Динамика перфекционизма и акцентуаций характера у студентов с разной академической успеваемостью в процессе профессиональной подготовки

The Relationship of Perfectionism and Character Accentuations in Students with Different Academic Performance: a Longitudinal Study

Авторы:
Белов Василий Васильевич,Веребчан Нина Николаевна,

DOI:
10.35231/18186653_2024_2_225

Полный текст641,67 КБ

Введение. В данном исследовании рассмотрена взаимосвязь характерологических особенностей, а именно – акцентуаций характера, с динамикой развития перфекционизма у студентов с разной академической успеваемостью в процессе обучения в университете. Результаты лонгитюдного исследования позволяют получить данные о динамике перфекционизма и акцентуаций характера студентов в процессе профессиональной подготовки.

Материалы и методы. Выборка представлена студентами в возрасте от 17 до 22 лет с разной академической успеваемостью в количестве 115 чел., обучающихся в Санкт-Петербурге. Использовались следующие методики: дифференциальный тест перфекционизма А.А. Золотаревой, Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков А. Е. Личко.

Результаты. Выявлена динамика акцентуаций характера у студентов с различной академической успеваемостью. Определена сложная взаимосвязь между формами перфекционизма и акцентуациями характера в процессе профессиональной подготовки. В ходе лонгитюдного исследования установлено, что показатели конструктивного перфекционизма снижаются в группе с высокой академической успеваемостью.

Обсуждение и выводы. Проведенное исследование свидетельствует о наличии взаимосвязи между личностными особенностями (акцентуациями характера) и формами перфекционизма, о динамике перфекционизма и акцентуаций характера у студентов с различной академической успеваемостью в процессе профессиональной подготовки.


Introduction. This study examines the relationship of characterological features, namely, character accentuations, with the dynamics of perfectionism development among students with different academic performance in the process of studying at the university. The results of the longitudinal study allow us to gain practical knowledge about the dynamics of perfectionism and character accentuations of students in the process of professional training.

Materials and methods. The sample is represented by students aged 17 to 22 years with different academic achievements in the number of 115 people studying in St. Petersburg. The following methods were used: a differential perfectionism test by A. A. Zolotareva, a modified questionnaire to identify the types of character accentuations in adolescents by A. E. Lichko.

Results. The dynamics of character accentuations in students with different academic performance is revealed. The complex relationship between the forms of perfectionism and character accentuations in the process of professional training is determined. In the course of a longitudinal study, it was found that the indicators of constructive perfectionism decrease in the group with high academic performance.

Discussion and conclusions. The conducted research indicates the existence of a relationship between personal characteristics (character accentuations) and forms of perfectionism, the dynamics of perfectionism and character accentuations among students with different academic performance in the process of vocational training.

Белов Василий Васильевич
доктор психологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
vasvasbelov@yandex.ru.

Веребчан Нина Николаевна
-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
nina2101@mail.ru

1. Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера. – Л.: Тип. им. Володарского, 1949. – 56 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Неон, 2014. – 234 с.
3. Белов В. В., Дмитриева С. Ю. Теоретико-методологические основы исследования саморазвития жизнестойкости личности в период юности // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2022. – № 4. – С. 401–428. DOI: 10.35231/18186653_2 022_4_401
4. Бен-Шахар Тал. Парадокс перфекциониста. – М.: Манн, Иванов и Фербер. 2013.
5. Бернс Д. Терапия настроения. Клинически доказанный способ победить депрессию без таблеток. 1980,1999 испр. и доп. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 580 с.
6. Веребчан Н. Н. Факторы семейного воспитания как предикторы детского перфекционизма // Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика: сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф. 29–30 сентября 2020 г. / отв. ред. В. В. Белов. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2020. – С. 18.
7. Донцов Д. А., Донцова М. В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Образовательные технологии. – № 2. – 2013. – С. 34–42.
8. Золотарева А. А. Диагностика перфекционизма. – М.: Смысл, 2019. – 88 с.
9. Иванченко Г. В. Идея совершенства в психологии и культуре. – М.: Смысл, 2007. – 390 с.
10. Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. – СПб.: Мастера психологии. 2011. – 224 с.
11. Кант И. О темпераменте. – М., 1982. – С. 149.
12. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Темперамент и характер. – М., 1982.
13. Козлова А. И. Самосознание личности при различных типах перфекционизма // Актуальные проблемы права, экономики и управления. – 2015. – № 11. – С. 243–244.
14. Корнилов С. А. Лонгитюдные исследования: теория и методы // Экспериментальная психология. – 2011. – Т. 4. – № 4. – С. 101–116.
15. Кречмер Э. Строение тела и характера. – М., 1982. – 168 с.
16. Ларских М. В. Индивидуально-типологические детерминанты перфекционизма студента // Известия воронежского государственного педагогического университета. – № 2(267). – 2015. – С. 227–231.
17. Леонгард К. Акцентуированные личности / пер. с нем. В. М. Лещинской. – Киев: Высшая школа, 1981. – 392 с.
18. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. – М., 1997. – С. 156–175.
19. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М., 1983. – 386 с.
20. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
21. Моросанова В. И. Акцентуации характера и стиль саморегуляции у студентов // Вопросы психологии. – 1997. – № 6. – С. 30–38. – URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNoti ce:35251/Source: default
22. Мотков О. И. Природа личности: сущность, структура и развитие. – М.: [б. и.], 2007. – 247 с.: ил., табл.
23. Обозов Н. Н. Возрастная психология: юность и зрелость. – СПб.: Облик, 2002. – 113 с.
24. Овчинников Б. В., Тюряпина И. В. Проблема диагностики акцентуаций личности: опросник акцентуированных радикалов // Вестник ЮУрГУ. – 2016. – № 1.
25. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию, становление человека. – М.: Прогресс, Универс. – 1994. – 480 с.
26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – 705 с.
27. Соловых О. В. О теоретических аспектах самоактуализации личности // Вестник ОГУ. – 2011. – № 6 (125). – С. 25–30.
28. Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.
29. Шадриков В. Д. Психологическая характеристика нормального человека, или Познай самого себя. – М.: Логос, 2009. – 208 с.
30. Beck A. Cognitive models of depression // Cognit Psychotherapy. – 1987. – Vol. 1 – P. 1–37.
31. Blatt S. The destructiveness of perfectionism // Am. Psychol. – 1995. – Vol. 50. – No. 12. – P. 1003–1020.
32. Burns D. D. The perfectionist’s script for self-defeat / D. D. Burns // Psychology today, 1980. – № 11. – Р. 34–52.
33. Ellis L. Evidence of neuroandrogenic etiology of sex roles from a combined analysis of human, nonhuman primate and nonprimate mammalian studies //Personality and Individual Differences. – 1986. – V. 7. – No. 4. – P. 519–552.
34. Frost R. O., Heinberg R., Holt C., Mattia J., Neu-bauer A. A comparison of two measures of perfection-ism // Personality and individual differences. – 1993. – V. 14. – No. 1. – P. 119–126.
35. Goldstein, K. Human nature in the light of psychopathology. New York: Schocken, 1940.
36. Hamachek D. E. Psychodynamics of Normal and Neurotic Perfectionism. Psychology (Savannah, Ga.) – 1978. – Vol. 15. – No. 10. – P. 27–33.
37. Hamilton T., Schweitzer R. The cost of being perfect: perfectionism and suicide ideation in university students // Australian and New Zealand Journal of Psychiatry. – 2000. – Vol. 34 (5). P. 29–835. – doi:10.1080/j.1440-1614.2000.00801.x
38. Hewitt P., Flett G., Mikail S. Perfectionism. A relational approach to conceptualization, assessment and treatment. New York: The Guilford Press, 2017. – 336 p.
39. Hollender M. H. Perfectionism // Сomprehensive Psychiatry. – 1965. – Vol. 6 (2). – P. 94–103.



1. Anan'ev, B. G. (1949) Problema formirovaniya haraktera [Character building problem]. Leningrad: Tip. im. Volodarskogo (In Russian).
2. Andreeva, G. M. (2014) Social'naya psihologiya [Social psychology]. Moscow: Neon. (In Russian).
3. Belov, V. V. Dmitrieva, S. YU. (2022) Teoretiko-metodologicheskie osnovy issledovaniya samorazvitiya zhiznestojkosti lichnosti v period yunosti. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University. No. 4. Рр. 401–428. (In Russian)
4. Ben-SHahar, Tal. (2013) Paradoks perfekcionista [Perfectionist paradox]. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber. (In Russian).
5. Berns, D. (2019) Terapiya nastroeniya. Klinicheski dokazannyj sposob pobedit' depressiyu bez tabletok. 1980, 1999 ispr. i dop. [Mood therapy. A clinically proven way to beat pill-free depression]. Moscow: Al'pina Pablisher. (In Russian).
6. Verebchan, N. N. (2020) Faktory semejnogo vospitaniya kak prediktory detskogo perfekcionizma [Family parenting factors as predictors of childhood perfectionism]. Aktual'nye voprosy psihologii razvitiya i formirovaniya lichnosti: metodologiya, teoriya i praktika: sb. materialov III Vse-ros. nauch.-prakt. konf. 29–30 sentyabrya 2020 / otv. red. V. V. Belov. Sankt-Peterburg: LGU im. A. S. Pushkina. Р. 18. (In Russian).
7. Doncov, D.A., Doncova, M.V. (2013) Psihologicheskie osobennosti yunosheskogo (studencheskogo) vozrasta [Psychological features of youthful (student) age]. Obrazovatel'nye tekhnologii – Educational technologies. No. 2. Рр. 34–42. (In Russian).
8. Zolotareva, A. A. (2019). Diagnostika perfekcionizma [Diagnosis of perfectionism]. Moscow: Smysl. (In Russian).
9. Ivanchenko, G. V. (2007) Ideya sovershenstva v psihologii i kul'ture [The idea of excellence in psychology and culture]. Moscow: Smysl. (In Russian).
10. Il'in, E.P. (2011) Rabota i lichnost'. Trudogolizm, perfekcionizm, len' [Work and personality. Workaholism, perfectionism, laziness]. Sankt-Peterburg: Mastera psihologii. (In Russian).
11. Kant, I. (1982) O temperamente [About temperament]. Moscow. (In Russian).
12. Kovalev, A. G. Myasishchev. V. N. (1982) Temperament i harakter [Temperament and character]. (In Russian).
13. Kozlova, A. I. (2015) Samosoznanie lichnosti pri razlichnyh tipah perfekcionizma [Self-awareness of personality under different types of perfectionism]. Aktual'nye problemy prava, ekonomiki i upravleniya – Current problems of the right, economy and management. No. 11. Рр. 243–244. (In Russian).
14. Kornilov, S. A. (2011) Longityudnye issledovaniya: teoriya i metody [Longitudinal research: theory and methods]. Eksperimental'naya psihologiya – Experimental psychology. Vol. 4. No. 4. Рр. 101–116. (In Russian).
15. Krechmer, E. (1982) Stroenie tela i haraktera [Body structure and character]. Moscow. (In Russian).
16. Larskih, M. V. (2015) Individual'no-tipologicheskie determinanty perfekcionizma studenta [Individual typological determinants of student perfectionism]. Izvestiya voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta – News of the Voronezh State Pedagogical University. No. 2 (267). Рр. 227–231. (In Russian).
17. Leongard, K. (1981) Akcentuirovannye lichnosti / per. s nem. [Accentuated personalities]. Kiev: Vysshaya shkola. (In Russian).
18. Leont'ev, D. A. (1997) Samorealizaciya i sushchnostnye sily cheloveka [Self-realization and essential human forces]. Psihologiya s chelovecheskim licom: gumanisticheskaya perspektiva postsovetskoj psihologii / pod red. D. A. Leont'eva, V. G. SHCHur. Moscow. (In Russian).
19. Lichko, A. E. (1983) Psihopatii i akcentuacii haraktera u podrostkov [Psychopathies and character accentuations in adolescents]. Moscow. (In Russian).
20. Maslou, A. (2008) Motivaciya i lichnost' [Motivation and personality]. Sankt-Peterburg: Piter. (In Russian).
21. Morosanova, V. I. (1997) Akcentuacii haraktera i stil' samoregulyacii u studentov [Accentuations of character and self-regulation style among students]. Voprosy psihologii – Questions of psychology. No. 6. Рр. 30–38. (In Russian).
22. Motkov, O. I. (2007) Priroda lichnosti: sushchnost', struktura i razvitie [Nature of personality: essence, structure and development]. Moscow: [b. i.]. (In Russian).
23. Obozov, N. N. (2002) Vozrastnaya psihologiya: yunost' i zrelost' [Age psychology: adolescence and maturity]. Sankt-Peterburg: Oblik. (In Russian).
24. Ovchinnikov, B. V. Tyuryapina I. V. (2016) Problema diagnostiki akcentuacij lichnosti: oprosnik akcentuirovannyh radikalov [The problem of diagnosing personality accentuations: a questionnaire of accentuated radicals]. Vestnik YUUrGU – Vestnik YUUrGU. No. 1. (In Russian).
25. Rodzhers, K. R. (1994) Vzglyad na psihoterapiyu, stanovlenie cheloveka [A look at psychotherapy, becoming a person]. Moscow: Progress, Univers. (In Russian).
26. Rubinshtejn, S. L. (1989) Osnovy obshchej psihologii [Basics of general psychology]. Moscow. (In Russian).
27. Solovyh, O. V. (2011) O teoreticheskih aspektah samoaktualizacii lichnosti [On the theoretical aspects of self-actualization of personality]. Vestnik OGU – Vestnik OGU. No. 6 (125). Рр. 25–30. (In Russian).
28. Holl, K. S., Lindsej, G. (1999) Teorii lichnosti [Theories of personality]. Moscow: EKSMO-Press. (In Russian).
29. SHadrikov, V. D. (2009) Psihologicheskaya harakteristika normal'nogo cheloveka, ili Poznaj samogo sebya [Psychological characteristic of a normal person, or Know yourself]. Moscow: Logos. (In Russian).
30. Beck, A. (1987) Cognitive models of depression // Cognit Psychotherapy. [Kognitivnye modeli depressii. // Kognitivnaya psihoterapiya]. Vol. 1. Рp. 1–37.
31. Blatt, S. (1995).The destructiveness of perfectionism // Am. Psychol. [Razrushitel'nost' perfekcionizma // Am. Psychol]. Vol. 50. No. 12. Pp.1003–1020.
32. Burns, D. D. (1980) The perfectionist’s script for self-defeat // Psychology today [Scenarij samorazrusheniya perfekcionista // Psihologiya segodnya]. No. 11. Pp. 34–52.
33. Ellis, L. (1986) Evidence of neuroandrogenic etiology of sex roles from a combined analysis of human, nonhuman primate and nonprimate mammalian studies //Personality and Individual Differences [Dokazatel'stva nejroandrogennoj etiologii polovyh rolej na osnove kombinirovannogo analiza issledovanij cheloveka, nechelovecheskih primatov i neprimatnyh mlekopitayushchih //Lichnost' i individual'nye razlichiya]. V. 7. No. 4. Pp. 519–552.
34. Frost, R. O., Heinberg R., Holt C., Mattia J., Neu-bauer A. (1993) A comparison of two measures of perfection-ism // Personality and individual differences [Sravnenie dvuh pokazatelej sovershenstva // Lichnost' i individual'nye razlichiya.] Vol. 14. No. 1. Pp. 119–126.
35. Goldstein, K. (1940) Human nature in the light of psychopathology [Helovecheskaya priroda v svete psihopatologii]. New York: Schocken.
36. Hamachek, D. E. (1978) Psychodynamics of Normal and Neurotic Perfectionism. Psychology [Psihodinamika normal'nogo i nevroticheskogo perfekcionizma.]. Psihologiya (Savannah, Ga.). Vol. 15. No. 10. Pp. 27–33.
37. Hamilton, T., Schweitzer, R. (2000) The cost of being perfect: perfectionism and suicide ideation in university students // Australian and New Zealand Journal of Psychiatry [Cena sovershenstva: perfekcionizm i suicidal'nye mysli u studentov universitetov // Avstralijskij i Novozelandskij zhurnal psihiatrii]. Vol. 34(5). Рp. 29–835.
38. Hewitt, P., Flett, G., Mikail, S. (2017) Perfectionism. A relational approach to conceptualization, assessment and treatment [Perfekcionizm. Relyacionnyj podhod k konceptualizacii, ocenke i lecheniyu]. New York: The Guilford Press.
39. Hollender, M. H. (1965) Perfectionism // Сomprehensive Psychiatry [Perfekcionizm // Kompleksnaya psihiatriya]. Vol. 6 (2). Pp.94–103.

Ключевые слова:
перфекционизм, акцентуации характера, студенты, академическая успеваемость, лонгитюдное исследование, perfectionism, character accentuations, students, academic performance, longitudinal study

Для цитирования:
Белов В. В., Веребчан Н. Н. Динамика перфекционизма и акцентуаций характера у студентов с разной академической успеваемостью в процессе профессиональной подготовки // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2024. – № 2. – С. 225–250. DOI: 10.35231/18186653_2024_2_225. EDN: AQKAFL Belov, V. V., Verebchan, N. N. (2024) Dinamika perfekcionizma i akcentuacij haraktera u studentov s raznoj akademicheskoj uspevaemost'yu v processe professional'noj podgotovki [The Relationship of Perfectionism and Character Accentuations in Students with Different Academic Performance: a Longitudinal Study]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Pp. 225–250. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2024_2_225. EDN: AQKAFL

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина