Расстройства мышления у детей с психическими нарушениями: клинико-психологический анализ и коррекционно-педагогические аспекты

Thinking Disorders in Children With Mental Illnesses: Clinical and Psychological Analysis, Correctional and Pedagogical Aspects

Авторы:
Шац Игорь Константинович,

DOI:
10.35231/18186653_2024_4_199

Полный текст229,84 КБ

Введение. Болезненно измененные (бредовые) идеи, умозаключения, разорванное и паралогическое мышление, резонерство занимают важное место в психопатологии абстрактного познания
у детей и подростков и являются признаками серьезной психической патологии. Взрослые (родители и педагоги) часто не придают серьезного значения этим нарушениям и их проявлениям, считают нормальным явлением, характерным для детского возраста.

Материалы и методы. Основным методом исследования являлся клинический метод, в рамках которого использовались клинико-психопатологический, клинико-динамический и клинико-катамнестический методы и ряд клинико-психологических методик. Обследованы и наблюдались 115 детей с психическими расстройствами в рамках разных форм шизофрении, органических и соматогенных психозов.

Результаты. Исследование показало, что у детей со школьного возраста могут формироваться бредоподобное фантазирование и структурированные, стойкие бредовые расстройства. Клиническая картина бредовых расстройств определялась нозологической принадлежностью синдрома. Бредовые состояния сопровождались различными нарушениями поведения от агрессивного до пассивного. Это поведение приводило к конфликтам с педагогами и сверстниками, нарушению общения и взаимодействия. В рамках шизофрении у детей и подростков постепенно нарастали структурные нарушения мышления: разорванное и паралогическое мышление, резонерство, уплощение эмоций и падение
волевого потенциала. Эти болезненные изменения приводили к снижению успеваемости и, в целом, большим затруднениям в усвоении школьных знаний.

Обсуждение и выводы. Наиболее часто бредовые расстройства диагностируются в рамках шизофрении и сочетаются с характерными для заболевания другими нарушениями мышления (разорванное и паралогическое мышление, резонерство), а также эмоционально-волевыми расстройствами, что снижает успеваемость, усвоение школьных знаний и вызывает серьезные трудности в общении и поведении детей. Анализ расстройств мышления показал, что диагностика этих состояний в детском возрасте является не простой задачей. Это связано с тем, что структурные нарушения мышления нарастают постепенно и у многих детей неярко выражены. Бредовые высказывания и поведение педагоги и родители часто не оценивают как болезненные, считая эти проявления, как свойственные детскому возрасту, развитому воображению и фантазированию. Неверная трактовка болезненных изменений приводит позднему обращению за специализированной помощью. Для оказания своевременной помощи детям педагоги и родители должны быть информированы об особенностях проявлений таких состояний в инициальном периоде. Педагоги должны также быть обучены правильной тактике поведения с детьми
с расстройствами мышления, которая заключается в своевременном направлении семьи к детскому психиатру и организации необходимой коррекционно-педагогической работы.

Introduction. Pathologically altered (delusional) ideas, absurd conclusions, fragmentary and paralogical thinking, and reasonableness take a significant place in the psychopathology of abstract cognition in children and adolescents and they are symptoms of serious mental pathology. Adults (parents and teachers) often do not pay due attention to such disorders taking them as normal phenomenon in children age.

Materials and methods. The main research method was the clinical method which includes clinical-psychopathological, clinical-dynamic and clinical-catamnestic methods. In addition, a number of clinical and psychological techniques were used. The study involved 115 children with mental pathology in various forms of schizophrenia, organic, and somatogenous psychosis.

Results. The study showed that in children delusional fantasy syndromes and structured stable delusional disorders can manifest themselves from an early school age. The clinical picture of delusional disorders was determined by the nosological affiliation of the syndrome. Delusional states were accompanied by various behavioral disorders ranging from aggression to apathy. This behavior let to conflicts with teachers and other children, and social disturbances. In children and adolescence with schizophrenia we observed the appearance of structural thinking disorders: fragmentary and paralogical thinking, and reasonableness, blunted emotional affect, and the weakening of the will. These painful changes were the reason to deterioration in school performance and, in general, great difficulties in acquisition of school knowledge.

Discussion and conclusion. Most often, delusional disorders are diagnosed in schizophrenia and are combined with other symptoms such structural thinking disorders (fragmentary and paralogical thinking, and reasonableness), and disorders of emotions and volition that cause a problem in communication and in progress at school. Studies of thinking disorders have shown that the diagnostics of these states in childhood is a very difficult problem. The reason of this is the structural disorders of thinking develop gradually and sometimes do not have vivid manifestations. Teachers and parents often evaluate the delusional statements and abnormal behavior not as pathological but as children's imagination that is common with young children. This incorrect interpretation of these facts results in late appeal for specialized help. To improve the situation, it is important that the teachers and parents should be aware of the first symptoms of mental illnesses in the initial period. Teachers should have essential knowledge about the correct tactics of interaction with children with disorders of thinking that is to inform the family about the early visit to a child psychiatrist and to organize comprehensive correctional and pedagogical assistance

Шац Игорь Константинович
доктор медицинских наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ikshatz@yandex.ru

1. Вроно М.Ш.Шизофрения у детей и подростков (особенности клиники и течения). – М.: Медицина, 1971. – 128 с.
2. Гиляровский В. А. Психиатрия. – М.: Медгиз, 1954. – 517 с.
3. Ковалев В.В., Козловская Г.В. Глоссарий основных синдромов и симптомов психических заболеваний детского возраста. – М., 1977. – 100 с.
4. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М., 1985. – 288 с.
5. Мамцева В. Н. Синдром бредоподобных фантазий (самооговоры) у подростков, страдающих шизофренией // Проблемы психоневрологии детского возраста. – М., 1964. – С. 38–50.
6. Мамцева В. Н., Гервиц Г. М., Шувалова Ю. И. О бреде воображения в детском возрасте // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 1977. – Т. 77. – № 10. – С. 1537–1539.
7. Симсон Т. П.Шизофрения раннего детского возраста. – М., 1948. – 136 с.
8. Симсон Т. П., Деглин В. Я., Корганова А. Н., К и др. К клинике первых проявлений шизофренического процесса у детей и подростков // Начальные стадии психических заболеваний. – М., 1959. – С. 45–55.
9. Сосюкало О. Д. О влиянии возрастного фактора на ипохондрическое бредообразование при шизофрении у детей и подростков // Вопросы общей психопатологии и социальной адаптации психически больных / ред. А. А. Портнов. – М., 1974. – С. 100–107.
10. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. – Т. 1. – М., 1955. – 468 с.
11. Шац И.К.Современный патоморфоз и лечебная тактика при психотических состояниях в детском возрасте // Материалы 13 съезда психиатров России, 2000. – С. 147–148.
12. Шац И. К. Применение клинических и клинико-психологических шкал в детской психиатрии и педиатрии (методические рекомендации) // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2002. – № 2. – С. 99–105.
13. Шац И. К. Клиника и лечение психотических синдромов при соматических заболеваниях в детском и раннем подростковом возрасте // Российский психиатрический журнал. – 2003. – № 2. – С. 47–51.
14. Шац И.К.Клинико-динамические особенности психотических состояний в детском и подростковом возрасте // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – М., 2009. – № 1 – С. 12–22.
15. Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997. – 1056 с.
16. KayS., Fizbain A., Opler L. The Positive and Negative Syndrom Scale (PANSS) for schizophrenia // Schizophrenia Bulletin. – 1987. – Vol. 13. – P. 261–276.

1. Vrono, M. SH. (1971) Shizofreniya u detej i podrostkov: osobennosti kliniki i techeniya [Schizophrenia in children and adolescents: clinical features and course]. Moscow: Medicina (In Russian).
2. Gilyarovskij, V. A. (1954) Psihiatriya [Psychiatry]. Moscow: Medgiz. (In Russian).
3. Kovalev, V. V., Kozlovskaya, G. V. (1977) Glossarij osnovnyh sindromov i simptomov psihicheskih zabolevanij detskogo vozrasta [Dictionary of the main syndromes and symptoms of mental illness in childhood]. Moscow. (In Russian).
4. Kovalev, V. V. (1985) Semiotika i diagnostika psihicheskih zabolevanij u detej i podrostkov [Semiotics and diagnostic of mental illness in children and adolescents]. Moscow: Medicina (In Russian).
5. Mamceva, V. N. (1964) Sindrom bredopodobnyh fantazij (samoogovory) u podrostkov, stradayushchih shizofreniej [Delusional fantasy syndrome (self-incrimination) in adolescents with schizophrenia]. Problemy psihonevrologii detskogo vozrasta – Problems of child psychoneurology. Moscow. Pp 38–50. (In Russian).
6. Mamceva, V. N., Gervic, G. M., Shuvalova, YU. I. (1977) O brede voobrazheniya v detskom vozraste [Delusion of imagination in childhood]. Zhurnal Nevropatologii I Psikhiatrii Imeni S. S. Korsakova – Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. Vol. 77. No. 10. Pp. 1537–1539. (In Russian).
7. Simson, T. P. (1948) Shizofreniya rannego detskogo vozrasta [Early-onset schizophrenia]. Moscow. (In Russian).
8. Simson, T. P., Deglin, V. YA., Korganova, A. N., K i dr. (1959) K klinike pervyh proyavlenij shizofrenicheskogo processa u detej i podrostkov [The first clinical manifestations of schizophrenia in children and adolescents]. Nachal'nye stadii psihicheskih zabolevanij – The initial stages of mental illness. Moscow. (In Russian).
9. Sosyukalo, O. D. (1974) O vliyanii vozrastnogo faktora na ipohondricheskoe bredoobrazovanie pri shizofrenii u detej i podrostkov [About the influence of the age factor on hypochondriacal delusion in schizophrenia in children and adolescents]. Voprosy obshchej psihopatologii i social'noj adaptacii psihicheski bol'nyh – Issues of general psychopathology and social adaptation of the mentally ill. Moscow. Pp. 100–107. (In Russian).
10. Sukhareva, G. E. (1955) Klinicheskie lektsii po psikhiatrii detskogo vozrasta [Clinical lectures on child psychiatry]. Vol. 1. Moscow. (In Russian).
11. Shats, I. K. (2000) Sovremennyj patomorfoz i lechebnaya taktika pri psihoticheskih sostoyaniyah v detskom vozraste [Contemporary pathomorphosis and therapeutic tactics for psychotic conditions in childhood]. Materialy 13 s"ezda psikhiatrov Rossii – Proceedings of the 13 Congress of Psychiatrists of Russia. Pp. 147–148. (In Russian).
12. Shats, I. K. (2002) Primenenie klinicheskikh i kliniko-psikhologicheskikh shkal v detskoi psikhiatrii i pediatrii (metodicheskie rekomendatsii) [Application of clinical and clinicalpsychological scales in child psychiatry and pediatrics (guidelines)]. Voprosy psikhicheskogo zdorovia detei i podrostkov – Child and adolescent mental health issues. No. 2. Рр. 99–105. (In Russian).
13. Shats, I. K. (2003) Klinika i lechenie psihoticheskih sindromov pri somaticheskih zabolevaniyah v detskom i rannem podrostkovom vozraste [Clinical picture and treatment of psychotic syndromes in somatic diseases in childhood and early adolescence]. Rossijskij psihiatricheskij zhurnal – Russian Journal of Psychiatry. Vol. 2. Pp. 47–51. (in Russian).
14. Shats, I. K. (2009) Kliniko-dinamicheskie osobennosti psihoticheskih sostoyanij v detskom i podrostkovom vozraste [Clinical and dynamic features of the psychotic conditions in childhood and adolescence]. Voprosy psihicheskogo zdorov'ya detej i podrostkov – Mental Health of Children and Adolescent. Vol. 1. Pp. 12–22. (In Russian).
15. Yaspers, K. (1997) Obshchaya psihopatologiya: per. s nem. [General psychopathology]. Moscow: Praktika. (In Russian).
16. Kay, S., Fizbain, A., Opler, L. (1987) The Positive and Negative Syndrom Scale (PANSS)
for schizophrenia. Schizophrenia Bulletin. Vol. 13. Pp. 261–276.

Ключевые слова:
расстройства абстрактного мышления, патологическое фантазирование, бредовые состояния, психические расстройства в детском возрасте, структурные нарушения мышления, школьная неуспеваемость, abstract thinking disorders, pathological fantasizing, delusional disorders, mental illnesses in childhood and adolescence, structural thinking disorders, a decrease in academic performance

Для цитирования:
Шац И. К. Расстройства мышления у детей с психическими нарушениями: клинико-психологический анализ и коррекционно-педагогические аспекты // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2024. – № 4. – С. 199–213. DOI: 10.35231/18 186653_2024_4_199. EDN: EDYDCP Shats, I. K. (2024) Rasstroystva myshleniya u detey s psikhicheskimi narusheniyami: kliniko-psikhologicheskiy analiz i korrektsionno-pedagogicheskie aspekty [Thinking Disorders in Children With Mental Illnesses: Clinical and Psychological Analysis; Correctional and Pedagogical Aspects]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 199–213. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2024_4_199. EDN: EDYDCP

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина