Коррекционная направленность уроков математики с учащимися начальных классов с задержкой психического развития

Correctional Orientation of Mathematics Lessons From Primary School Students With Mental Retardation

Авторы:
Лисовская Татьяна Викторовна,Крюковская Наталья Владимировна,

DOI:
10.35231/18186653_2024_4_120

Полный текст259,01 КБ

Введение. Учащиеся с задержкой психического развития (ЗПР) характеризуются несформированностью познавательных процессов, преобладанием непроизвольного компонента внимания. Это обусловливает усиление коррекционной направленности образовательного процесса в рамках реализации коррекционно-развивающей работы. В статье обосновывается зависимость коррекционной направленности на уроках математики с учащимися с ЗПР на первой ступени общего среднего образования от сформированности пространственных представлений, памяти, мышления, внимания. Представлены результаты изучения сформированности математических знаний и умений у учащихся данной категории во 2–5 классах.Проведен корреляционный анализ показателей результативности решения арифметических задач и сформированности пространственных представлений, памяти, мышления. внимания. Выделены коррекционно-развивающие задачи, необходимые для решения на каждом этапе обучения с целью формирования математических знаний и умений.

Материалы и методы. В исследовании использовались: анализ научно-методической литературы, педагогический (констатирующий) эксперимент, метод корреляционного анализа (определение коэффициента корреляции Пирсона). Были подобраны диагностические задания, направленные на изучение сформированности умения решать арифметические задачи, а также диагностические задания для изучения состояния восприятия, памяти, мышления, внимания. Экспериментальную группу составили
учащиеся 2–5 классов с ЗПР.

Результаты. Проведенное исследование показало несформированность умения решать арифметические задачи у учащихся с ЗПР во 2–5 классах. Проведение корреляционного анализа позволило выделить причины, затрудняющие формирование математических умений и навыков и определить коррекционно-развивающие задачи для проведения уроков математики.

Обсуждение и выводы. Проведение уроков математики с учащимися с ЗПР осуществляется путем реализации коррекционной направленности – решением коррекционно-развивающих задач с целью активизации познавательных процессов, что позволяет создавать полноценную основу для формирования умения решать арифметические задачи.

Introduction. Students with mental retardation are characterized by the lack of formation of cognitive processes, the predominance of an involuntary component. This determines the strengthening of the correctional orientation of the educational process within the framework of the implementation of correctional and developmental work. The article substantiates the dependence of the correctional orientation in mathematics lessons with students with mental retardation at the first stage of general secondary education on the formation of spatial representations, memory, thinking. attention.

The results of studying the formation of mathematical knowledge and skills among students of this category in grades II–V are presented, the results of a correlation analysis of performance indicators for solving arithmetic problems with indicators of the formation of spatial representations, memory, and thinking are analyzed. attention. The correctional and developmental tasks necessary for solving at each stage of training in order to form the ability to solve arithmetic problems are highlighted. Materials and methods. The study used: an analysis of scientific and methodological literature on the research problem, a pedagogical (ascertaining) experiment, a method of correlation analysis (determination of the Pearson correlation coefficient).

Diagnostic tasks aimed at studying the formation of the ability to solve arithmetic problems, as well as methods for studying the state of perception, memory, thinking, and attention were selected for the study. The experimental group consisted of students in grades II–V with mental retardation. Results. The analysis of the study showed the lack of formation of the ability to solve arithmetic problems in students with mental retardation in grades II–V. The correlation analysis made it possible to identify the reasons that make it difficult to form the ability to solve arithmetic problems, and to identify correctional and developmental tasks for conducting mathematics lessons.

Discussion and conclusion. Conducting mathematics lessons with students with mental retardation is carried out by implementing a correctional orientation. This is possible by solving correctional and developmental tasks in order to activate cognitive processes, which allows you to create a full-fledged basis for the formation of the ability to solve arithmetic problems.

Лисовская Татьяна Викторовна
доктор педагогических наук, доцент
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка
Минск, Республика Беларусь
lis_tva@tut.by

Крюковская Наталья Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Гродно, Республика Беларусь
nim-ta@mail.ru

1. БабкинаН.В.Роль осознанной саморегуляции в реализации когнитивных и личностных ресурсов ребенка с задержкой психического развития // Клиническая и специальная психология. – 2016. – Т. 5. – № 3. – C. 40–55. EDN: WXGJYP
2. Белопольская Н. Л., Клейменова Н. П. Исследование зоны ближайшего эмоционального развития у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 2011. – № 2. – С. 36–43. EDN: NDJUXB
3. Болгарова, М. А. Своеобразие развития познавательного интереса у учащихся с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Специальное образование. – 2007. – № 8. – С. 23–29.
4. ИнденбаумЕ. Л., Косымова А. Н.Коррекция познавательной деятельности младших школьников с нарушениями интеллектуального развития во внеклассной работе с позиций функционально-уровневого подхода // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 5. – С. 50–59. EDN: MVHJZF
5. Инденбаум Е. Л., Гостар А. А. К проблеме компенсации задержки психического развития в период начального образования // Дефектология. – 2019. – № 3. – С. 3–12. EDN: SRCVZM
6. Ипполитова М. В. Изучение трудностей решения арифметических задач у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1974. – № 1. – С. 3–11.
7. Ипполитова М.В. Особенности усвоения состава числа детьми с задержкой психического развития // Дефектология. – 1972. – № 5. – С. 29–35.
8. Капустина Г. М. Формирование элементарных математических знаний и представлений у детей дошкольного возраста // Дефектология. – 1998. – № 2. – С. 22–29.
9. КондратьеваС.Ю. Актуальные вопросы профилактики дискалькулии у детей с нарушениями речи в системе дошкольного и начального школьного образования // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 11. – С. 255–257.
10. Кондратьева С. Ю. Коррекционно-развивающая работа по профилактике дискалькулии у дошкольников и младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 2017. – № 6. – С. 26–38. EDN: ZWLDNP
11. Кононович Е. О. Диагностические материалы для оценки сформированности метапредметных компетенций учащихся по учебному предмету «Математика» (I, II классы) // Пачатковая школа. – 2021. – № 8. – С. 9–15.
12. Кононович Е. О. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики // Пачатковая школа. – 2021. – № 5. – С. 12–16.
13. Кононович Е. О. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики // Пачатковая школа. – 2021. – № 6. – С. 13–24.
14. Медникова Л.С., Шебуняева Е.В. Формирование знаково-символической деятельности в системе образования дошкольников с задержкой психического развития // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2019. – № 194. – С. 69–79.
15. ПичугинС.С.Универсальные учебные действия: как прервать константу неуспешности // Начальная школа. – 2019. – № 7. – С. 42–49. EDN: NQEIYY
16. Смолеусова Т.В. Методика формирования математической грамотности // Начальная школа. – 2022. – № 4. – С. 60–63. EDN: VLGGQI
17. Сорокина О. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития в связи с задачами их подготовки к школьному обучению // Коррекционно-педагогическое образование. – 2018. – № 2. – С. 30–38.
18. Тестов В. А. О некоторых видах метапредметных результатов обучения математике // Образование и наука. – 2016. – № 1 (130). – С. 4–20.
19. Ульенкова У.В.Шестилетние дети с задержкой психического развития: монография. – М.: Педагогика, 1990. – 180 с.
20. Хохлов Н. А., Словенко Е. Д. Нейропсихологические предикторы школьной неуспеваемости // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 2020. – № 3. – С. 291–313.
21. Цырулик Н.С.Коррекционно-педагогическая работа по формированию дочисловых количественных представлений у учащихся с трудностями в обучении // Спецыяльная адукацыя. – 2017. – № 4. – С. 44–49. EDN: WJFUHL
22. Чурина В. А. Влияние сформированности сенсорных эталонов на развитие математических способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития // Коррекционно-педагогическое образование. – 2020. – № 3 (23). – С. 56–61.
23. Шмигирилова И. Б., Чугунова А. А., Пустовалова Н. И. Развитие аналитикосинтетической деятельности студентов в процессе обучения математическому анализу // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9. – № 3. – С. 121–134. URL: http://sciforedu.ru
(дата обращения 14.02.2021).

1. Babkina, N. V. (2016) Rol' osoznannoj samoreguljacii v realizacii kognitivnyh i lichnostnyh resursov rebenka s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija [The role of conscious self-regulation in the realization of cognitive and personal resources of a child with mental retardation]. Klinicheskaja i special'naja psihologija – Clinical and special psychology. Vol. 5. No. 3. Pp. 40–55. (In Russian).
2. Belopol'skaja, N. L., Klejmenova, N. P. (2011) Issledovanie zony blizhajshego jemocional'nogo razvitija u detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija [Investigation of the zone of proximal emotional development in children with mental retardation]. Defektologija – Defectology. No. 2. Pp. 36–43. (In Russian).
3. Bolgarova, M. A. (2007) Svoeobrazie razvitija poznavatel'nogo interesa u uchashhihsja s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija mladshego shkol'nogo vozrasta [Investigation of the zone of proximal emotional development in children with mental retardation]. Special'noe obrazovanie – Defectology. No. 8. Pp. 23–29. (In Russian).
4. Indenbaum, E. L., Kosymova, A. N. (2010) Korrekcija poznavatel'noj dejatel'nosti mladshih shkol'nikov s narushenijami intellektual'nogo razvitija vo vneklassnoj rabote s pozicij funkcional'no-urovnevogo podhoda [Correction of cognitive activity of younger schoolchildren with intellectual disabilities in extracurricular activities from the standpoint of a functional-level approach]. Vospitanie i obuchenie detej s narushenijami razvitija – Education and training of children with developmental disabilities. No. 5. Pp. 50–59. (In Russian).
5. Indenbaum, E. L., Gosta, A. A. (2019) K probleme kompensacii zaderzhki psihicheskogo razvitija v period nachal'nogo obrazovanija [On the problem of compensation for mental retardation during primary education]. Defektologija – Defectology. No. 3. Pp. 3–12. (In Russian).
6. Ippolitova, M. V. (1974) Izuchenie trudnostej reshenija arifmeticheskih zadach u detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija [Studying the difficulties of solving arithmetic problems in children with mental retardation]. Defektologija – Defectology. No. 1. Pp. 3–11. (In Russian).
7. Ippolitova, M. V. (1972) Osobennosti usvoenija sostava chisla det'mi s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija [Features of assimilation of the composition of the number by children with mental retardation]. Defektologija – Defectology. No. 5. Pp. 29–35. (In Russian).
8. Kapustina, G. M. (1998) Formirovanie jelementarnyh matematicheskih znanij i predstavlenij u detej doshkol'nogo vozrasta [Formation of elementary mathematical knowledge and ideas in preschool children]. Defektologija – Defectology. No 2. Pp. 22–29. (In Russian).
9. Kondrat'eva, S. Ju. (2013) Aktual'nye voprosy profilaktiki diskal'kulii u detej s narushenijami rechi v sisteme doshkol'nogo i nachal'nogo shkol'nogo obrazovanija [Topical issues of prevention of dyscalculia in children with speech disorders in the system of preschool and primary school education]. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija – Theory and practice of social development. No. 11. Pp. 255–257. (In Russian).
10. Kondrat'eva, S.Ju. (2017) Korrekcionno-razvivajushhaja rabota po profilaktike diskal'kulii u doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [Correctional and developmental work on the prevention of dyscalculia in preschoolers and primary school children with disabilities health]. Defektologija – Defectology. No. 6. Pp. 26–38. (In Russian).
11. Kononovich, E. O. (2021) Diagnosticheskie materialy dlja ocenki sformirovannosti metapredmetnyh kompetencij uchashhihsja po uchebnomu predmetu «Matematika» (I, II klassy) [Diagnostic materials for assessing the formation of meta-subject competencies of students in the academic subject "Mathematics" (grades I, II). Pachatkovaja shkola – Elementary school. No. 8. Pp. 9–15. (In Russian).
12. Kononovich, E. O. (2021) Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij na urokah matematiki [Formation of universal educational actions in mathematics lessons]. Pachatkovaja shkola – Elementary school. No. 5. Pp. 12–16. (In Russian).
13. Kononovich, E. O. (2021) Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij na urokah matematiki [Formation of universal educational actions in mathematics lessons]. Pachatkovaja shkola – Elementary school. No. 6. Pp. 13–24. (In Russian).
14. Mednikova, L. S., Shebunjaeva, E. V. (2019) Formirovanie znakovo-simvolicheskoj dejatel'nosti v sisteme obrazovanija doshkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija [Formation of sign and symbolic activity in the education system of preschoolers with mental retardation]. Izvestija RGPU im. A. I. Gercena – Izvestiya RSPU named after A. I. Herzen. No. 194. Pp. 69–79. (In Russian).
15. Pichugin, S. S. (2019) Universal'nye uchebnye dejstvija: kak prervat' konstantu neuspeshnosti [Universal educational activities: how to interrupt the constant of failure]. Nachal'naja shkola – Elementary school. No. 7. Pp. 42–49. (In Russian).
16. Smoleusova, T. V. (2022) Metodika formirovanija matematicheskoj gramotnosti [Methodology of formation of mathematical literacy]. Nachal'naja shkola – Elementary school. No. 4. Pp. 60–63. (In Russian).
17. Sorokina, O. Ju. (2018) Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija v svjazi s zadachami ih podgotovki k shkol'nomu obucheniju [Psychological and pedagogical support of children with mental retardation in connection with the tasks of their preparation for school education]. Korrekcionno-pedagogicheskoe obrazovanie – Correctional pedagogical education. No. 2. Pp. 30–38. (In Russian).
18. Testov, V. A. (2016) O nekotoryh vidah metapredmetnyh rezul'tatov obuchenija matematike [On some types of meta-subject results of teaching mathematics]. Obrazovanie i nauka –
Education and Science. No. 1 (130). Pp. 4–20. (In Russian).
19. Ul'enkova, U. V. (1990) Shestiletnie deti s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija: monografija [Six–year–old children with mental retardation]. Moscow. (In Russian).
20. Hohlov, N. A., Slovenko, E. D. (2020) Nejropsihologicheskie prediktory shkol'noj neuspevaemosti [Neuropsychological predictors of school failure]. Vestnik Mosk. un-ta Ser. 14. Psihologija – Bulletin of Moscow. univ. Ser. 14. Psychology. No. 3. Pp. 291–313. (In Russian).
21. Cyrulik, N. S. (2017) Korrekcionno-pedagogicheskaja rabota po formirovaniju dochislovyh kolichestvennyh predstavlenij u uchashhihsja s trudnostjami v obuchenii [Correctional and pedagogical work on the formation of numerical quantitative representations in students with learning difficulties]. Specyjal'naja adukacyja – Special education. No. 4. Pp. 44–49. (In Russian).
22. Churina, V. A. (2020) Vlijanie sformirovannosti sensornyh jetalonov na razvitie matematicheskih sposobnostej u starshih doshkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija [The influence of the formation of sensory standards on the development of mathematical abilities in older preschoolers with mental retardation]. Korrekcionno-pedagogicheskoe obrazovanie – Correctional and pedagogical education. No. 3 (23). Pp. 56–61. (In Russian).
23. Shmigirilova, I. B., Chugunova, A. A., Pustovalova, N. I. (2019) Razvitie analitikosinteticheskoj dejatel'nosti studentov v processe obuchenija matematicheskomu analizu [Development of analytical and synthetic activity of students in the process of teaching mathematical analysis]. Science for Education Today – Science for Education Today. Vol. 9. No. 3. Pp. 121–134. – Available at: http://sciforedu.ru (accessed 14 February 2021). (In Russian).

Ключевые слова:
умение решать арифметические задачи, учащиеся с задержкой психического развития, коррекционная направленность образовательного процесса, коррекционно-развивающая работа, ability to solve arithmetic problems, students with mental retardation, correctional orientation of the educational process, correctional and developmental work

Для цитирования:
Крюковская Н. В., Лисовская Т. В. Коррекционная направленность уроков математики с учащимися начальных классов с задержкой психического развития // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2024. – № 4. – С. 120–137. DOI: 10.35231/18186653_2024_4_120. EDN: EYTLNK Kryukovskaya, N. V., Lisovskaya, T. V. (2024) Korrekcionnaya napravlennost` urokov matematiki s uchashhimisya nachal`ny`x klassov s zaderzhkoj psixicheskogo razvitiya [Correctional Orientation of Mathematics Lessons From Primary School Students With Mental Retardation]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 120–137. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2024_4_120. EDN: EYTLNK

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина