Введение. Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из актуальных проблем современного общества, а её последствия активно изучаются многими исследователями. Считается, что основными причинами инвалидизации населения являются психические и когнитивные нарушения, грубые двигательные и речевые расстройства и др. Когнитивные и эмоциональные нарушения, сопровождающиеся снижением памяти, внимания, нарушением фона настроения, тревожностью, являются серьезной
социальной проблемой для лиц средней возрастной группы, поскольку приходятся на наиболее работоспособную часть населения.
Материалы и методы. В ходе исследования были использованы методы теоретического анализа научных источников медико-психолого-педагогического характера, ориентированные на изучение современного состояния коррекционно-восстановительного обучения пациентов с черепно-мозговой травмой в острый период.
Результаты. Расстройства когнитивных функций и эмоционально-волевые нарушения являются одним из признаков диффузных и очаговых поражений мозга. Они могут наблюдаться при цереброваскулярных, нейродегенеративных, инфекционных и воспалительных заболеваниях, травматических повреждениях, нейроонкологических поражениях головного мозга. При наличии поражений головного мозга возникает необходимость в оценке состояния отдельных высших психических функций (ВПФ),
определении зоны поражения мозга и описании психологического статуса пациента. Реабилитационные и коррекционные мероприятия должны начинаться как можно в более ранние сроки. При этом следует ориентироваться не только на уже сформировавшиеся патологические симптомы, но и на ожидаемые. Программа коррекционно-восстановительного обучения должна подбираться индивидуально для каждого пациента, проводиться в зависимости от состояния пациента и поставленных междисциплинарной командой реабилитационных целей.
Обсуждение и выводы. Прогнозировать течение травматической болезни весьма сложно в силу многих причин. Это зависит от тяжести перенесенной травмы и от времени, прошедшего после черепно-мозговой травмы, от степени выраженности имеющихся ограничений жизнедеятельности пострадавшего, его пола, возраста, профессии, образовательного уровня. Своевременная диагностика и реабилитация позволяют значительно улучшить качество жизни пациентов. Остаются открытыми вопросы, касающиеся подробной характеристики когнитивных нарушений, оценки их частоты и выраженности у пациентов с ЧМТ, специфики эмоционально-волевых нарушений, предпочтительных направлений реабилитации в остром периоде, с учетом вида травмы и особенностей отклонений у данного пациента.
Introduction. Traumatic brain injury is an urgent problem of contemporary society; its consequences are actively studied by many scientists. The main reasons of people disability are used to be mental and cognitive disorders, gross motor and speech disorders. Cognitive and emotional disorders followed by memory loss, attention decrease, emotional background disorder, are the urgent social problem of the middle – aged people, as these disorders influences on the many employees.
Materials and methods. While studying, the methods of theoretical analysis of the sources of medical and pedagogical nature have been used; these sources are also oriented on current state of correctional and rehabilitation training for patients with traumatic brain injury during acute period.
Results. Cognitive and emotional-volitional disorders are one of the signs of impairment of diffuse and focal brain lesions. They can be observed whencerebrovascular, neurodegenerative, infectious and inflammatory diseases, traumatic injuries, neuro-oncological lesions of the brain take place. If brain damage takes place, there is a need to assess the state of individual higher mental functions, determine the area of brain damage and describe the psychological status of the patient. Rehabilitation and correctional measures
should begin as early as possible. In this case, one should focus not only on the pathological symptoms that have already formed, but also on the expected ones. The program of corrective and restorative training should be selected individually for each patient, carried out depending on the patient's condition and the rehabilitation goals set by the interdisciplinary team.
Discussion and conclusion. Predicting the course of a traumatic disease is very difficult due to many reasons. It depends on the severity of the injury and the time that has passed since the traumatic brain injury, the degree of severity of the existing limitations of the victim's life activities, his gender, age, profession, and educational level. Timely diagnostics and rehabilitation can significantly improve the quality of life of patients. There are still opened questions regarding the detailed characteristics of cognitive impairments,
assessment of their frequency and severity of patients with traumatic brain injury, specification of emotional and volitional disorders, preferred directions of rehabilitation in the acute period taking into account the type
of injury and features of deviations of the patient
Литвиненко Игорь Вячеславовичдоктор медицинских наук, профессор
Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова; Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
litvinenkoiv@rambler.ru
Лосева Снежана Михайловнакандидат педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
karlik_73@mail.ru
1. Ахутина Т.В., Варако Н. А., ЗинченкоЮ. П. и др. Клинико-психологическая диагностика и клинико-психологическая реабилитация пациентов с нарушениями памяти при черепно-мозговых травмах // Медицинский консилиум. – 2016. – № 18 (2.1). – С. 68–81.
2. Белова А. Н. Нейрореабилитация: руководство для врачей. – 3?е изд., перераб. и доп. – М.: Антидор, 2010. – 1288 с.
3. Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.: Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
4. ГальперинП.Я.Психология как объективная наука. – М.: Изд. Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. – 480 с.
5. Григорьева В. Н. Когнитивная реабилитация – новое направление медицинской помощи больным с очаговыми поражениями головного мозга // Современные технологии в медицине. – 2010. – № 2. – С. 95–99.
6. Екушева Е. В. Когнитивные нарушения – актуальная междисциплинарная проблема // Русский Медицинский Журнал. – 2018. – № 12 (1). – С. 32–37. EDN: YOCIRN
7. Закрепина А.В.Педагогические технологии в комплексной реабилитации детей, перенесших тяжелую черепно-мозговую травму: монография. – М.: Парадигма, 2012. – 302 с.
8. Захаров В. В. Когнитивные нарушения в неврологической практике // Трудный пациент. – 2005. – Т. 3. – № 5. – С. 4–9. EDN: OCSFKZ
9. ЗахаровВ.В., Вахнина Н.В., Громова Д. О., Тараповская А. А. Диагностика и лечение когнитивных нарушений после инсульта // Медицинский совет. – 2015. – № 10. – С. 14–20.
10. Кадыков А.С., Черникова Л. А., Шахпаронова Н.В.Реабилитация неврологических больных. – М.: МЕД пресс-информ, 2009. – 560 с.
11. Ковальчук В. В. Тактика и стратегия реабилитации пациентов, перенесших инсульт. – СПб.: Тактик-Студио, 2015. – 120 с.
12. Когнитивные расстройства у лиц пожилого и старческого возраста. – М.: Издательство Перо, 2021. – 344 с.
13. Литвиненко И. В. Деменция и психотические нарушения при паркинсонизме: общность возникновения и новые перспективы в терапии // Успехи геронтологии. – 2004. – № 13. – С. 94–101. EDN: IACBVR
14. Литвиненко И.В., Одинак М. М., Шатова А.В, Сологуб О.С.Структура когнитивных нарушений при разных стадиях болезни Паркинсона // Вестник Российской Военномедицинской академии. – 2007. – № 3 (19). – С. 43–49. EDN: KYKLYF
15. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. – СПб.: Питер, 2008. – С. 624.
16. Парфенов В. А., Захаров В. В. Преображенская И. С. Когнитивные расстройства. – М.: Ремедиум, 2014. – 192 с.
17. Привалова Н. Н.Структура и динамика нейропсихологических синдромов у больных с сотрясением мозга. /В кн.: Нейропсихология сегодня / под ред. Е. Д. Хомской. – М.: МГУ, 1995. – 226 с.
18. Раннее нейропсихологическое сопровождение детей с тяжелой черепномозговой травмой / Е. В. Фуфаева, В. И. Лукьянов, В. И. Быкова, Ж. Б. Семенова, С. А. Валиуллина // Нейрохирургия и неврология детского возраста – 2012. –№ 4 (34). – С. 61–75. EDN: PYDKMF
19. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
20. Шкловский В. М. Концепция нейрореабилитации больных с последствиями инсульта // Журнал неврологии и психиатрии. инсульт. – 2003. – № 8. – С. 10–23.
21. Щербакова М. М. Когнитивные нарушения и их реабилитация в неврологической
клинике (психологический подход). – 2?е изд., эл. – М.: Изд-во В. Секачев, 2022. – 231 с.
22. Яхно Н. Н., ЗахаровВ.В., Локшина А.Б, Коберская Н. Н., МхитарянЭ. А. Деменции. Руководство для врачей. – 3?е изд. – М.: Медпресс-информ, 2011. – 272 с.
23. Яхно Н. Н. Когнитивные расстройства в неврологической клинике // Неврологический журнал, 2006. – Т. 11. – № S1. – С. 4–12. EDN: HTGLIN
24. Airaksinen Е., Larsson М., Lundberg I., Forsell Y. Cognitive functions in depressive disorders: evidence from a population-based study // Psychological medicine. – 2004. – № 11. – P. 83–91.
25. Ansell B. J., Keenan J. E. The Western Neuro Sensory Stimulation Profile: a tool for assessing slow-to-recover head-injured patients // Arch. Phys. Med. Rehabilitation. – 1989. – Vol. 70 (2). – P. 104–108.
26. Castaneda A. E., Tuulio-Henrisson A., Marttunen M., Suvisaari J., L?nnqvistJ. A review on cognitive impairments in depressive and anxiety disorders with a focus on young adults // JAffect Disord. – 2007. – Vol. 106 (1–2). – Pp. 1–27.
27. Dalgleich T., Power M. (eds.) Handbook of cognition and emotion. – Chichester: Wiley, 1999. – 512 p.
28. Giacino J. T., Kalmar K., Whyte J. The JFK Coma Recovery Scale-Revised: Measurement Characteristics and Diagnostic Utility // Arch. Phys. Med. Rehabilitation. – 2004. – № 85 (12). – P. 2020–2029.
29. Gill-Thwaites H. The Sensory Modality Assessment Rehabilitation Technique – a Tool for Assessment and Treatment of Patients with Severe Brain Injury in a Vegetative State // Brain Injury. – 1997. – № 11 (10). – P. 723–734.
30. Gualtieri C. T., Morgan D. The frequency of cognitive impairment in patients with anxiety, depression and bipolar disorder: an uncounted source of variance in clinical trials // J Clin Psychiatry. – 2008. – Vol. 69 (7). – P. 1122–1130.
31. Manstead A., Frijda N., Fischer A. (eds.) Feelings and emotions: the Amsterdam Symposium. – Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2004 (Studies in emotion and social interaction: series 2). – 482 р.
32. Rappaport M., Hall K. M., Hopkins H. K. et al. Disability rating scale for severe head trauma: coma to community // Arch. Phys. Med. Rehabilitation. – 1982. – № 63. – P. 118–123.
33. Shiel A., HornS., WilsonB. A., McLellanD. L., Watson M., Campbell M.The Wessex Head Injury Matrix scale: a preliminary report on a scale to assess and monitor patients recovery after severe head injury // Clin. Rehabil. – 2000. – № 14. – P. 408–416.
1. Ahutina, T. V., Varako, N. A., Zinchenko, YU. P. i dr. (2016) Kliniko-psikhologicheskaya diagnostika i kliniko-psikhologicheskaya reabilitaciya pacientov s narusheniyami pamyati pricherepno-mozgovykh travmakh [Clinical and psychological diagnosis and clinical and psychological rehabilitation of patients with memory impairment in traumatic brain injuries]. Medicinskij konsilium – Medical Council. No. 18 (2.1). Рp. 21–29. (In Russian).
2. Belova, A. N. (2010) Nejroreabilitaciya: rukovodstvo dlya vrachej. [Neurorehabilitation: a guide for doctors]. 3?e izd. dop. i pererab. Moscow: Antidor. (In Russian).
3. Vygotskij, L. S. (2005) Psikhologiya razvitiya cheloveka [Psychology of human development]. Moscow: Smysl; Ehksmo. (In Russian).
4. Gal'perin, P. YA. (1998) Psikhologiya kak ob"ektivnaya nauka. [Psychology as an objective science]. Moscow: zd. Institut prakticheskoj psikhologii, Voronezh: NPO MODEHK. (In Russian).
5. Grigor'eva, V. N. (2010) Kognitivnaya reabilitaciya - novoe napravlenie medicinskoj pomoshchi bol'nym s ochagovymi porazheniyami golovnogo mozga [Cognitive rehabilitation – a new direction of medical care for patients with focal brain lesions]. Sovremennye tekhnologii v medicine – Modern technologies in medicine. No. 2. Рp. 95–99. (In Russian).
6. Ekusheva, E. V. (2018) Kognitivnye narusheniya – aktual'naya mezhdisciplinarnaya problema [Cognitive impairment is an urgent interdisciplinary problem]. Russkij Medicinskij Zhurnal – Russian Medical Journal. No. 12 (1). Рp. 32–37. (In Russian). EDN: YOCIRN
7. Zakrepina, A. V. (2012) Pedagogicheskie tekhnologii v kompleksnoj reabilitacii detej, perenesshikh tyazheluyu cherepno-mozgovuyu travmu [Pedagogical technologies in the comprehensive rehabilitation of children who have undergone severe head injury]. Moscow: Paradigma. (In Russian).
8. Zakharov, V. V. (2005) Kognitivnye narusheniya v nevrologicheskoj praktike[Cognitive impairment in neurological practice]. Trudnyj pacient – Difficult patient. Vol. 1. No. 5. Рp. 4–9. (In Russian). EDN: OCSFKZ
9. Zakharov, V. V., Vakhnina, N. V., Gromova, D. O., Tarapovskaya, A. A. (2015). Diagnostika i lechenie kognitivnykh narushenij posle insul'ta [Diagnosis and treatment of cognitive impairment after stroke]. Medicinskij sovet – Medical Council. No. 10. Рр. 14–20. (In Russian).
10. Kadykov, A. S., Chernikova, L. A., Shakhparonova, N. V. (2009) Reabilitaciya nevrologicheskikh bol'nykh [Rehabilitation of neurological patients]. Moscow: MED press-inform. (In Russian).
11. Koval'chuk, V. V. (2015). Taktika i strategiya reabilitacii pacientov, perenesshikh insul't [Rehabilitation of patents tactics and strategies, transplant stroke]. Saint Petersburg: TaktikStudio. (In Russian).
12. Kognitivnye rasstrojstva u lic pozhilogo i starcheskogo vozrasta (2021) [Cognitive disorders in the elderly and senile]. Moscow: Pero. (In Russian).
13. Litvinenko, I. V. (2004) Demenciya i psikhoticheskie narusheniya pri parkinsonizme: obshchnost' vozniknoveniya i novye perspektivy v terapii [Dementia and psychotic disorders in parkinsonism: commonality of occurrence and new perspectives in therapy]. Uspekhi gerontologii – Gerontology successes. No. 13. Рр. 94–101. (In Russian). EDN: IACBVR
14. Litvinenko, I. V., Odinak, M. M., Shatova, A. V., Sologub, O. S. (2007) Struktura kognitivnykh narushenij pri raznykh stadiyakh bolezni Parkinsona[Structure of cognitive impairment in different stages of Parkinson's disease]. Vestnik Rossijskoj Voenno-medicinskoj akademii –Bulletin of the Russian Military Medical Academy. No. 3 (19). Рр. 43–49. (In Russian). EDN: KYKLYF
15. Luriya, A. R. (2008) Vysshie korkovye funkcii cheloveka [Higher human cortical functions]. Saint Petersburg: Piter. (In Russian).
16. Parfenov, V. A., Zakharov, V.V. Preobrazhenskaya, I. S. (2014) Kognitivnye rasstrojstva [Cognitive disorders]. Moscow: Remedium. (In Russian).
17. Privalova, N. N. (1995) Struktura i dinamika nejropsikhologicheskikh sindromov u bol'nykh s sotryaseniem mozga [Structure and dynamics of neuropsychological syndromes in patients with concussion]. Nejropsikhologiya segodnya [Neuropsychology today]. pod obshh. red. E. D. Homskoj. Moscow: MGU. (In Russian).
18. Fufaeva, E. V., Luk'yanov, V. I., Bykova, V. I., Semenova, ZH. B., Valiullina, S. A. (2012) Rannee nejropsikhologicheskoe soprovozhdenie detej s tyazheloj cherepno-mozgovoj travmoj [Early neuropsychological support for children with severe traumatic brain injury]. Nejrokhiru-rgiya i nevrologiya detskogo vozrasta – Neurosurgery and neurology of childhood. No. 4 (34). Рр. 61–75. (In Russian). EDN: PYDKMF
19. Rubinshtejn, S. L. (2003) Bytie i soznanie. Chelovek i mir [Being and consciousness. Man and the world]. Saint Petersburg: Piter. (In Russian).
20. Shklovskij, V. M., (2003) Koncepciya nejroreabilitacii bol'nykh s posledstviyami insul'ta [The concept of neurorehabilitation of patients with stroke consequences]. Zhurn. nevrologii i psikhiatrii. insul't – Journal. Neurology and psychiatry. Stroke. No. 8. Рр. 10–23. (In Russian).
21. Shcherbakova, M. M. (2022) Kognitivnye narusheniya i ikh reabilitaciya v nevrologicheskoj klinike (psikhologicheskij podkhod) [Cognitive impairment and its rehabilitation in a neurological clinic (psychological approach)]. 2?e izd. ehl. Moscow: Izd-voV. Sekachev. (In Russian).
22. Yahno, N. N., Zakharov, V. V., Lokshina, A. B, Koberskaya, N. N., Mkhitaryan, EH. A. (2011) Demencii. Rukovodstvo dlya vrachej [Dementias. A Guide for Physicians]. 3?е izd. Moscow: Medpress-inform. (In Russian).
23. Yahno, N. N. (2006) Kognitivnye rasstrojstva v nevrologicheskoj klinike [Cognitive disorders in the neurological clinic]. Nevrologicheskij zhurnal – Neurological Journal. Vol. 11. No. S1. Рр. 4–12. (In Russian). EDN: HTGLIN
24. Airaksinen, Е., Larsson, М., Lundberg, I., Forsell, Y (2004) Cognitive functions in depressive disorders: evidence from a population-based study. Psychological medicine. No. 11. Pр. 83–91.
25. Ansell, B. J., Keenan, J. E. (1989) The Western Neuro Sensory Stimulation Profile: a tool for assessing slow-to-recover head-injured patients. Arch. Phys. Med. Rehabilitation. Vol. 70 (2). Pр. 104–108.
26. Castaneda, A. E., Tuulio-Henrisson, A., Marttunen, M., Suvisaari, J., L?nnqvist, J. (2007) A review on cognitive impairments in depressive and anxiety disorders with a focus on young adults. J Affect Disord. No. 106 (1–2). Рр. 1–27.
27. Dalgleich, T., Power M. (eds.) (1999) Handbook of cognition and emotion. Chichester: Wiley.
28. Giacino, J. T., Kalmar, K., Whyte, J. (2004) The JFK Coma Recovery Scale-Revised: Measurement Characteristics and Diagnostic Utility. Arch. Phys. Med. Rehabilitation. No. 85 (12). Pр. 2020–2029.
29. Gill-Thwaites, H. (1997) The Sensory Modality Assessment Rehabilitation Technique – a Tool for Assessment and Treatment of Patients with Severe Brain Injury in a Vegetative State. Brain Injury. No. 11 (10). Pр. 723–734.
30. Gualtieri, C. T., Morgan, D. (2008) The frequency of cognitive impairment in patients with anxiety, depression and bipolar disorder: an uncounted source of variance in clinical trials. J Clin Psychiatry. No. 69 (7). Рр. 1122–1130.
31. Manstead, A., Frijda, N., Fischer, A. (eds.) (2004) Feelings and emotions: the Amsterdam Symposium. Cambridge: Cambridge Univ. Press (Studies in emotion and social interaction: series 2).
32. Rappaport, M., Hall, K. M., Hopkins, H. K. et al. (1982) Disability rating scale for severe head trauma: coma to community. Arch. Phys. Med. Rehabilitation. No. 63. Pр. 118–123.
33. Shiel, A., Horn, S., Wilson, B. A., McLellan, D. L., Watson, M., Campbell, M. (2000) The Wessex Head Injury Matrix scale: a preliminary report on a scale to assess and monitor patients recovery after severe head injury. Clin. Rehabil. No. 14. Pр. 408–416.