН.Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964. – 360 с.
6. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. – СПб.: ПИТЕР, 2003. – 400 с.
7. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. – 426 с.
8. МясищевВ. Н. Проблема психологии отношений и психологии установки // Понятия установка и отношение в медицинской психологии: материалы симпозиума (Тбилиси, 23/XII – 25/XII 1968). – Тбилиси, 1968.
9. Мясищев В. Н. Психология отношений. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. – 362 с.
10. МясищевВ.Н.Психотерапия как система средств воздействия на психику человека в целях восстановления его здоровья // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. – 1993. – № 3. – С. 9–20.
11. Мясищев В. Н. Психические функции и отношения // Ученые записки Ленингр. ун-та. Серия филос. наук. Психология. – 1949. – № 119. – Вып. 3. – С. 101–118.
12. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных. – 4?е изд., стер. – СПб.: Речь, 2012. – 389 с.
13. Нерсесян Л. С., Пушкин В. Н. Психологическая структура готовности оператора к экстренному действию // Вопросы психологии: пятнадцатый год издания. – 1969. – № 5. – С. 60–69.
14. Сокольская М. В., Богомолова О. Ю. Проблема готовности к деятельности в психологической науке // Образование личности. – 2021. – № 1–2. – С. 24–29. EDN: VNTFGJ
15. Санжаева Р. Д. Психологическая готовность личности к деятельности как метакатегория // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. – 2012. – № 1. – С. 127–141.
16. Таротенко О. А. Психологическая готовность к выбору профессии в подростковом и юношеском возрасте: монография. – Омск: Сфера, 2008. – 200 с.
17. Узнадзе Д. Н. Общая психология / пер. с грузинского Е.Ш. Чомахидзе; под ред. И. В. Имедадзе. – М.; СПб., 2004.
18. Ухтомский А. А. Учение о доминанте. – М.: Юрайт, 2024. – 310 с.

1. Meshcheryakov, B. G., Zinchenko, V. P. (2009) (eds.) Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' [Big Psychological Dictionary]. 4th ed., exp. Moscow: AST. (In Russian). EDN: QXZWWV
2. Belov, V. V. (2008) Organizatsionnaya odarennost': monografiya [Organizational giftedness: a monograph]. Saint Petersburg: Asterion. (In Russian).
3. D'yachenko, M. I., Kandybovich, L. A. (1978) Psikhologicheskie problemy gotovnosti k deyatel'nosti [Psychological problems of readiness for activity]. Minsk: BGU. (In Russian).
4. Il'in, E. P. (2009) Psikhologiya voli [Psychology of Will]. 2nd ed., revision and addendum. Moscow: Piter. (In Russian).
5. Levitov, N. D. (1964) O psikhicheskikh sostoyaniyakh cheloveka [About mental states of a man]. Moscow: Prosveshchenie. (In Russian).
6. Kabachenko, T. S. (2003) Psikhologiya v upravlenii chelovecheskimi resursami [Psychology in human resources management]. Saint Petersburg: PITER. (In Russian).
7. Myasishchev, V. N. (1960) Lichnost' i nevrozy [Personality and neuroses]. Leningrad: Izd-vo Leningr. un-ta. (In Russian).
8. Myasishchev, V. N. (1968) Problema psikhologii otnosheniy i psikhologii ustanovki [Problem of Psychology of Attitudes and Psychology of Attitude]. Ponyatiya ustanovka i otnoshenie v meditsinskoy psikhologii [Notions of Attitude and Attitude in Medical Psychology]. Proceedings of the Symposium (Tbilisi, 23/XII – 25/XII 1968). Tbilisi. (In Russian).
9. Myasishchev, V. N. (1998) Psikhologiya otnosheniy [Psychology of Relationships]. Moscow: In-t prakt. psikhologii; Voronezh: MODEK. (In Russian).
10. Myasishchev, V. N. (1993) Psikhoterapiya kak sistema sredstv vozdeystviya na psikhiku cheloveka v tselyakh vosstanovleniya ego zdorov'ya [Psychotherapy as a system of means of influence on the human psyche in order to restore his healt]. Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoy psikhologii im. V. M.Bekhtereva – Review of Psychiatry and Medical Psychology. V. M.Bekhterev. No. 3. Pp. 9–20. (In Russian).
11. Myasishchev, V. N. (1949) Psikhicheskie funktsii i otnosheniya [Mental Functions and Relations]. Uchenye zapiski Leningr. un-ta. Seriya filos. nauk. Psikhologiya – Scientific Notes of the Leningrad University. Series of philosophical sciences. Psychology. No. 119. Issue. 3. Pp. 101–118. (In Russian).
12. Nasledov, A. D. (2012) Matematicheskie metody psikhologicheskogo issledovaniya: analiz i interpretatsiya dannykh [Mathematical methods of psychological research: analysis and interpretation of data]. 4th ed., ster. Saint Petersburg: Rech'. (In Russian).
13. Nersesyan, L. S., Pushkin, V. N. (1969) Psikhologicheskaya struktura gotovnosti operatora k ekstrennomu deystviyu [Psychological structure of the operator's readiness for emergency action]. Voprosy psikhologii: pyatnadtsatyy god izdaniya – Voprosy psychologii: fifteenth year edition. No. 5. Pp. 60–69. (In Russian).
14. Sokol'skaya, M. V., Bogomolova, O. Yu. (2021) Problema gotovnosti k deyatel'nosti v psikhologicheskoy nauke [The problem of readiness for activity in psychological science]. Obrazovanie lichnosti – Education of the individual. No. 1–2. Pp. 24–29. (In Russian). EDN: VNTFGJ
15. Sanzhaeva, R. D. (2012) Psikhologicheskaya gotovnost' lichnosti k deyatel'nosti kak metakategoriya [Psychological readiness of personality to activity as a metacategory]. Vestnik BGU. Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo – Vestnik of Buryat State University. Education. Personality. Society. No. 1. Pp. 127–141. (In Russian).
16. Tarotenko, O. A. (2008) Psikhologicheskaya gotovnost' k vyboru professii v podrostkovom i yunosheskom vozraste: monografiya [Psychological readiness to choose a profession in adolescence and youth: a monograph]. Omsk: Sfera. (In Russian).
17. Uznadze, D. N. (2004) Obshchaya psikhologiya [General psychology]. Transl. from Georgian E. Sh. Chomakhidze; ed. by I. V. Imedadze. V. Imedadze. Moscow; Saint Petersburg. (In Russian).
18. Ukhtomskiy, A. A. (2024) Uchenie o dominante [The doctrine of dominance]. Moscow: Yurayt. (In Russian).

Ключевые слова:
готовность, саморазвитие, готовность к саморазвитию, структурная модель, рефлексирующе-эмотивный компонент, мотивационно-волевой компонент, когнитивно-оценочный компонент, readiness, self-development, readiness for self-development, structural model, reflective-emotive component, motivational-volitional component, cognitive-evaluative component.

Для цитирования:
Белов В. В., Зотова Т. Б. Структурная модель готовности к саморазвитию курсантов военно-медицинского вуза // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2024. – № 4. – С. 296–307. DOI: 10.3523 1/18186653_2024_4_296. EDN: TOKPON Belov, V. V., Zotova, T. B. (2024) Strukturnaya model` gotovnosti k samorazvitiyu kursantov voenno-medicinskogo vuza [A Structural Model of Readiness for Self-Development of Cadets of a Military Medical University]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 296–307. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2024_4_296. EDN: TOKPON

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина