Конвергентная образовательная среда как условие успешности функционирования курчатовского класса

Convergent Educational Environment as a Condition for the Successful Functioning of the Kurchatov Class

Авторы:
Морозова Марина Ивановна,Штерн Валентина Витальевна,Киселева Светлана Александровна,

DOI:
10.35231/18186653_2024_2_30

Полный текст353,13 КБ

Введение. Изменения парадигмы научного познания, переход к шестому технологическому укладу требуют подготовки специалистов на принципиально новой, междисциплинарной основе. Тенденция конвергенции коснулась и современного общего образования, что согласуется с целью современных стандартов общего образования – формирования у обучающихся целостной картины мира. Наиболее полно идеи конвергентности образования реализуются в условии курчатовских классов. В статье раскрываются особенности и ключевые идеи организации конвергентной среды общеобразовательной организации. Целью нашего исследования стало выявление возможностей создания конвергентной образовательной среды как условия успешности функционирования курчатовского класса. Уточнение определения конвергентной образовательной среды и определение ключевых идей составило новизну нашего исследования.

Материалы и методы. Для теоретического осмысления проблемы были использованы анализ научной и методической литературы, контент-анализ, синтез, сравнение. Основными методами проведенного эмпирического исследования стали проектирование, анализ результатов внешней и внутренней оценки реализации проекта.

Результаты. На основе анализа дефиниций «конвергентность», «среда», «образовательная среда», их признаков и характеристик было определено, что конвергентная образовательная среда представляет собой целенаправленно созданную совокупность условий, обеспечивающих междисциплинарный подход для формирования у обучающихся целостной естественно-научной картины мира, стимулирования познавательного интереса, творческих идей и их реализации. Предложены ключевые идеи создания среды: учет тенденций развития науки и технологий, взаимодополняемость основного и дополнительного образования, обучение эвристическим методам познания, освоение современного лабораторного оборудования, диалогизация и сотрудничество, сопряжение научно-технического и гуманитарного компонентов образования. Каждая из этих позиций имеет свое методическое наполнение, базирующееся на многоаспектных возможностях реализации конвергентного подхода. Создание такой среды стимулирует познавательную активность обучающихся, а продуманность содержания деятельности создает условия для формирования целостной естественно-научной картины мира.

Обсуждение и выводы. Первые результаты внедрения образовательного проекта «Курчатовский класс» показывают его достаточно высокую результативность, что требует дальнейшего изучения возможностей конвергентной среды как условия его успешной реализации.


Introduction. Changes in the paradigm of scientific cognition, the transition to the sixth technological order requires the training of specialists on a fundamentally new, interdisciplinary basis. The trend of convergence has also affected modern general education, which is consistent with the goal of modern standards of general education – the formation of a holistic picture of the world for students. The ideas of convergence of education are most fully realized in the condition of Kurchatov classes. The article reveals the features and key ideas of the organization of a convergent environment of a general education organization. The purpose of our research was to identify the possibilities of creating a convergent educational environment as a condition for the successful functioning of the Kurchatov class. Clarifying the definition of a convergent educational environment and identifying key ideas was the novelty of our research.

Materials and methods. The analysis of scientific and methodological literature, content analysis, synthesis, and comparison were used for theoretical understanding of the problem. The main methods of the conducted empirical research were design, analysis of the results of external and internal evaluation of the project implementation.

Results. Based on the analysis of the definitions of "convergence", "environment", "educational environment", their signs and characteristics, it was determined that the convergent educational environment is a purposefully created set of conditions that provide an interdisciplinary approach for the formation of a holistic natural science picture of the world among students, stimulating cognitive interest, creative ideas and their implementation. The key ideas of creating an environment are proposed: taking into account trends in the development of science and technology, complementarity of basic and additional education, teaching heuristic methods of cognition, mastering modern laboratory equipment, dialogization and cooperation, combining scientific, technical and humanitarian components of education. Each of these positions has its own methodological content, based on the multidimensional possibilities of implementing a convergent approach. The creation of such an environment stimulates the cognitive activity of schoolchildren, and the thoughtfulness of the content of the activity creates conditions for the formation of a holistic natural-scientific picture of the world.

Discussion and conclusion. The first results of the implementation of the educational project "Kurchatov class" show its rather high effectiveness, which requires further study of the possibilities of a convergent environment as a condition for its successful implementation.

Морозова Марина Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
morozovami@mail.ru

Штерн Валентина Витальевна

Гимназия № 406
Санкт-Петербург, Российская Федерация
gymnasium-406@yandex.ru

Киселева Светлана Александровна

Гимназия № 406
Санкт-Петербург, Российская Федерация
gymnasium-406@yandex.ru

1. Аршинов В. И. Конвергентные технологии в контексте постнеклассической парадигмы сложностности // Сложность. Разум. Постнеклассика. – 2015. – № 3. – С. 42–54.
2. Баксанский О. Е. Конвергенция как фундаментальный принцип науки и философии образования XXI века // Сеченовский вестник. – 2014. – № 3(17). – С. 75–84.
3. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: моногр. – Екатеринбург: Гос. инж.-проект. ин-т, 1994. – 152 с.
4. Деев М. В., Кравец А. Г., Финогеев А. Г. Разработка информационной образовательной среды на базе конвергентного подхода // Системы управления, связи и безопасности. – 2017. – № 3. – С. 119–134.
5. Ковальчук М. В. Конвергенция наук и технологий – прорыв в будущее // Российские нанотехнологии. – 2011. – № 1–2. – Т. 6. – С. 13–23.
6. Ковальчук М. В. От синтеза в науке – к конвергенции в образовании // Труды Московского физико-технического института – 2011. – № 4. – Т. 3. – С. 16–21.
7. Ковальчук М. В., Нарайкин О. С., Яцишина Е. Б. Конвергенция наук и технологий – новый этап научно-технического развития // Вопросы философии. – 2013. – № 3. – С. 3–11.
8. Кузнецова Р. В. Курчатов. – 2-е изд., испр. – М.: Молодая гвардия, 2017. – 432 с.
9. Невзоров М. Н. Опережающее школьное образование: миф или реальность? – кн. 1: Образовательная революция XXI века: образование через развитие: моногр. – Южно-Сахалинск: САХГУ, 2021–208 с.
10. Мануйлов Ю. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2008. – Т. 14. – С. 21–27.
11. Мануйлов Ю. С. Среда в вопросах и ответах // Вестник Красноярского ГПУ им. В. П. Астафьева. – 2015. – № 1 (31). – С. 12–18.
12. Морозова М. И. Конвергентный подход в образовании школьников как условие будущего устойчивого развития страны // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: Материалы XI Международной научной конференции. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2021. – С. 121–124.
13. Роберт И. В. Конвергентное образование: истоки и перспективы // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2018. – № 2 (32). – С. 64–76. DOI: 10.17238/188п1998–5320.2018.32.64
14. Тарасов С. В. Образовательная среда как социокультурная и педагогическая категория // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2014. – № 1. – Т. 3. – С. 5–15.
15. Фещенко Т. С., Шестакова Л. А. Конвергентный подход в школьном образовании – новые возможности для будущего // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 11(65). – Ч. 2. – С. 159–165. DOI: 10.23670/IRJ.2017.65.127
16. Roco M. C., Bainbridge W. S. Converging technologies for improving human performance: nanotechnology, biotechnology, information technology and cognitive science. Dordrecht, 2003. – 488 p.


1. Arshinov, V. I. (2015) Konvergentnye tekhnologii v kontekste postneklassicheskoj paradigmy slozhnostnosti [Converging technologies in the context of postnonclassical paradigm of complexity]. Slozhnost'. Razum. Postneklassika – Complexity. The mind. Post-non-classical. No. 3. Рр. 42–54. (In Russian).
2. Baksansky, O. E. (2014) Konvergenciya kak fundamental'nyj princip nauki i filosofii obrazovaniya XXI veka [Convergence as a fundamental principle of science and philosophy of education in the XXI century]. Sechenovskij vestnik Sechenovsky – Bulletin. No. 3(17). Pp. 75–84. (In Russian).
3. Bezrukova, V. S. (1994) Integracionnye processy v pedagogicheskoj teorii i praktike [Integration processes in pedagogical theory and practice]. Yekaterinburg: State engineering project. in-t. (In Russian).
4. Deev, M. V., Kravets, A. G., Finogeev, A. G. (2017) Razrabotka informacionnoj obrazovatel'noj sredy na baze konvergentnogo podhoda [Development of an information educational environment based on a convergent approach]. Sistemy upravleniya, svyazi i bezopasnosti – Systems of Control, Communication and Security, No. 3. Рp. 119–134. Available at: http://sccs.intelgr.com/archive/2017–03/06-Deev.pdf (in Russian).
5. Kovalchuk, M. V. (2011) Konvergenciya nauk i tekhnologij – proryv v budushchee [Convergence of science and technology – a breakthrough into the future]. Rossijskie nanotekhnologii – Russian nanotechnology. No. 1–2. Vol. 6. Pp. 13–23. (In Russian).
6. Kovalchuk, M. V. (2011) Ot sinteza v nauke – k konvergencii v obrazovanii [From synthesis in science to convergence in education]. Trudy Moskovskogo fiziko-tekhnicheskogo instituta – Proceedings of the Moscow Institute of Physics and Technology. No. 4. Vol.3. Pp. 16–21. (In Russian).
7. Kovalchuk, M. V., Naraykin, O. S., Yatsishina, E. B. (2013) Konvergenciya nauk i tekhnologij – novyj etap nauchno-tekhnicheskogo razvitiya [Convergence of sciences and technologies is a new stage of scientific and technical development]. Voprosy filosofii – Questions of philosophy. No. 3. Pp. 3–11. (In Russian).
8. Kuznetsova, R. V. (2017) Kurchatov [Kurchatov]. Moscow: Molodaya gvardiya (In Russian).
9. Nevzorov, M. N. (2021) Operezhayushchee shkol'noe obrazovanie: mif ili real'nost'? Obrazovatel'naya revolyuciya XXI veka: obrazovanie cherez razvitie [Advanced schooling: myth or reality? – Book 1: The educational revolution of the XXI century: education through development]. Yuzhno-Sakhalinsk: SakhGu. (In Russian).
10. Manuilov, Yu. S. (2008) Konceptual'nye osnovy sredovogo podhoda v vospitanii [Conceptual foundations of the environmental approach in education]. Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova – Bulletin of the N. A. Nekrasov KSU. Vol. 14. Pp. 21–27. (In Russian).
11. Manuilov, Yu. S. (2015) Sreda v voprosah i otvetah [Wednesday in questions and answers]. Vestnik Krasnoyarskogo GPU im. V. P. Astaf'eva – Bulletin of the Krasnoyarsk GPU named after V. P. Astafyev. No. 1 (31). Pp. 12–18. (In Russian).
12. Morozova, M. I. (2021) Konvergentnyj podhod v obrazovanii shkol'nikov kak uslovie budushchego ustojchivogo razvitiya strany [Convergent approach in the education of schoolchildren as a condition for the future sustainable development of the country]. Obrazovanie kak faktor razvitiya intellektual'no-nravstvennogo potenciala lichnosti i sovremennogo obshchestva [Education as a factor in the development of the intellectual and moral potential of the individual and modern society] Proceedings of the XI International Conference. Saint-Petersburg, 11–12 Nov. 2021. Saint-Petersburg: LSU named after A. S. Pushkin. Pp. 121–124. (In Russian).
13. Robert, I. V. (2018) Konvergentnoe obrazovanie: istoki i perspektivy [Convergent education: origins and prospects]. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya – Human Science: Humanitarian studies. No. 2 (32). Pp. 64–76. DOI: 10.17238/188п1998–5320.2018.32.64(In Russian).
14. Tarasov, S. V. (2014) Obrazovatel'naya sreda kak sociokul'turnaya i pedagogicheskaya kategoriya [The educational environment as a socio-cultural and pedagogical category]. Vestnik LGU im. A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 1. Vol. 3. Pp. 5–15. (In Russian).
15. Feshchenko, T. S., Shestakova, L. A. (2017) Konvergentnyj podhod v shkol'nom obrazovanii – novye vozmozhnosti dlya budushchego [Convergent approach in school education – new opportunities for the future]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. – International Scientific Research Journal. No. 11 (65). Vol. 2. Рр. 159–165. DOI: 10.23670/IRJ.2017.65.127 (In Russian).
16. Roco, M. C., Bainbridge, W. S. (2003) Converging technologies for improving human performance: nanotechnology, biotechnology, information technology and cognitive science. Dordrecht.

Ключевые слова:
конвергентная образовательная среда, курчатовский класс, профессиональные пробы, профессиональная ориентация, convergent educational environment, Kurchatov class, professional tests, professional orientation

Для цитирования:
Морозова М. И., Штерн В. В., Киселева С. А. Конвергентная образовательная среда как условие успешности функционирования курчатовского класса // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2024. – № 2. – С. 30–43. DOI: 10.35231/18186653_2024_2_30. EDN: UZXUCY Morozova, M. I., Stern, V. V., Kiseleva, S. A. (2024) Konvergentnaya obrazovatel'naya sreda kak uslovie uspeshnosti funkcionirovaniya kurchatovskogo klassa [Convergent Educational Environment as a Condition for the Successful Functioning of the Kurchatov Class]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Pp. 30–43. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2024_2_30. EDN: UZXUCY

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина