Введение. Переход к информационному обществу и активное развитие цифровой образовательной среды актуализируют противоречия между моделью массового обучения в школе и необходимостью персонализации обучения в соответствии с личными образовательными целями обучающегося и дифференцированными требованиями внешней среды. Анализ данной проблемы выявил необходимость совершенствования методики преподавания информатики в общеобразовательной школе. В статье предлагается один из возможных вариантов решения проблемы – алгоритмизация когнитивного проектирования образовательных мероприятий, что составляет новизну исследования. Целью данной работы стало обоснование и экспериментальная проверка возможности персонализации образовательного маршрута в условиях преподавания информатики в массовой школе.
Материалы и методы. В исследовании выполнен анализ научных работ российских и зарубежных авторов по вопросам индивидуализации и персонализации обучения школьников. Анализ проводился на основе методологии системного подхода к рассмотрению принципов и способов организации персонализированного обучения в цифровой образовательной среде.
Экспериментальная проверка эффективности фрактального алгоритма когнитивного проектирования урока в паллиативной дидактической среде, разработанного в ходе исследования, проводилась в период с 2019–2023 гг. на базе региональной инновационной площадки общего образования в ГБОУ СОШ № 355 Московского района Санкт-Петербурга. Для оценки результатов были использованы методы и механизмы, разработанные инновационной площадкой в ходе эксперимента в соответствии региональными требованиями. Результаты эксперимента прошли экспертизу, что обеспечивает их достоверность.
Результаты. В аналитической части исследования были уточнены основополагающие понятия адаптивного обучения: дифференциация, индивидуализация и персонализация обучения. В практической части представлен алгоритм когнитивного проектирования урока в паллиативной дидактической среде, позволяющий в рамках сложившейся методической системы реализовать персонализированное обучение информатике.
Обсуждение и выводы. Результаты исследования показали, что фрактальный алгоритм проектирования урока может обеспечить формирование персонального образовательного маршрута, соответствующего личным образовательным целям обучающегося. Использование фрактального алгоритма позволит перейти от индивидуализации к персонализации обучения в условиях массовой школы за счёт использования вариативных сценариев урока информатики.
Introduction. Transition to the informational society and active development of digital educational environment actualize the contradiction between the model of mass education at school and the necessity to personalize learning in accordance with the personal educational goals of the student and differentiated requirements of the external environment. The analysis of this problem has revealed the necessity to improving the methodology of teaching informatics in the secondary school. The article proposes one of the possible solutions to the problem - algorithmicization of cognitive planning of educational activities, which constitutes the study's novelty. The purpose of this work was to substantiate and experimentally test the possibility of personalizing the educational course in the conditions of teaching informatics in a mass school.
Materials and methods. The research analyzed the scientific works of Russian and foreign authors on the issues of individualization and personalization of school students' learning. The analysis was based on the methodology of the system approach to the consideration of the principles and ways of organizing personalized learning in the digital educational environment.
Experimental verification of the effectiveness of the fractal algorithm of cognitive lesson design in a palliative didactic environment, developed in the course of the study was conducted in the period from 2019-2023 on the basis of the regional innovation platform of general education in the State Budgetary Educational Institution School No. 355 of the Moscow district of St. Petersburg. Methods and mechanisms developed by the innovation site during the experiment in accordance with regional requirements were used to evaluate the results. The results of the experiment were subjected to professional and public expertise, which ensures their reliability.
Results. As a result of the analytical part of the study, the fundamental concepts of adaptive learning were clarified: differentiation, individualization and personalization of learning. During the practical part of the study, an algorithm of cognitive design of a lesson in a palliative didactic environment was developed, which makes it possible to implement personalized informatics teaching within the framework of the existing methodological system.
Discussion and conclusion. The results of the study demonstrated that the fractal algorithm of lesson planning can provide the formation of a personal educational itinerary corresponding to the personal educational goals of the student. Using the fractal algorithm will allow to move from individualization to personalization of learning in the conditions of mass school through the use of variant scenarios of a informatics lesson.
Шапиро Константин Вячеславовичкандидат педагогических наук
Средняя общеобразовательная школа № 17 Василеостровского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург, Российская Федерация
shapiru@mail.ru
Макарова Наталья Владимировнадоктор педагогических наук, профессор
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Санкт-Петербург, Российская Федерация
mak234@mail.ru
1. Андриенко О. А. Современные образовательные технологии и их применение: кейс-технология // Colloquium-Journal. – 2019. – № 2–3(26). – С. 9–11.
2. Баймуханова З. К., Коспанова Г. Е., Косатова Л. А., Артамонова О. Н. Персонализированное обучение как результат дифференциации. Педагогическое призвание: Сборник статей III Международного профессионально-методического конкурса. В 6-ти частях. Петрозаводск. Часть 3. – Петрозаводск: Новая Наука, 2021. – С. 269–285. EDN: AIRJDS
3. Гальперин П. Я. Опыт изучения формирования умственных действий // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2017. – № 4. – С. 3–20. – DOI 10.11621/vsp.2017.04.03. – EDN: YQNDLT.
4. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР: В 2 т. М: Изд-во АПН РСФСР, 1959. Т. 1. – С. 441–469.
5. Ефремова Н. Ф. Персонализация образовательной деятельности и оценки достижений обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 3. – С. 29–42. – DOI: 10.24412/2304–120X-2024–11030. – EDN: VUXSXF.
6. Конобеев А. В., Юхимук Я. А., Войцеховская, Шчекич М. Персонализация как подход к обучению // Дискурс профессиональной коммуникации. – 2020. – Т. В. Д. 2. № 3. – С. 118–138. – DOI 10.24833/2687–0126–2020–2–3–118–138. – EDN: YPZUBK.
7. Кравченко Д. А., Блескина И. А., Каляева Е. Н., Землякова Е. А., Аббакумов Д. Ф. Персонализация в образовании: от программируемого к адаптивному обучению // Современная зарубежная психология. 2020. – Т. 9. – № 3. – С. 34–46. EDN: ICQCAO
8. Крутова И. А., Кириллова Т. В., Стефанова Г. П., Прояненкова Л. А. Концепция П. Я. Гальперина в эпоху цифровой трансформации образования // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6–1. – С. 24. – DOI 10.17513/spno.32191. – EDN: JNHDNA.
9. Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении / под общ. ред. и со вступ. статьей Б. В. Гнеденко и Б. В. Бирюкова. – М.: Просвещение, 1966. – 524 с.
10. Лебедева М. Б. Цифровая грамотность и компетентность современного учителя в контексте использования дистанционных образовательных технологий. Дистанционное обучение: реалии и перспективы. Материалы V всероссийской научно-практической конференции / сост. Н. Д. Матросова, О. А. Лазыкина. – СПб: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2020. – С. 51–57. EDN: RJAMFE
11. Макарова Н. В., Шапиро К. В. Методика проектирования когнитивных карт уроков // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. – СПб., 2020. – № 198. – С. 66–74. DOI: 10.33910/1992-6464-2020-198-66-74 EDN: LYKALW
12. Ненахова Е. Н., Шапиро К. В., Коновалов Д. В. Организация образовательного процесса в условиях дистанционного обучения. Дистанционное обучение: реалии и перспективы. Материалы VI всероссийской научно-практической конференции / сост. Матросова Н. Д. – СПб.: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2021. – С. 125–132
13. Олешкевич В. И. Психология П. Я. Гальперина и ее культурно-исторический анализ / В. И. Олешкевич; предисл. В. К. Зарецкий. – М.: Неолит, 2023. – 376 с
14. Перспективы развития отечественного образования: приоритеты и решения: сборник статей восьмых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами, Москва, 22 января 2016 года / отв. ред. С. Г. Воровщиков, О. А. Шклярова. – М.: 5 за знания, 2016. – 672 с. – EDN: XGHAVH.
15. Савина Н. В. (2020) Методологические основы персонализации образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2020. – Т. 14. № 4. – С. 82–90. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.10. EDN: KRCKPJ
16. Харламов А. А., Смирнов С. А., Сергиевский Н. А., Жонин А. А. Интеллектуализация сервисов цифровых библиотек на основе самообучаемой системы классификации контента // Программная инженерия. – 2012. – № 8. – С. 20–28. – EDN PIEVWJ.
17. Шапиро К. В. Структурные изменения методической системы в условиях цифровой трансформации образования // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. – 2021. – № 1(51). – С. 72–77. EDN: HKYVQF
18. Шапиро К. В. Реализация предметных кейсов в цифровой образовательной среде / К. В. Шапиро, Н. В. Макарова // Дистанционное обучение: реалии и перспективы: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 13–17 февраля 2023 года. – СПб.: Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий, 2023. – С. 147–155. – EDN: NTJBMH.
19. Шершнева В. А., Вайнштейн Ю. В., Кочеткова Т. О. Адаптивная система обучения в электронной среде // Программные системы: теория и приложения. – 2018. – Т. 9. – № 4(39). – С. 159–177. – DOI 10.25209/2079–3316–2018–9–4–3–159–177. – EDN: DNBANN.
20. Bray B., McClaskey K. Make learning personal: The what, who, wow, where, and why. – Corwin Press, 2014.
21. Landa, L. N. Some problems in algorithmization and heuristics in instruction // Instructional Science. – 1975. – Vol. 4. No. 2. – P. 99–112. – DOI: 10.1007/BF00051727. – EDN: XMFRIG.
1. Andrienko, O. A. (2019) Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii i ih primenenie: kejs-tekhnologiya [Moderm Educational Technologies and Their Application: Case Studie] Colloquium-Journal. No. 2–3(26). Pp. 9–11. (In Russian)
2. Bajmuhanova, Z. K., Kospanova, G. E., Kosatova, L. A., Artamonova, O. N. (2021) Personalizirovannoe obuchenie kak rezul'tat differenciacii [Personalized дearning as a result of differentiation]. Pedagogicheskoe prizvanie: Sbornik statej III Mezhdunarodnogo professional'no-metodicheskogo konkursa. V 6-ti chastyah, Petrozavodsk, Tom CHast' 3. Petrozavodsk: Mezhdunarodnyj centr nauchnogo partnerstva «Novaya Nauka» (IP Ivanovskaya Irina Igorevna) [Pedagogical vocation: Collection of articles of the III International professional and methodological competition. In 6 parts, Petrozavodsk, Volume Part 3. Petrozavodsk: “New Science” (IP Ivanovskaya Irina Igorevna)]. Pp. 269–285. EDN: AIRJDS (In Russian)
3. Gal'perin, P. YA. (2017) Opyt izucheniya formirovaniya umstvennyh dejstvij [Experience in studying the formation of mental actions] Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya – Bulletin of Moscow University. Episode 14: Psychology No. 4. Pp. 3–20. DOI: 10.11621/vsp.2017.04.03. (In Russian). EDN: YQNDLT
4. Gal'perin, P. YA. (1959) Razvitie issledovanij po formirovaniyu umstvennyh dejstvij [Development of research on the formation of mental actions] Psihologicheskaya nauka v SSSR: V 2 t.: Psychological science in the USSR: In 2 vols. Vol. 1. Pp. 441–469 (In Russian)
5. Efremova, N. F. (2024) Personalizaciya obrazovatel'noj deyatel'nosti i ocenki dostizhenij obuchayushchihsya [Personalization of educational activities and assessment of student achievements] Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept» – Scientific and methodological electronic journal "Concept" No. 03. Pp. 29–42. URL: https://e-koncept.ru/2024/241030.htm. DOI: 10.24412/2304-120X2024-11030. (In Russian). EDN: VUXSXF
6. Konobeev, A. V., YUhimuk, YA. A., Vojcekhovskaya, SHchekich M. (2020) Personalizaciya kak podhod k obucheniyu [Personalization as an approach to learning] Diskurs professional'noj kommunikacii. – T. V. D. 2: Discourse of professional communication. – T.V.D. 2. No. 3. Pp. 118–138. DOI: 10.24833/2687–0126–2020–2–3–118–138. (In Russian). EDN: YPZUBK
7. Kravchenko, D. A., Bleskina, I. A., Kalyaeva, E. N., Zemlyakova, E. A., Abbakumov, D. F. (2020) Personalizaciya v obrazovanii: ot programmiruemogo k adaptivnomu obucheniyu [Personalization in education: from programmable to adaptive learning]. Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya – Modern foreign psychology Vol. 9. No. 3. Pp. 34–46. DOI: 10.17759/jmfp.2020090303. (In Russian). EDN: ICQCAO
8. Krutova, I. A., Kirillova, T. V., Stefanova, G. P., Proyanenkova, L. A. (2022) Koncepciya, P.YA. Gal'perina v epohu cifrovoj transformacii obrazovaniya [Concept by P. Ya. Galperin in the era of digital transformation of education]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya – Modern problems of science and education No. 6–1. Pp. 24. DOI: 10.17513/spno.32191. (In Russian). EDN: JNHDNA
9. Landa, L. N. (1966) Algoritmizaciya v obuchenii. / Pod obshch. red. i so vstup. stat'ej B. V. Gnedenko i B. V. Biryukova. [Algorithmization in training. / Under general ed. and from the entrance. article by B. V. Gnedenko and B. V. Biryukov.]. Moscow: Prosveshchenie (In Russian).
10. Lebedeva, M. B. (2020) Cifrovaya gramotnost' i kompetentnost' sovremennogo uchitelya v kontekste ispol'zovaniya distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij [Digital literacy and competence of a modern teacher in the context of the use of distance educational technologies] Distancionnoe obuchenie: realii i perspektivy [Distance learning: realities and prospects. Materials of the V All-Russian Scientific and Practical Conference / comp. N. D. Matrosova, O. A. Lazykina. St. Petersburg: State Budgetary Institution of Further Professional Education "SPbTsOKOiIT"]. Pp. 51–57. (In Russian). EDN: RJAMFE
11. Makarova, N. V., Shapiro, K. V. (2020) Metodika proektirovaniya kognitivnyh kart urokov [Methodology for designing cognitive lesson maps]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gercena – News of the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen. No. 198. Pp. 66–74. DOI: 10.33910/1992-6464-2020-198-66-74 (In Russian). EDN: LYKALW
12. Nenahova, E. N., Shapiro, K. V., Konovalov, D. V. (2021) Organizaciya obrazovatel'nogo processa v usloviyah distancionnogo obucheniya [Organization of the educational process in distance learning conditions]. Distancionnoe obuchenie: realii i perspektivy. Materialy VI vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Sost. Matrosova N. D. [Distance learning: realities and prospects. Materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference / Comp. Matrosova N. D.]. Saint Petersburg: GBU DPO "SPbTSOKOiIT" Pp. 125–132 (In Russian)
13. Oleshkevich, V. I. (2023) Psihologiya, P. YA. Gal'perina i ee kul'turno-istoricheskij analiz / V. I. Oleshkevich; predisl. V. K. Zareckij [Psychology of P. Ya. Galperin and its cultural and historical analysis / V. I. Oleshkevich; preface V. K. Zaretsky]. Moscow: Neolit, (In Russian)
14. Perspektivy razvitiya otechestvennogo obrazovaniya: prioritety i resheniya: sbornik statej vos'myh Vserossijskih SHamovskih pedagogicheskih chtenij nauchnoj shkoly Upravleniya obrazovatel'nymi sistemami Moskva, 22 yanvarya 2016 goda / Otv. red. S. G. Vorovshchikov, O.A. SHklyarova [Prospects for the development of domestic education: priorities and solutions: a collection of articles of the eighth All-Russian Shamov pedagogical readings of the scientific school of Educational Systems Management Moscow, January 22, 2016 / Rep. ed. S. G. Vorovshchikov, O. A. Shklyarova]. Moscow: 5 for knowledge. (In Russian)
15. Savina, N. V. (2020) Metodologicheskie osnovy personalizacii obrazovaniya [Methodological foundations of education personalization]. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya – Human Science: Humanistic Studies. Vol. 14. No. 4. Pp. 82–90. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.10. (In Russian). EDN: KRCKPJ
16. Harlamov, A. A., Smirnov, S. A., Sergievskij, N. A., ZHonin, A. A. (2012) Intellektualizaciya servisov cifrovyh bibliotek na osnove samoobuchaemoj sistemy klassifikacii kontenta [Intellectualization of digital library services based on a self-learning content classification system]. Programmnaya inzheneriya – Software Engineering. No. 8. Pp. 20–28. (In Russian). EDN PIEVWJ.
17. Shapiro, K. V. (2021) Strukturnye izmeneniya metodicheskoj sistemy v usloviyah cifrovoj transformacii obrazovaniya [Structural changes in the methodological system in the context of digital transformation of education]. Akademicheskij vestnik. Vestnik Sankt-Peterburgskoj akademii postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniya – Academic Bulletin. Bulletin of the St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education. No. 1(51). Pp. 72–77. (In Russian). EDN: HKYVQF
18. Shapiro, K. V. (2023) Realizaciya predmetnyh kejsov v cifrovoj obrazovatel'noj srede / K. V. SHapiro, N. V. Makarova [Implementation of subject cases in a digital educational environment / K. V. Shapiro, N. V. Makarova]. Distancionnoe obuchenie: realii i perspektivy [Distance learning: realities and prospects]. Materials of the Viii All-Russian Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, February 13–17, 2023. – St. Petersburg: State Budgetary Institution of Further Professional Education “St. Petersburg Center for Assessment of the Quality of Education and Information Technologies”. Pp. 147–155. (In Russian). EDN NTJBMH.
19. SHershneva, V. A., Vajnshtejn, YU. V., Kochetkova, T. O. (2018) Adaptivnaya sistema obucheniya v elektronnoj srede [Adaptive learning system in an electronic environment]. Programmnye sistemy: teoriya i prilozheniya – Software systems: theory and applications Vol. 9. No. 4(39). Pp. 159–177. (In Russian). EDN DNBANN.
20. Bray, B., McClaskey K. (2014) Make learning personal: The what, who, wow, where, and why. – Corwin Press
21. Landa, L. N. (1975) Some problems in algorithmization and heuristics in instruction. Instructional Science. Vol. 4. No. 2. P. 99–112. EDN XMFRIG.