Введение. Общее психическое недоразвитие (син.: умственная отсталость) является тяжелой неизлечимой формой психической патологии в детском и подростковом возрасте. При этой патологии недоразвиты все психические функции, и дети нуждаются в специальном уходе и обучении. В связи с этим семья такого ребенка должна получать и адекватную информацию об особенностях этой патологии от специалистов и приобрести навыки по развитию и обучению их особого ребенка; нуждается в комплексной психологической и педагогической помощи.
Материалы и методы. Исходя из цели исследования, нами проведен анализ семейной ситуации в 427 семьях детей с умственной отсталостью. На диагностическом этапе применялся метод психологического интервью и использовались психологические методики: авторские анкета для родителей, «незаконченные предложения» и методика диагностики отношения к болезни ребёнка.
Результаты. После постановки диагноза умственной отсталости радикально меняется жизнь семьи с таким ребенком. Родители переживают горе, в последующем в различные периоды жизни ребенка развивается семейный кризис. В семье меняются и уклад, и социальные роли, часто возникают конфликты между родителями, а также наблюдаются непоследовательность и серьезные отклонения в воспитании. Испытывая сильные отрицательные эмоции, семьи умственно отсталых прибегают к социальной самоизоляции, лишая таким образом себя внешней поддержки. Во многих семьях здоровые дети привлекаются к уходу и обучению их особых сибсов.
Обсуждение и выводы. Семья умственно отсталого ребенка сталкивается с социальными, психологическим и педагогическими проблемами. С семьями таких детей должны работать разные специалисты, включая детского психиатра, психолога (психотерапевта), педагогов-дефектологов и социальных работников.
Переживание семейных кризисов, в рамках которых родители умственно отсталых детей испытывают сильные негативные эмоции, вызывает необходимость психологической помощи в виде семейного консультирования и семейной терапии. При оказании помощи все специалисты должны знать социально-психологические особенности, проблемы и особые нужды семей детей с умственной отсталостью.
Introduction. General mental retardation (syn.: mental retardation) is a severe incurable form of mental pathology in childhood and adolescence. In this pathology, all mental functions are underdeveloped and children need special care and education. In this connection, the family of such a child needs complete and adequate information about the peculiarities of this pathology, needs to receive from specialists skills for the development and education of their special child, and needs comprehensive psychological and pedagogical assistance.
Materials and methods. Based on the purpose of the study, we analysed the family situation in 427 families of children with mental retardation. At the diagnostic stage, we used the method of psychological interview and psychological methods: author's questionnaire for parents, ‘unfinished sentences’ and the method of diagnostics of attitude to the child's illness.
Results. After the diagnosis of mental retardation, the life of a family with such a child changes radically. Parents experience grief, and subsequently a family crisis develops at different periods of the child's life. The family's way of life and social roles change. Difficulties and conflicts between parents often arise in the family. In these families, there is often inconsistency and serious deviations in upbringing. Experiencing strong negative emotions, families of the mentally retarded resort to social isolation, thus depriving themselves of external support. In many families, healthy children are involved in the care and education of their special sibs.
Discussion and conclusions. The family of a mentally retarded child faces social, psychological and pedagogical problems. Different professionals, including child psychiatrists, psychologists (psychotherapists), educational defectologists and social workers should work with the families of such children.
Experiencing family crises in which parents of mentally retarded children experience strong negative emotions necessitates psychological help in the form of family counselling and family therapy. In providing assistance, all professionals should be aware of the social and psychological characteristics, problems and special needs of families of children with mental retardation.
Шац Игорь Константиновичдоктор медицинских наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ikshatz@yandex.ru
1. Бэндлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. – Воронеж: МОДЭК, 1993. – 128 с.
2. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. – М., 1998.– 208 с.
3. Зиглер Е., Ходапп Р. М. Понимание умственной отсталости / пер. с англ. – К.: Сфера, 2001. – 306 с.
4. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. – Л.: Медицина, 1982. – 224 с.
5. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.: Речь, 2007. – 391 с.
6. Исаева Е. Р. Копинг-поведение: анализ возрастных и гендерных различий на примере российской популяции // Вестник Томского государственного педагогического университета. – № 11. – 2009. – С. 144–147.
7. Каплан Г. И., Сэдак Б. Дж. Клиническая психиатрия. B двух томах. – Т. II. – М.: Медицина, 1994. – 528 с.
8. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Логос, 2002. – 385 с.
9. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1995. – 560 с.
10. Комбринк-Грэхам Л. Работа с семьей // Руководство по клинической детской и подростковой психиатрии. – М.: Медицина, 1999. – С. 155–173.
11. Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология эмоций: тексты / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1984. – С. 212–220.
12. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.
13. Оудсхоорн Д. Н. Детская и подростковая психиатрия / под ред. проф. И. Я. Гуровича. – М., 1993. – 319 с.
14. Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети (пер. англ.). – 2-е изд. – М.: Теревинф, 2009. – 368 с.
15. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 3. – М., 1965. – 336 с.
16. Фонтана Д. Как справиться со стрессом / пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс,1995. 352 с.
17. Хейли Дж. Что такое психотерапия? – СПб.: Питер, 2002. – 224 с.
18. Шац И. К. Применение клинических и клинико-психологических шкал в детской психиатрии и педиатрии (методические рекомендации) // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2002. – № 2. – С. 99–105.
19. Cummings S., Bayley H., Rie H. Effects of the child’s deficiency on the mother: A study of mothers of mentally retarded, chronically ill and neurotic children // American Journal of Orthopsychiatry. – Vol. 36. – 1966. – P. 595–608.
20. Cummings, S. T. The impact of the child’s deficiency on the father: A study of fathers of mentally retarded and chronically ill children //American Journal of Orthopsychiatry. – Vol. 46. – 1976. – P. 246–255.
21. Friedrich W. L., Friedrich W. N. Psychosocial assets of parents of handicapped and nonhandicapped children // American Journal of Mental Deficiency, 85. 1981. – P. 551–553.
22. Lewinsohn P., Clarke G., Hops H., Andrews J. Cognitive-behavioural treatment for depressed adolescents // Behaviour Therapy. – 1990. – Vol. 21. – P. 385–401.
1. Bendler, R., Grinder, Dzh., Satir, V. (1993) Semejnaya terapiya [Family therapy]. Voronezh: MODE`K. (In Russian).
2. Vitaker, K. (1998) Polnochnye razmyshleniia semeinogo terapevta [The Midnight Reflections of a Family Therapist]. Moscow. (In Russian).
3. Zigler, E., Khodapp, R.M. (2001) Ponimanie umstvennoi otstalosti / per. s angl. [Understanding mental retardation] Kiev: Sfera.
4. Isaev, D. N. (1982) Psikhicheskoe nedorazvitie u detei [Mental underdevelopment in children]. Leningrad: Meditsina. (In Russian).
5. Isaev, D. N. (2007) Umstvennaia otstalost u detei i podrostkov. Rukovodstvo [Intellectual disability in children and adolescents. Management]. Saint Petersburg: Rech. (In Russian).
6. Isaeva, E. R. (2009) Koping-povedenie: analiz vozrastnykh i gendernykh razlichii na primere rossiiskoi populiatsii [Coping behavior: analysis of age and gender differences using the example of the Russian population]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta – Tomsk State Pedagogical University Bulletin. No. 11. Pp. 144–147. (In Russian).
7. Kaplan, G. I., Sedak, B. Dzh. (1994) Klinicheskaia psikhiatriia. B dvukh tomakh [Clinical psychiatry]. Moscow: Meditsina. (In Russian).
8. Kitaev-Smyk, L. A. (2002) Psikhologiia stressa [Psychology of stress]. Moscow: Logos. (In Russian).
9. Kovalev, V. V. (1995) Psixiatriya detskogo vozrasta. Rukovodstvo dlya vrachej [Psychiatry of childhood. Guidance for physicians]. 2nd ed., Rev. and additional. Moscow: Medicine. (In Russian).
10. Kombrink-Grekham, L. (1999) Rabota s semei // Rukovodstvo po klinicheskoi detskoi i podrostkovoi psikhiatrii [Working with Family. Guidelines for Clinical Child and Adolescent Psychiatry]. Moscow: Meditsina. Рр. 155–173. (In Russian).
11. Lindemann, E. (1984) Klinika ostrogo goria // Psikhologiia emotsii: teksty / pod red. V. K. Viliunasa, Iu. B. Gippenreiter [Clinic of acute grief // Psychology of emotions: texts / ed. V. K. Vilyunas, Yu. B. Hippenreiter]. Moscow: MGU. Рр. 212–220. (In Russian).
12. Nelson-Dzhouns, R. (2002) Teoriia i praktika konsultirovaniia [Counseling theory and practice]. Saint Petersburg: Piter. (In Russian).
13. Oudskhoorn, D.N. (1993) Detskaia i podrostkovaia psikhiatriia [Child and adolescent psychiatry]. Moscow. (In Russian).
14. Seligman, M., Darling, R. (2009) Obychnye semi, osobye deti (per. angl.). [Ordinary families, special children]. Moscow: Terevinf. (In Russian).
15. Sukhareva, G. E. (1965) Klinicheskie lektsii po psikhiatrii detskogo vozrasta [Clinical lectures on child psychiatry]. Vol. 3. Moscow. (In Russian).
16. Fontana, D. Kak spravitsia so stressom / per. s angl. [Coping with stress / translated from English]. Moscow: Pedagogika-Press. (In Russian).
17. Kheili, Dzh. Chto takoe psikhoterapiia? [What is psychotherapy?]. Saint Petersburg: Piter. (In Russian).
18. Shats, I. K. (2002) Primenenie klinicheskikh i kliniko-psikhologicheskikh shkal v detskoi psikhiatrii i pediatrii (metodicheskie rekomendatsii) [Application of clinical and clinical-psychological scales in child psychiatry and pediatrics (guidelines)]. Voprosy psikhicheskogo zdorovia detei i podrostkov – Child and adolescent mental health issues. No. 2. Рр. 99–105. (In Russian).
19. Cummings S., Bayley H., Rie H. (1966) Effects of the child’s deficiency on the mother: A study of mothers of mentally retarded, chronically ill and neurotic children // American Journal of Orthopsychiatry. Vol. 36. Pp. 595–608.
20. Cummings, S. T. (1976) The impact of the child’s deficiency on the father: A study of fathers of mentally retarded and chronically ill children // American Journal of Orthopsychiatry. Vol. 46. Pp. 246–255.
21. Friedrich, W. L., Friedrich, W. N. (1981) Psychosocial assets of parents of handicapped and nonhandicapped children // American Journal of Mental Deficiency. Vol. 85. Pp. 551–553.
22. Lewinsohn, P., Clarke, G., Hops, H., Andrews, J. (1990) Cognitive-behavioural treatment for depressed adolescents // Behaviour Therapy. Vol. 21. Pp. 385–401.