Введение. В статье предпринята попытка осмысления феномена экологической грамотности как первого уровня экологической культуры. Представлены результаты исследования отношения школьников и педагогов к структуре экологической грамотности, эффективным методикам ее формирования. Целью проведенного исследования стало выявление ключевых составляющих экологической грамотности на основе сравнительного анализа позиции школьников и педагогов к пониманию
экологической грамотности как первого уровня экологической культуры. Актуальность проведенного исследования состоит в специальном обращении в пространстве экологической культуры к ее первому уровню – экологической грамотности. Новизна
результатов позволяет не только дать характеристику экологической грамотности, но и обозначить ее таксономию.
Материалы и методы. Были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы, сравнительный анализ, метод аналогий, анкетирование, математическая обработка результатов и их интерпретация. Проведено осмысление результатов социально-педагогического исследования 2023 г., направленного на понимание экологической грамотности как функциональной грамотности педагогами и школьниками (выборка: 4599 учащихся и 3480 педагогов). В статье представлены результаты исследования экологической осведомленности (узнавания) школьников (четыре сопоставимых сравнительных исследований, проведенных А. Павловым в 1902 г. (выборка: 100 респондентов, учащиеся в возрасте 11–15 лет), С. Алексеевым в 1991, 2012 и 2023 гг.).
Результаты. Сделаны выводы по совпадению и различиям в позициях педагогов и школьников в отношении экологической грамотности и методиках (технологиях) ее формирования. Показана взаимосвязь экологической грамотности и экологической идентичности человека. Представлен возможный вариант таксономии экологической грамотности. На основе известных таксономий целеполагания Б. Блума, Дж. Марзано, О. Е. Лебедева, В. Н. Максимовой, В. П. Симонова и др. нами предлагается таксономия экологической грамотности в следующем виде: 1) узнавание природных объектов, явлений, процессов; 2) понимание научных знаний для характеристики природных объектов, явлений, процессов; 3) применение творческого подхода
к характеристики природных объектов, явлений, процессов; 4) анализ целостности (комплексности, междисциплинарности) полученной характеристики; 5) оценка результата для использования в повседневной жизни; 6) рефлексия процесса получения
результата. Предлагается вариант учебного модуля формирования экологической грамотности учащихся и программа повышения квалификации педагогов для формирования методической компетенции по формированию экологической грамотности
учащихся. Программа повышения квалификации учителей включает три модуля, тесно связанных между собой: это методики экологического обучения, экологического воспитания и экологического просвещения. Представлен вариант итогового контроля курса повышения квалификации педагогов в контексте сформированности профессиональной компетентности педагога в единстве его воспитательной, вопросной, методической, просветительской и других компетенций.
Обсуждение и выводы. В статье особо отмечается важность интеграции экологического образования и просвещения
в формировании экологической грамотности школьников.
Introduction. The article attempts to comprehend the phenomenon of environmental literacy as the first level of ecological culture. The results of the study of the attitude of schoolchildren and teachers to the structure of environmental literacy, effective methods of its formation are presented. The purpose of the study was to identify the key components of environmental literacy based on a comparative analysis of the position of schoolchildren and teachers to understand environmental literacy as the first level of environmental culture. The relevance of the study lies in the special appeal in the space of ecological culture to its first level – environmental literacy. The novelty of the results allows not only to characterize environmental literacy, but also to designate its taxonomy.
Materials and methods. The following research methods were used: analysis of scientific literature, comparative analysis, the method of analogies, questionnaires, mathematical processing of results and their interpretation. The results of a socio-pedagogical study in 2023 aimed at understanding environmental literacy as functional literacy by teachers and schoolchildren were comprehended. (sample: 4599 students and 3480 teachers). The article presents the results of a study of environmental awareness (recognition) of schoolchildren (four comparable comparative studies conducted by A. Pavlov in 1902 (a sample of 100 respondents, students aged 11–15 years), S. Alekseev in 1991, 2012 and 2023.
Results. Conclusions are made on the coincidence and differences in the positions of teachers and schoolchildren in relation to environmental literacy and methods (technologies) of its formation. The relationship between environmental literacy and environmental identity of a person is shown. A possible version of the taxonomy of environmental literacy is presented. On the basis of the well-known taxonomies of goal-setting by B. Bloom, J. Marzano, O. E. Lebedev, V. N. Maksimova, V. P. Simonov and others, we propose a taxonomy of ecological literacy in the following form: 1. Recognition of natural objects, phenomena, processes; 2. understanding of scientific knowledge to characterize natural objects, phenomena, processes; 3. application of a creative approach to the characteristics of natural objects, phenomena, processes; 4. analysis of the integrity (complexity, interdisciplinarity) of the obtained characteristic; 5. evaluation of the result for use in everyday life; 6. reflection on the process of obtaining a result. A version of the training module for the formation of environmental literacy of students and a program for advanced training of teachers for the formation of methodological competence in the formation of environmental literacy of students are proposed. The teacher training program includes three modules that are closely interrelated: methods of environmental education, methods of environmental education and methods of environmental education. A variant of the final control of the advanced training course for teachers is presented in the context of the formation of the teacher's professional competence in the unity of his educational, question, methodological, educational and other competencies.
Discussion and conclusion. The article emphasizes the importance of integrating environmental education and enlightenment in the formation of environmental literacy of schoolchildren.
Алексеев Сергей Владимировичдоктор педагогических наук, профессор
Санкт- Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Санкт-Петербург, Российская Федерация
alekseev_sv2004@mail.ru
1. АлексеевС.В.От экологической грамотности к экологической культуре: интеграция образования и просвещения // Учёные записки Забайкальского государственного университета. – 2024. – Т. 19. – № 1. – С. 36–44. DOI: 10.21209/2658-7114-2024-19-1-36-44
2. Алексеев С. В. Научно-педагогическая школа интеграции образования в области безопасности, экологии и здоровья человека // Непрерывное образование. – 2023. – № 4 (46). – С. 41–46.
3. АлексеевС.В. Гуманитарное измерение экологической культуры человека: экогуманитарный подход // На пути к экологической цивилизации: экогуманитарная перспектива (международная коллективная монография) / под общей ред. А. И. Копытина, А. Гара, Ж. Вана, С. К. Левина. – М.: Когито-Центр, 2024. – С. 143–155.
4. Алексеев С. В., Оганов Р. С., Тутынина Е. В. К вопросу об оценке уровня экологической культуры населения Санкт-Петербурга // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2022. – T. 3. – № 1. – С. 30–43.
5. Алексеев С. В. Эволюция экологического образования для устойчивого развития: пошаговая модель и индикаторы ее эффективности // Академический вестник. Вестник СПб АППО. – 2012. – № 1–2 (18–19). – С. 31–40.
6. Алексеев С. В., Андреева Н. Д. Экология. Ученые в области наук об окружающей среде (книга для чтения). – СПб.: СМИО ПРЕСС. – 2000. – 128 с.
7. Алексеев С. В., Гущина Э. В. Окружающая среда Санкт-Петербурга (издание для детей и их родителей). – СПб.: Сезам-Принт, 2005. – 136 с.
8. АлексеевС.В. К вопросу о формировании функциональной экологической грамотности учащихся // Перспективные направления исследований проблем биологического и экологического образования в условиях современных вызовов: сб. статей XXI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (27–29 ноября 2023 г., Санкт-Петербург); под ред. проф. Н. Д. Андреевой. – СПб.: Свое издательство, 2023. – Выпуск 21. – С. 17–24.
9. Алексеев С. В. Понимание целей устойчивого развития в системе непрерывного экологического образования и просвещения населения // Идеи устойчивого развития в истории, культуре, образовании: международная коллективная монография; под ред.
Е. Н. Дзятковской, А. Н. Захлебного. – М.: Перо, 2021. – 411 с.
10. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н., ГрачевВ. А.Концепция общего экологического образования для устойчивого развития // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2012. – № 2. – С. 4–15.
11. Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М.: Языки русской культуры, 2000. – 224 с.
12. Clayton S., Opotow S. (eds.) Identity and the Natural Environment. Cambridge: MIT Press, 2003.
13. Clayton S., Irkhin, B., Nartova-Bochaver, S. Environmental Identity in Russia: Validation and Relationship to the Concern for People and Plants // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2019. – Vol. 16(1). – С. 85–107. DOI: 16. 10.17323/1813–8918–2019–1–85–107
14. Reviews of Ecological Literacy: Educating Our Children for a Sustainable World, edited by Michael K. Stone and Zenobia Barlow. Sierra Club Books, 2005.
15. Thomashow M. Ecological identity: Becoming a reflective environmentalist. Cambridge: MIT Press. UNEP (2019). Global Environment Outlook 6. Available at: https://mitpress.mit. edu/9780262700634/ecological-identity/ (accessed 27 April 2024). DOI: 2.75305813. 633314003.1647342880-1682040374.1645095995
1. Alekseev, S. V. (2024) Ot ekologicheskoj gramotnosti k ekologicheskoj kul'ture: integraciya obrazovaniya i prosveshcheniya [From environmental literacy to environmental culture: integration of education and enlightenment]. Uchyonye Zapiski Zabajkal'skogo Gosudarstvennogo Universiteta – Scientific notes of the Zabaikalsky State University. Vol. 19 (1). Pp. 36–44. (In Russian). DOI: 10.21209/2658-7114-2024-19-1-36-44
2. Alekseev, S. V. (2023) Nauchno-pedagogicheskaya shkola integracii obrazovaniya v oblasti bezopasnosti, ekologii i zdorov'ya cheloveka. [Scientific and pedagogical school of integration of education in the field of safety, ecology and human health]. Nepreryvnoe Obrazovanie – Continuous Education. Vol. 4. (46). Pp. 41–46. (In Russian).
3. Alekseev, S. V. (2024) Gumanitarnoe izmerenie ekologicheskoj kul'tury cheloveka: ekogumanitarnyj podhod. Na puti k ekologicheskoj civilizacii: ekogumanitarnaya perspektiva [Humanitarian dimension of human environmental culture: eco-humanitarian approach towards an ecological civilization: eco-humanitarian perspective]. International collective monograph. Pp. 143–155. (In Russian).
4. Alekseev, S. V., Oganov, R. S., Tutynina, E. V. (2022) K voprosu ob ocenke urovnya ekologicheskoj kul'tury naseleniya Sankt-Peterburga [On the issue of assessing the level of environmental culture of the population of St. Petersburg]. Ekopoezis: Ekogumanitarnye Teoriya i Praktika – Ecopoiesis: Eco-Humanitarian Theory and practice. Vol. 3. (1). Pp. 30–43. (In Russian).
5. Alekseev, S. V. (2012) Evolyuciya ekologicheskogo obrazovaniya dlya ustojchivogo razvitiya: poshagovaya model' i indikatory ee effektivnosti. [Evolution of environmental education for sustainable development: a step-by-step model and indicators of its effectiveness]. Akademicheskij Vestnik – Vestnik SPb APPO Academic Bulletin. Bulletin of St. Petersburg APPO. Vol. 1–2 (18–19). Pp. 31–40. (In Russian).
6. Alekseev, S. V., Andreeva, N. D. (2000) Ecologia. Uchenye v oblasti nauk ob okruzhayushchej srede (kniga dlya chteniya) [Ecology. Scientists in the Field of Environmental Sciences (a book for reading)]. Saint Petersburg: SMIO PRESS. (In Russian).
7. Alekseev, S. V., Gushchina, E. V. (2005) Okruzhayushchaya sreda Sankt-Peterburga (izdanie dlya detej i ih roditelej) [The Environment of St. Petersburg (edition for children and their parents)]. St. Petersburg: Sezam-Print. (In Russian).
8. Alekseev, S.V. (2023) K voprosu o formirovanii funkcional'noj ekologicheskoj gramotnosti uchashchihsya [On the Formation of Functional Environmental Literacy of Students]. Promising Directions of Research on the Problems of Biological and Environmental Education in the Context of Modern Challenges]. Proceedings of XXI All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation (November 27–29, 2023, St. Petersburg). Issue 21. St. Petersburg: Svoy Publishing House. Pp. 17–24. (In Russian).
9. Alekseev, S. V. (2021) Ponimanie celej ustojchivogo razvitiya v sisteme nepreryvnogo ekologicheskogo obrazovaniya i prosveshcheniya naseleniya [Understanding the goals of sustainable development in the system of continuous environmental education and public awareness]. Idei ustojchivogo razvitiya v istorii, kul'ture, obrazovanii [Ideas of sustainable development in history, culture, education]. International collective monograph. Moscow: Pero. (In Russian).
10. Zakhlebny, A. N., Dzyatkovskaya, E. N., Grachev, V. A. (2012) Koncepciya obshchego ekologicheskogo obrazovaniya dlya ustojchivogo razvitiya [The concept of general environmental education for sustainable development]. Ekologicheskoe Obrazovanie: Do Shkoly, v Shkole, Vne Shkoly – Environmental Education: Before school, At school, Outside school. Vol. 2. Pp. 4–15. (In Russian).
11. Moiseev, N. N. (2020) Sud'ba civilizacii. Put' razuma [The fate of civilization. The path of reason]. Moscow: Languages of Russian culture. (In Russian).
12. Clayton, S., Opotow, S. (eds.) (2003) Identity and the Natural Environment. Cambridge: MIT Press.
13. Clayton, S., Irkhin, B., Nartova-Bochaver, S. (2019) Environmental Identity in Russia: Validation and Relationship to the Concern for People and Plants. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. Vol. 16 (1). Pp. 85–107. DOI: 16. 10.17323/1813–8918–2019–1–85–107
14. Michael, K. Stone, Barlow, Z. (2005) (eds.) Reviews of Ecological Literacy: Educating Our Children for a Sustainable World. Sierra Club Books.
15. Thomashow, M. (2019) Ecological identity: Becoming a reflective environmentalist. Cambridge: MIT Press. UNEP Global Environment Outlook 6. Available at: https://mitpress mit.edu/9780262700634/ecological-identity/ (accessed 27 April 2024). DOI: 2.75305813. 633314003.1647342880–1682040374.1645095995