Введение. Становление к настоящему времени целостной нормативно-методической базы начального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), ознаменовавшееся, в числе прочего, определением специфической
образовательной области – коррекционно-развивающей, актуализирует задачи, связанные с эмпирической оценкой готовности таких детей к освоению курсов этой области. И принципиальное значение в данном контексте приобретает диагностика того исходного уровня искомой готовности, который детьми достигнут к моменту начала школьного обучения. В полной мере это касается и слабовидящих детей. Они, однако, на стартовом этапе начального образования не выступали в качестве целевой группы соответствующей входной диагностики, которая бы к тому же отражала специфичные для данного образовательного уровня масштабы и характер опосредующего влияния социально-демографических и аномальных типологических факторов в их своеобразном сочетании на готовность слабовидящих обучающихся к освоению коррекционно-развивающих курсов. С восполнением данного пробела и были связаны содержательно-целевые установки проведенного эмпирического исследования.
Материалы и методы. Выборку респондентов составили 82 слабовидящих ребенка, приступивших к обучению в 1 классе специальных (коррекционных) и общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, Краснодара, Владимирской, Ивановской, Ленинградской и Мурманской областей, Башкортостана, Татарстана, Карелии и Удмуртской Республики. Анализу подвергались интегральные показатели готовности слабовидящих школьников к освоению курсов коррекционно-развивающей области, которые были получены в результате реализации специально разработанной диагностической процедуры, предполагавшей поэтапную параметрическую экспертную оценку тифлопедагогами наличного уровня готовности ребенка, формировавшуюся по итогам применения ими комплекса взаимодополняющих методов – наблюдения, беседы, педагогического эксперимента. При этом в рамках эмпирического исследования осуществлялся сбор информации, касающейся социально-демографических данных респондентов, и данных, характеризующих респондентов в нозологическом аспекте. Для решения диагностико-оценочных задач была разработана и реализована схема математико-статистического моделирования, предусматривавшая осуществление кластерного, сравнительного и факторного анализа.
Результаты. Обнаруживаются шесть групп слабовидящих детей, достоверно различающихся по большинству типологических характеристик социально-демографического и нозологического плана, опосредующих их готовность к освоению курсов коррекционно-развивающей области. При этом в разрезе коррекционно-развивающего курса «Пространственная ориентировка» более предпочтительным является статус детей, обучающиеся в специализированных школах регионов и имеющих отягощенную наследственность, а в разрезе курса «Социально-бытовая ориентировка» – статус детей, обучающихся в общеобразовательных школах мегаполиса. Дети, обучающиеся в общеобразовательных школах мегаполиса, кроме того, демонстрируют более высокие показатели исходной готовности и к освоению курса «Развитие зрительного восприятия». Применительно к коррекционно-развивающему курсу «Развитие коммуникативной деятельности» в качестве своего рода опережающей группы выступают дети, обучающиеся в мегаполисе, причем как в общеобразовательных, так и в специализированных школах, а применительно к курсам «Адаптивна физическая культура» и «Ритмика» – дети, обучающиеся именно в общеобразовательных школах мегаполиса. При этом по результатам факторизации показателей готовности слабовидящих детей к освоению курсов коррекционно-развивающей области выявляются четыре обобщенных размерности, объясняющие суммарно 73,89 % общей дисперсии и которые могут быть названы «Двигательная активность», «Пространственная ориентация», «Социально-бытовая ориентировка как ядро ориентировочной деятельности» и «Развитие коммуникативной деятельности». Данные размерности, однако, в неодинаковой степени выражены в различных типологических группах слабовидящих младших школьников.
Обсуждение и выводы. Результаты исследования свидетельствуют о вариативности становления готовности слабовидящих детей к освоению курсов коррекционно-развивающей области в начальной школе, когда на фоне опосредующего влияния социально-демографических и аномальных (нозологических) типологических факторов в контингенте этих детей отчетливо обнаруживаются соответствующие межгрупповые различия применительно к каждому из таких курсов.
Introduction. The formation by now of an integral normative and methodological base for primary education of children with disabilities, marked, among other things, by the definition of a specific educational area – correctional and developmental,
actualizes the tasks associated with the empirical assessment of the readiness of such children to overcome courses in this area. And of fundamental importance in this context is the diagnostics of the initial level of desired readiness that children have reached by the time they start school. This is particularly relevant for visually impaired children. However, they were not initially targeted for appropriate input diagnostics at the initial stage of primary education. This would also reflect the scale and nature of the mediating influence of socio-demographic and atypical typological factors, in their unique combination, on the readiness of these students to master the correctional and developmental courses specific to their educational level. The goals and objectives of the conducted empirical research were aimed at filling this gap.
Materials and methods. The study involved 82 visually impaired children who started studying in the 1st grade of special (correctional) and secondary schools in St. Petersburg, Krasnodar, Vladimir, Ivanovo, Leningrad and Murmansk regions, as well as
in the republics of Bashkortostan, Tatarstan, Karelia, and the Udmurt Republic. Comprehensive indicators of the readiness of visually impaired children to study in correctional and developmental field were studied. These indicators were obtained as a result of a special diagnostic procedure, which included several stages and assumed an expert assessment of the child’s readiness level by typhlopedagogues. The assessment was carried out on the basis of a set of complementary methods, such as observation, conversation and pedagogical experiment. At the same time, the study collected data on the socio-demographic characteristics of the participants and their diseases. To solve diagnostic and evaluation problems, a mathematical and statistical modeling scheme was developed and implemented. It included cluster, comparative and factor analysis.
Results. During the study, six groups of visually impaired children were identified, which differ from each other significantly in a number of socio-demographic, and clinical characteristics that affect their ability to learn in the correctional and developmental
field. Within the framework of the correctional and developmental course “Spatial orientation” – the most successful are children who study in specialized schools in the regions Children who study in secondary schools in large cities show higher results in initial readiness to master the course “Development of visual perception”. In the context of the correctional and developmental program “Development of communicative activity”, children studying in large cities, act as a kind of leading group, both in general education and in specialized schools, and in relation to the courses “Adaptive physical culture” and “Rhythmics”- children studying in ordinary schools in large cities. During the analysis of the results of the study of the readiness of visually impaired children to master correctional and developmental courses, four main aspects were identified, which together explain 73,89 % of the total variance. These aspects can be called “motor activity”, “spatial orientation”, “social and household orientation at the basis of orientation” and “development of communication skills”. However, these aspects manifest themselves in varying degrees in visually impaired primary school children, belonging to different topological groups.
Discussion and conclusion. The study showed that in children with visual impairments, readiness to master correctional and developmental courses in primary school, can develop in different ways, when against the background of the mediating influence
of socio-demographic and abnormal (nosological) typological factors in the continent of these children, corresponding intergroup differences are clearly found in relation to each of such courses.
Кантор Виталий Зораховичдоктор педагогических наук, профессор
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
v.kantor@mail.ru
Никулина Галина Владимировнадоктор педагогических наук, профессор
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
gnikulina40@gmail.com
Проект Юлия Львовнакандидат психологических наук, доцент
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
proekt.jl@gmail.com
1. Абдуллина Л. Б., Гайнуллина Ф. Б., Гребенникова Н. Л., Петрова Т. И., Сулейманова Ф. М. Особенности развития коммуникативных навыков у слабовидящих детей младшего школьного возраста // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 3 (82). –
С. 191–194. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00510. EDN: WLYMMF
2. Быкова Е. Б., Замашнюк Е. В. Развитие коммуникативной деятельности как компонента содержания образования слабовидящих школьников // Общество: социология, психология, педагогика. – 2015. – № 6. – С. 58–60. EDN: VCGXIT
3. ЖуркинаМ.Е.Особенности развития у младших школьников с нарушенным зрением социально-бытовых навыков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2019. – № 6. – С. 102–107. EDN: ULCGCS
4. Замашнюк Е. В. Проблема изучения готовности к обучению пространственной ориентировке слепых школьников на разных ступенях образования // Вестник психофизиологии. – 2022. – № 4. – С. 9–18. DOI: 10.34985/s7927-4547-0712-i. EDN: MKXAMD
5. Замашнюк Е. В., Лукина Т. А. Тифлопедагогическое сопровождение развития зрительно-пространственного восприятия слабовидящих младших школьников в образовательном процессе // Слепые и слабовидящие дети в системе непрерывного образования: комплексное сопровождение: монография для тифлопедагогов-практиков. – СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2021. – С. 122–141. EDN: VTDRZQ
6. Кантор В. З. Никулина Г. В., Никулина И. Н. Уровень развития коммуникативной компетентности младших школьников со зрительной недостаточностью в различных институционально-образовательных условиях // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25. – № 2. – С. 321–339. DOI: 10.15507/1991–9468.103.025.202102.321–339. EDN: IGGUOY
7. Мишарина С. Н. Оценка физического и моторного развития младших школьников с нарушением зрения // Царскосельские чтения. – 2011. – № XV. – Вып. 2. – С. 308–310.
8. Никитина А. В. Изучение уровня готовности слепых обучающихся к занятиям адаптивной физической культурой: диагностико-методические подходы // Инклюзия в образовании. – 2022. – Т. 7. – № 4 (28). – С. 169–184. EDN: CGXVQI
9. Полуяхтова М. Ю., Попцова Е. Ю. Основные положения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (от 19.12.2014 года приказ № 1598). Проблемы, перспективы его введения // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – № 3 (8). – С. 23–29. EDN: WCDDAJ
10. Попова О. С. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения // Культура физическая и здоровье. – 2020. – № 4 (76). – С. 185–188. DOI: 10.47438/1999-3455_2020_4_185. EDN: UTIIYB
11. Потемкина А. В. Теоретико-методические подходы к формированию диагностического инструментария по курсу «Развитие осязания и мелкой моторики» для слепых обучающихся начальных классов // Педагогический имидж – 2022. –№ 4 (57). –С. 408–425. DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-4-408-425. EDN: USDKTA
12. Синица Т. И., Канавал А. А. Специфика децентрации слабовидящих младших школьников в процессе межличностной коммуникации / // Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: субъект-субъектная коммуникация как фактор
социализации индивида: материалы V Международной научной конференции, Минск, 23–24 октября 2020 года. – Минск: Белорусский государственный университет, 2020. – С. 254–259. EDN: RYLQTR
13. Соломин B. П., Кантор В. З., Антропов А. П. Разработка Федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как условие обеспечения непрерывного образования лиц с нарушениями
в развитии // Развитие общего образовательного пространства государств – участников СНГ: достижения, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. видеоконф., Санкт-Петербург, 18–19 декабря 2014 г. – СПб.: СПбГЭУ, 2015. – С. 74–81. EDN: UIGIPH
14. Сухонина Н. С. Коррекционно-развивающих комплекс упражнений как средство компенсаторного развития школьников с нарушениями зрения // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61–2. – С. 188–191.
15. СухонинаН.С., БолдыреваВ.Э. Практическая реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ в Республике Крым // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67–2. – С. 227–231. EDN: THLPCL
16. Щербина Т. Л., Коробова Е. А. Уровень состояния здоровья и физического развития младших школьников с нарушениями зрения // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Биология. Химия. – 2003. – № 3 (55). –
С. 239–243.
17. Якушева В. В. О взаимосвязи зрительных и речевых нарушений у слабовидящих детей // Мир педагогики и психологии. – 2018. – № 10 (27). – С. 68–74. EDN: YORJSP
18. Яхнина Е. З. Мониторинг достижения планируемых результатов коррекционноразвивающей работы с обучающимися с ОВЗ – одно из важных условий их качественного образования // Региональное образование: современные тенденции. – 2018. – № 3 (36). – С. 70–74. EDN: MHKPJB
19. Eze U. A., Obasuyi O. C., Salihu D. V., Bature M., Yeye-Agba O. O., Kanmodi K. K. Prevalence and Causes of Blindness and Visual Impairment Among Nigerian Children: A Systematic Review // Clin Ophthalmol. – 2024. – Vol. 18. – P. 289–301. DOI: 10.2147/OPTH.S440744
20. Ferede A, T., Alemu, D. S., Gudeta, A. D., Alemu, H. Woretaw, M., Mulusew A., Visual Impairment among Primary School Children in Gondar Town, Northwest Ethiopia // Journal of Ophthalmology. – 2020. DOI: 10.1155/2020/6934013
21. Yekta A., Hooshmand E., Saatchi M., Ostadimoghaddam H., Asharlous A., Taheri A., Khabazkhoob M. Global Prevalence and Causes of Visual Impairment and Blindness in Children: A Systematic Review and Meta-Analysis // J Curr Ophthalmol. – 2022. – Vol. 16;34 (1). – P. 1–15. DOI: 10.4103/joco.joco_135_21. PMID: 35620376; PMCID: PMC9128433.
1. Abdullina, L. B., Gajnullina, F. B., Grebennikova, N. L., Petrova, T. I., Sulejmanova, F. M. (2020) Osobennosti razvitiya kommunikativnyh navykov u slabovidyashchih detej mladshego shkol'nogo vozrasta [Features of the development of communicative skills in visually impaired children of primary school age]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya – World of science, culture, education. No. 3 (82). Pр. 191–194. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00510. (In Russian). EDN: WLYMMF
2. Bykova, E. B., Zamashnyuk, E. V. (2015) Razvitie kommunikativnoj deyatel'nosti kak komponenta soderzhaniya obrazovaniya slabovidyashchih shkol'nikov [Development of communicative activity as a component of the content of education of visually impaired schoolchildren]. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika – Society: sociology, psychology, pedagogy. No. 6. Рp. 58–60. (In Russian). EDN: VCGXIT
3. Zhurkina, M. E. (2019) Osobennosti razvitiya u mladshih shkol'nikov s narushennym zreniem social'no-bytovyh navykov [Features of development of social and everyday skills in junior schoolchildren with visual impairment]. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept» – Scientific and methodological electronic journal "Concept". No. 6. Рp. 102–107. (In Russian). EDN: ULCGCS
4. Zamashnyuk, E. V. (2022) Problema izucheniya gotovnosti k obucheniyu prostranstvennoj orientirovke slepyh shkol'nikov na raznyh stupenyah obrazovaniya [Problem of studying the readiness to teach spatial orientation to blind schoolchildren at different stages of education]. Vestnik psihofiziologii – Bulletin of Psychophysiology. No. 4. Рp. 9–18. (In Russian). DOI: 10.34985/s7927-4547-0712-i. EDN: MKXAMD
5. Zamashnyuk, E. V., Lukina, T. A. (2021) Tiflopedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya zritel'no-prostranstvennogo vospriyatiya slabovidyashchih mladshih shkol'nikov v obrazova-tel'nom processe [Typhlopedagogical support of the development of visual-spatial perception of visually impaired junior schoolchildren in the educational process]. Slepye i slabovidyashchie deti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: kompleksnoe soprovozhdenie [Blind and visually impaired children in the system of continuous education: complex support]. Monograph for typhlopedagogues-practitioners. St. Petersburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A. I. Gercena. Рp. 122–141. (In Russian). EDN: VTDRZQ
6. Kantor, V. Z., Nikulina, G. V., Nikulina, I. N. (2021) Uroven' razvitiya kommunikativnoj kompetentnosti mladshih shkol'nikov so zritel'noj nedostatochnost'yu v razlichnyh institucional'no-obrazovatel'nyh usloviyah [The level of development of communicative competence of junior schoolchildren with visual impairment in different institutional and educational conditions]. Integraciya obrazovaniya – Integration of education. Vol. 25. No. 2. Рp. 321–339. DOI: 10.15507/1991–9468.103.025.202102.321–339. (In Russian). EDN: IGGUOY
7. Misharina, S. N. (2011) Ocenka fizicheskogo i motornogo razvitiya mladshih shkol'nikov s narusheniem zreniya [Evaluation of physical and motor development of younger schoolchildren with visual impairment]. Carskosel'skie chteniya – Tsarskoye Selo readings. No. XV. Issue 2. Рp. 308–310. (In Russian).
8. Nikitina, A. V. (2022) Izuchenie urovnya gotovnosti slepyh obuchayushchihsya k zanyatiyam adaptivnoj fizicheskoj kul'turoj: diagnostiko-metodicheskie podhody [Studying the level of readiness of blind students for adaptive physical training: diagnostic and methodological approaches]. Inklyuziya v obrazovanii – Inclusion in education. Vol. 7. No. 4 (28). Рp. 169–184. (In Russian). EDN: CGXVQI
9. Poluyahtova, M.Yu., Popcova, E.Yu. (2016) Osnovnye polozheniya FGOS NOO obuchayushchihsya s OVZ (ot 19.12.2014 goda prikaz № 1598). Problemy, perspektivy ego vvedeniya [Basic provisions of FGOS LEO of learners with disabilities (from 19.12.2014 order № 1598). Problems, prospects of its introduction]. Pedagogicheskij opyt: teoriya, metodika, praktika – Pedagogical experience: theory, methodology, practice. No. 3 (8). Рp. 23–29. (In Russian). EDN: WCDDAJ
10. Popova, O. S. (2020) Osobennosti fizicheskogo razvitiya detej mladshego shkol'nogo vozrasta s narusheniyami zreniya [Features of physical development of primary school children with visual impairment]. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e – Culture physical and health. No. 4 (76). Рp. 185–188. (In Russian). DOI: 10.47438/1999-3455_2020_4_185. EDN: UTIIYB
11. Potemkina, A. V. (2022) Teoretiko-metodicheskie podhody k formirovaniyu diagnosticheskogo instrumentariya po kursu «Razvitie osyazaniya i melkoj motoriki» dlya slepyh obuchayushchihsya nachal'nyh klassov [Theoretical and methodological approaches to the formation of diagnostic tools for the course “Development of touch and fine motor skills” for blind elementary school students]. Pedagogicheskij imidzh – Pedagogical image. No. 4 (57). Рp. 408–425. (In Russian). DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-4-408-425. EDN: USDKTA
12. Sinica, T. I. Kanaval, A. A. (2020) Specifika decentracii slabovidyashchih mladshih shkol'nikov v processe mezhlichnostnoj kommunikacii [Specificity of decentration of visually impaired junior schoolchildren in the process of interpersonal communication]. Psihosocial'naya adaptaciya v transformiruyushchemsya obshchestve: sub"ekt-sub"ektnaya kommunikaciya kak faktor socializacii individa [Psychosocial adaptation in a transforming society: subject-subject communication as a factor of socialization of an individual]. Proceedings of the V International Scientific Conference, Minsk, October 23-24, 2020. Minsk: Belorusskij gosudarstvennyj universitet. Рp. 254–259. (In Russian). EDN: RYLQTR
13. Solomin, B. P., Kantor, V. Z., Antropov, A. P. (2015) Razrabotka Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov obuchayushchihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya kak uslovie obespecheniya nepreryvnogo ob razovaniya lic s narusheniyami v razvitii [Development of Federal State Educational Standards for students with disabilities as a condition for ensuring continuous education of persons with developmental disabilities]. Razvitie obshchego obrazovatel'nogo prostranstva gosudarstv – uchastnikov SNG: dostizheniya, problemy, perspektivy [Development of the common educational space of the CIS member states: achievements, problems, prospects]. Materials of the International scientific and practical video conference, St. Petersburg, December 18-19, 2014. St. Petersburg: SPbGEU. Рp. 74–81. (In Russian). EDN: UIGIPH
14. Suhonina, N. S. (2018) Korrekcionno-razvivayushchih kompleks uprazhnenij kak sredstvo kompensatornogo razvitiya shkol'nikov s narusheniyami zreniya [Corrective-developmental complex of exercises as a means of compensatory development of schoolchildren with visual impairment]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya – Problems of modern pedagogical education. No. 61–2. Рp. 188–191. (In Russian).
15. Suhonina, N. S.,Boldyreva, V. E. (2020) Prakticheskaya realizaciya FGOS dlya obuchayushchihsya s OVZ v Respublike Krym [Practical realization of FSES for students with disabilities in the Republic of Crimea]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya – Problems of modern pedagogical education. No. 67–2. Рp. 227–231. (In Russian). EDN: THLPCL
16. Shcherbina, T. L., Korobova, E. A. (2003) Uroven' sostoyaniya zdorov'ya i fizicheskogo razvitiya mladshih shkol'nikov s narusheniyami zreniya [Level of health and physical development of junior schoolchildren with visual impairment]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I.Vernadskogo. Biologiya. Himiya – Scientific notes of the Crimean Federal University named after V. I.Vernadsky. Biology. Chemistry. No. 3 (55). Рp. 239–243. (In Russian).
17. Yakusheva, V. V. (2018) O vzaimosvyazi zritel'nyh i rechevyh narushenij u slabovidyashchih detej [On the relationship between visual and speech disorders in visually impaired children]. Mir pedagogiki i psihologii –World of pedagogy and psychology. No. 10 (27). Рp. 68–74. (In Russian). EDN: YORJSP
18. Yahnina, E. Z. (2018) Monitoring dostizheniya planiruemyh rezul'tatov korrekcionnorazvivayushchej raboty s obuchayushchimisya s OVZ – odno iz vazhnyh uslovij ih kachestvennogo obrazovaniya [Monitoring the achievement of planned results of correctional and developmental work with students with disabilities – one of the important conditions for their quality education]. Regional'noe obrazovanie: sovremennye tendencii – Regional education: current trends. No. 3 (36). Рp. 70–74. (In Russian). EDN: MHKPJB
19. Eze, U. A., Obasuyi, O. C., Salihu, D. V., Bature, M., Yeye-Agba, O. O., Kanmodi, K. K. (2024) Prevalence and Causes of Blindness and Visual Impairment Among Nigerian Children: A Systematic Review. Clin Ophthalmol. Vol. 18. Pp. 289–301. DOI: 10.2147/OPTH.S440744
20. Ferede, A. T., Alemu, D. S., Gudeta, A. D., Alemu, H. W., Melese, M. A. (2020) Visual Impairment among Primary School Children in Gondar Town, Northwest Ethiopia. Journal of Ophthalmology. DOI: 10.1155/2020/6934013
21. Yekta, A., Hooshmand, E., Saatchi, M., Ostadimoghaddam, H., Asharlous, A., Taheri, A., Khabazkhoob, M. (2022) Global Prevalence and Causes of Visual Impairment and Blindness in Children: A Systematic Review and Meta-Analysis. J Curr Ophthalmol. Vol. 16;34(1). Pp. 1–15. DOI: 10.4103/joco.joco_135_21. PMID: 35620376; PMCID: PMC9128433.