Друг Просвещения: 320-летие со дня рождения Ивана Ивановича Бецкого

Friend of the Enlightenment: 320th Anniversary of Ivan Ivanovich Betskoy's Birth

Авторы:
Седова Нелля Владимировна,Романенчук Кира Викторовна,Федорова Наталья Михайловна,

DOI:
10.35231/18186653_2024_4_31

Полный текст292,30 КБ

Введение. Готовясь к 320-летию со дня рождения И. И. Бецкого, учитывая его огромный вклад в развитие отечественного образования в России XVIII в. и неугасающий интерес к его социально-педагогическому эксперименту, мы провели исследование с целью выявить новые данные к биографии, жизни и деятельности образованнейшего человека своего времени, используя материалы, созданные И. И. Бецким и его современниками и изданные в 70–90-е гг. XVIII в., обратились к новым архивным
источникам и работам авторов, изучавших педагогическое наследие сподвижника Екатерины II. Новизна исследования состоит в том, что представлен анализ дореволюционных трудов, первые из которых появились в XIX в. Это работы: Н. Михайловского, И. А. Чистовича, А. П. Пятковского, Н. Ф. Миллера и др. о жизни и деятельности И. И. Бецкого, об учреждениях, открытых в России благодаря его стараниям и значительным средствам, которые он отдавал на дела благотворительности, особенно на развитие воспитательных учреждений.

Материалы и методы. Использованы методы – источниковедческие анализ и синтез, позволившие выявить, отобрать, проанализировать и интерпретировать историко-педагогические источники.

Результаты. Результатами исследования являются новые данные о биографии и деятельности И. И. Бецкого, оценочные суждения исследователей его опыта и педагогического наследия. Источниковедческий анализ показал: П. М. Майков считал, что система формирует «полезных граждан»; А. С. Лаппо-Данилевский отмечал эклектичность взглядов И. И. Бецкого – смесь идей Локка, Руссо и Гельвеция; по мнению Н. К. Маккавейского – «идеальная мечтательная система», для которой характерна «искусственность построений». П. Ф. Каптерев в педагогической системе И. И. Бецкого называл ведущие идеи «о верховенстве сердца в духовной природе человека, о превосходстве его над разумом».

Обсуждение и выводы. Источниковедческий синтез суждений о педагогической системе, созданной И. И. Бецким, позволяет сделать вывод: в исследованиях послереволюционного периода педагогическая концепция И. И. Бецкого представляется как гуманистическая парадигма развития российского образования.

Introduction. Preparing for the 320th anniversary of I. I. Betskoy's birth, taking into account his enormous contribution to the development of national education in Russia in the 18th century and the continuing interest in his socio-pedagogical experiment, we conducted a study in order to identify new data to the biography, life and work of the most educated person of his time, using materials created by I. I. Betskoy and his contemporaries and published in the 70-90s of the 18th century; to new archival sources and works of authors who studied the pedagogical legacy of the associate of Catherine II. The novelty of the study lies in the fact that it presents an analysis of pre-revolutionary works, the first of which appeared in the 19th century. These are the works of N. Mikhailovsky, I. A. Chistovich, A. P. Pyatkovsky, N. F. Miller and others about the life and work of I. I. Betskoy, about the institutions opened in Russia thanks to his efforts and significant funds that he gave to charity, especially to the development of educational institutions.

Materials and methods. Source study methods were used - analysis and synthesis, which allowed us to identify, select, analyze and interpret historical and pedagogical sources.

Results. The results of the study provide new data on the biography and activities of I. I. Betskoy, value judgments of researchers of his experience and pedagogical heritage. The source study synthesis on the pedagogical system created by I. I. Betskoy is used: P. M. Maikov believed that the system forms "useful citizens"; A. S. Lappo-Danilevsky noted the eclecticism of Betsky's views – a mixture of the ideas of Locke, Rousseau and Helvetius; according to N. K. Makkaveisky – "an ideal dreamy system" characterized by "artificiality of constructions". P. F. Kapterev called the leading ideas in Betskoy's pedagogical system "about the supremacy of the heart in the spiritual nature of man, about its superiority over reason".

Discussion and conclusion. The source-based synthesis of judgments about the pedagogical system created by I. I. Betsky allows us to conclude: in the studies of the post-revolutionary period, the pedagogical concept of I. I. Betsky is presented as a humanistic paradigm for the development of Russian education.

Седова Нелля Владимировна
доктор педагогических наук, профессор
Российский государственный университет имени А.И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
vladimir_sedov@hotmail.com

Романенчук Кира Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
kira1962@yandex.ru

Федорова Наталья Михайловна
доктор педагогических наук, профессор
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
nata0806@mail.ru

1. Анищенко О. А. И. И. Бецкой о воспитании детей дошкольного возраста // Воспитание личности школьника. – Шадринск, 1992. – С. 4–14.
2. Анненский М. В. И. И. Бецкой – друг человечества: Крат. биогр. очерк: По поводу двухсотлетия со дня рождения, 1704 г. – 3 февр. – 1904.
3. Веселова А. Воспитательный дом в России и концепция воспитания И. И. Бецкого // Отечественные записки. – 2004. – № 3 (18). – С. 169–179.
4. ГанелинШ. И., Голант Е. Я. История педагогики. – М.: Учпедгиз, 1940. – 408 с.
5. Демкин А. Екатерининские орлы. Статские чины. – М.: Ломоносовъ, 2021. – 212 с.
6. Друг просвещения: журнал литературы, наук и художеств. – М.: Типография Ф. Гиппиуса, 1805. – Ч. 2 – № 6. – 86 с.
7. Ермилов В. Поборники свободы в воспитании Бецкий и Новиков. – М.: Типография Товарищества И. Д. Сытина, 1906.
8. Ерошкина А. Н. Деятельность эпохи абсолютизма И.И.Бецкой // Вопросы истории. – 1993. – № 9. – С. 165–169.
9. История педагогики и образования: учебник для студ. учреждений высш. проф.
образования / [Васильева З. И., Седова Н. В., Т. В. Буторина и др.]; под ред. З. И. Васильевой. – 8?е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 432 с. 10. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. – СПб.: Алтей, 2004. – 560 c.
11. Каширина Н. Н. Педагогическая концепция И. И.Бецкого // Продуктивные модели современного образования: сб. науч. ст. – М.: ИХО, 2011. – С. 188–201.
12. Лаппо-ДанилевскийА.С. И.И.Бецкой и его система воспитания. ОтзывА.С.ЛаппоДанилевского о соч. П. М. Майкова: «Иван Иванович Бецкой. Опыт биографии». – СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1904. – 61 с.
13. ЛипникВ. Н.Учебный интерес в теории и практике И.И.Бецкого // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / под ред. Г. И.Щукиной. – Вып. 3. – Л.: ЛГПИ, 1977. – 135 с.
14. Майков П. М. И. И. Бецкой: Опыт его биографии. – СПб.: Типография Т-ва Общественная Польза, 1904. – 278 с.
15. Маккавейский Н. К. Педагогические идеи Екатерины Великой и Бецкаго. Из истории воспитания в России. – Киев: Тип. И. И. Горбунова. 1904. – 49 с.
16. Микерина А. Л. Реализация передовых педагогических идей И. И. Бецкого в организации учебно-воспитательной работы Сухопутного шляхетского кадетского корпуса // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – Новосибирск: [б/и], 2009. – С. 79–82.
17. МиллерН. Ф.Из прошлого Московского воспитательного дома: очерк деятельности его за первое 30?летие в период управления И. И. Бецкого. / [Соч.] Д-ра Н. Ф. Миллера. – М.: тип. А. И. Мамонтова и К°, 1893. – 75 с.
18. Михайловский Н. М. Материалы для биографии И. И. Бецкого. – СПб., 1853.
19. Никуличев Ю. В. «Луч милости…»: (И. И. Бецкий – созидатель Просвещения екатерининской эпохи) // Россия и современный мир: Проблемы. Мнения. Дискуссии. События. – 1999. – № 3. – С. 214–225.
20. Пинкевич А. П. Краткий очерк истории педагогики. Харьков: Пролетарий, 1930. – 347 с.
21. Пятковский А. П. С.??Петербургский воспитательный дом под управлением И. И. Бецкого (историческое исследование по архивным источникам). – Санкт-Петербург, 1875. – 52 с.
22. Савченко Т. А. Изоляционистская концепция воспитания И. И. Бецкого // Педагогика. – 2011. – № 7. – С. 102–107.
23. Собрание учреждений и предписаний, касательно воспитания, в России, обоего пола благородного и мещанского юношества. – Т. 1–2. – Санкт-Петербург, 1774.
24. Стародубцев М. П., Слепов В. Я. Становление государственной системы общего образования в России в последней трети XVIII века // Мир образования – образование в мире. – 2012. – № 2 (46). – C. 10–24.
25. Фруменкова Т. Г. Путешествия И. И. Бецкого по странам Европы (1756–1762 гг.) // Историко-психологические аспекты взаимовосприятия России и Запада. Материалы XLIV Международной научной конференции / под ред. С. Н. Полторака. – СПб.:
Полторак, 2018. – С. 144–150.
26. Чайковская О. Г.Воспитание «новой породы» людей (об одном социальном эксперименте XVIII века) // Социологические исследования. – 1987. – № 2. – С. 121–134.
27. Чиркова З. К. Вокруг трона Екатерины Великой. – М.: Астрель; ACT, 2009. – 477 с.
28. Чистович И. А. Материалы об Иване Ивановиче Бецком. – М., 1863. –76 с.
29. Шаскольская Е. А. И. Бецкой – «виновник» воспитательных домов в России // Общество и власть: материалы Всерос. науч. конф. – СПб.: [б/и], 2003. – С. 43–48


1. Anishchenko, O. A. (1992) I. I.Beckoj o vospitanii detej doshkol'nogo vozrasta [I. I.Betskoy on the education of preschool children]. Vospitanie lichnosti shkol'nika – Education of the student's personality. SHadrinsk. Рр. 4–14. (In Russian).
2. Annenskij, M. V. (1904) I. I.Beckoj – drug chelovechestva: Krat. biogr. ocherk: Po povodu dvuhsotletiya so dnya rozhdeniya, 1704 g. – 3fevr. [I. I. Betskoy is a friend of mankind: Briefly. Bio. essay: On the occasion of the bicentenary of his birth, 1704–3rd Feb.] (In Russian).
3. Veselova, A. (2004) Vospitatel'nyj dom v Rossii i koncepciya vospitaniya I. I. Beckogo [Veselova A. Educational home in Russia and the concept of education by I. I.Betsky]. Otechestvennye zapiski – Domestic notes. No. 3 (18). Pp. 169–179. (In Russian).
4. Ganelin, SH. I., Golant, E. YA. (1940) Istoriya pedagogiki [History of pedagogy]. Moscow: Uchpedgiz. (In Russian).
5. Demkin, A. (2021) Ekaterininskie orly. Statskie chiny [Catherine's eagles. State ranks]. Moscow: Lomonosov. (In Russian).
6. Drug prosveshcheniya: zhurnal literatury, nauk i hudozhestv [Friend of Enlightenment: Journal of Literature, Sciences and Arts] (1805). Moscow: Tipografiya F. Gippiusa. Vol. 2. No. 6. (In Russian).
7. Ermilov, V. (1906) Poborniki svobody v vospitanii Beckij i Novikov [Advocates of freedom in education Betsky and Novikov]. Moscow: Tipografiya Tovarishchestva I. D. Sytina. (In Russian).
8. Eroshkina, A. N. (1993) Deyatel'nost' epohi absolyutizma I. I.Beckoj [The activity of the era of absolutism by I. I. Betskaya]. Voprosy istorii – Questions of history. No. 9. Pp. 165–169. (In Russian).
9. Vasil'eva, Z. I., Sedova, N. V., Butorina, T. V. (2013) Istoriya pedagogiki i obrazovaniya: uchebnik dlya stud. uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovaniya [The history of pedagogy and education: a textbook for students. institutions of higher professional education]. Moscow: Akademiya. (In Russian).
10. Kapterev, P. F. (2004) Istoriya russkoj pedagogii [The history of Russian pedagogy]. Saint Petersburg: Altej. (In Russian).
11. Kashirina, N. N. (2011) Pedagogicheskaya koncepciya I. I.Beckogo [Betsky's pedagogical concept]. Produktivnye modeli sovremennogo obrazovaniya [Productive models of modern education]. Moscow: IHO. Pp. 188–201. (In Russian).
12. Lappo-Danilevskij, A. S. (1904) I. I.Beckoj i ego sistema vospitaniya. Otzyv A. S. LappoDanilevskogo o soch. P. M. Majkova: «Ivan Ivanovich Beckoj. Opyt biografii» [I. I.Betskoy and his system of education. A. S. Lappo-Danilevsky's review of the Op. P. M. Maikov: "Ivan Ivanovich Betskoy. Biography experience"]. Saint Petersburg: tipografiya Imperatorskoj Akademii nauk. (In Russian).
13. Lipnik, V. N., SHCHukina, G. I. (1977) Uchebnyj interes v teorii i praktike I. I. Beckogo [Uchebnyj interes v teorii i praktike I. I.Beckogo]. Pedagogicheskie problemy formirovaniya poznavatel'nyh interesov uchashchihsya [Pedagogical problems of formation of cognitive interests of students] Release 3. Leningrad. (In Russian).
14. Majkov, P. M. (1904) I. I.Beckoj: Opyt ego biografii [I. I.Betskoy: The experience of his biography]. Saint Petersburg: Tipografiya Tovarishchestva «Obshchestvennaya Pol'za». (In Russian).
15. Makkavejskij, N. K. (1904) Pedagogicheskie idei Ekateriny Velikoj i Beckago. Iz istorii vospitaniya v Rossii [Pedagogical ideas of Catherine the Great and Betskago. From the history of education in Russia]. Kyiv: Tipografiya I. I. Gorbunova. (In Russian).
16. Mikerina, A. L. (2009) Realizaciya peredovyh pedagogicheskih idej I. I. Beckogo v organizacii uchebno-vospitatel'noj raboty Suhoputnogo shlyahetskogo kadetskogo korpusa [The implementation of advanced pedagogical ideas of I. I. Betsky in the organization of educational work of the Land Gentry cadet corps]. Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya [Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application]. Novosibirsk. Pp. 79–82. (In Russian).
17. Miller, N. F. (1893) Iz proshlogo Moskovskogo vospitatel'nogo doma: Ocherk deyatel'nosti ego za pervoe 30?letie v period upravleniya I. I.Beckogo [From the past of the Moscow Educational Home: An outline of its activities for the first 30 years during the management of I. I. Betsky]. Moscow: tipografiya A. I. Mamontova i K°. (In Russian).
18. Mihajlovskij, N. M. (1853) Materialy dlya biografii I. I. Beckogo [Materials for the biography of I. I. Betsky]. Saint Petersburg. (In Russian).
19. Nikulichev, YU. V. (1999) «Luch milosti…»: (I. I. Beckij – sozidatel' Prosveshcheniya ekaterininskoj epohi) ["The Ray of mercy…": (I. I. Betsky – the creator of the Enlightenment
of the Catherine era)]. Rossiya i sovremennyj mir: Problemy. Mneniya. Diskussii. Sobytiya – Russia and the modern World: Problems. Opinions. Discussions. Events. No. 3. Pp. 214–225. (In Russian).
20. Pinkevich, A. P. (1930) Kratkij ocherk istorii pedagogiki [A brief outline of the history of pedagogy]. Kharkov: Proletarij. (In Russian).
21. Pyatkovskij, A. P. (1875) S.-Peterburgskij vospitatel'nyj dom pod upravleniem I. I.Beckogo (istoricheskoe issledovanie po arhivnym istochnikam) [St. Petersburg Educational Home under the management of I. I. Betsky (historical research based on archival sources)]. Saint-Petersburg. (In Russian).
22. Savchenko, T. A. (2011) Izolyacionistskaya koncepciya vospitaniya I. I.Beckogo [I. I.Betsky's isolationist concept of education]. Pedagogika – Pedagogy. No. 7. Pp. 102–107. (In Russian).
23. Sobranie uchrezhdenij i predpisanij, kasatel'no vospitaniya, v Rossii, oboego pola blagorodnogo i meshchanskago yunoshestva (1774) [A collection of institutions and regulations concerning the upbringing, in Russia, of both sexes of noble and petty-bourgeois youth]. Saint-Petersburg. Vols. 1–2. (In Russian).
24. Starodubcev, M. P., Slepov, V. YA. (2012) Stanovlenie gosudarstvennoj sistemy obshchego obrazovaniya v Rossii v poslednej treti XVIII veka [The formation of the state system of general education in Russia in the last third of the XVIII century]. Mir obrazovaniya – obrazovanie v mire – The world of education – education in the world. No. 2(46). Pp. 10–24. (In Russian).
25. Frumenkova, T. G. (2018) Puteshestviya I. I. Beckogo po stranam Evropy (1756–1762 gg.) [I. I.Betsky's travels in European countries (1756–1762)]. Istoriko-psihologicheskie aspekty vzaimovospriyatiya Rossii i Zapada [Historical and psychological aspects of the mutual perception of Russia and the West]. Proceedings of the XLIV International Conference. Saint Petersburg: Poltorak. Pp. 144–150. (In Russian).
26. CHajkovskaya, O. G. (1987) Vospitanie «novoj porody» lyudej (ob odnom social'nom eksperimente XVIII veka) [Education of a "new breed" of people (about a social experiment of the XVIII century)]. Sociologicheskie issledovaniya – Sociological research. No. 2. Pp. 121–134. (In Russian).
27. CHirkova, Z. K. (2009) Vokrug trona Ekateriny Velikoj [Around the throne of Catherine the Great]. Moscow: Astrel': ACT. (In Russian).
28. CHistovich, I. A. (1863) Materialy ob Ivane Ivanoviche Beckom [Materials about Ivan Ivanovich Betsky]. Moscow. (In Russian).
29. SHaskol'skaya, E. A. (2003) I. Beckoj – «vinovnik» vospitatel'nyh domov v Rossii [I. Betskoy is the "culprit" of educational institutions in Russia]. Obshchestvo i vlast' – Society and government: materials of the All-Russian Scientific Conference. Saint Petersburg. Pp. 43–48. (In Russian).

Ключевые слова:
Бецкой, просвещение, педагогический деятель, педагогический идеал, идеи и опыт, Betskoy, education, pedagogical figure, pedagogical ideal, ideas and experience.

Для цитирования:
Романенчук К. В., Седова Н. В., Федорова Н. М. Друг Просвещения: 320-летие со дня рождения Ивана Ивановича Бецкого // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2024. – № 4. – С. 31–52. DOI: 10.35231/18186653_2024_4_31. EDN: ARDVWU Romanenchuk, K. V., Sedova, N. V., Fedorova, N. M. (2024) Drug Prosveshheniya: 320-letie so dnya rozhdeniya Ivana Ivanovicha Beczkogo [Friend of the Enlightenment: 320th Anniversary of Ivan Ivanovich Betskoy's Birth]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 31–52. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2024_4_31. EDN: ARDVWU

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина