Введение. Горная отрасль традиционно играет стратегическую роль в отечественной экономике. Значимыми фактами в ее истории XVIII в. стали организация горных округов и создание горных заводов. Динамичное развитие отрасли требовало различных специалистов, имевших профессиональное образование в сфере горного дела. Для подготовки кадров для горных заводов были созданы горнозаводские школы, а позднее горные училища, деятельность которых получила широкое освещение в научных работах. Вместе с тем сохраняется потребность в выявлении и систематизации сведений, касающихся преподавания иностранных языков. Новизна исследования состоит в том, что оно способствует целостному описанию истории становления и развития отечественного горного образования и позволяет содержательно дополнить картину истории профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в учебных заведениях России в XVIII–XIX вв.
Материалы и методы. Источниковая база исследования представлена нормативно-правовой документацией, историческими, историко-педагогическими, статистическими, публицистическими работами, архивными материалами, освещающими различные аспекты подготовки кадров для горной отрасли в нашей стране в XVIII–XIX вв. Для решения поставленных исследовательских задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, ведущим среди которых стал теоретический анализ источников.
Результаты. Горное образование имеет богатую историю. В XVIII в. стали открываться горнозаводские школы, готовившие рабочих и техников для горной отрасли. Они давали общее образование и профессиональную подготовку, отличались перечнем преподаваемых предметов и сроками обучения. Программа горных училищ предполагала изучение широкого перечня общеобразовательных и профессиональных предметов. В программу обучения были включены французский и немецкий языки, учащиеся овладевали чтением и письмом, занимались переводами. Большое внимание уделялось изучению грамматики. Окончив горное училище, наиболее способные выпускники могли продолжить свое профессиональное образование. Многие поступали в Горный кадетский корпус (позднее институт), в котором изучались немецкий, французский, позднее английский языки. Преподавание иностранных языков было направлено на формирование умений по всех видах речевой деятельности. Имевшиеся возможности регулярной языковой практики повышали результативность обучения устной речи. Курс технического перевода позволял овладеть профессиональной лексикой и формировал умения полно и точно понимать и передавать содержание текстов по специальности. В отдельные годы преподавался латинский язык. Изучение иностранных языков обеспечивало возможности чтения и понимания иноязычной профессиональной литературы, позволяло осуществлять деловое общение в ходе зарубежных командировок.
Обсуждение и выводы. Иностранные языки играли существенную роль в подготовке кадров для горной отрасли. Изучение данного опыта важно для создания целостной картины истории профессионально ориентированного обучения иностранным языкам.
Introduction. The mining industry traditionally plays a strategic role in the domestic economy. Significant facts in its history of the 18th century. began the organization of mining districts and the creation of mining factories. The dynamic development of the industry required various specialists with professional education in the field of mining. To train personnel for mining plants, mining schools were created, and later mining schools, whose activities were widely covered in scientific works. At the same time, there remains a need to identify and systematize information related to the teaching of foreign languages. The novelty of the study lies in the fact that it contributes to a holistic description of the history of the formation and development of domestic mining education and allows us to meaningfully complement the picture of the history of professionally oriented teaching of foreign languages in educational institutions of Russia in the 18th-19th centuries.
Materials and methods. The source base of the study is represented by regulatory documents, historical, historical and pedagogical, statistical, journalistic works, archival materials covering various aspects of personnel training for the mining industry in our country in the 18th-19th centuries. To solve the research problems, a set of complementary research methods was used, the leading among which was the theoretical analysis of sources.
Results. Mining education has a rich history. In the 18th century Mining schools began to open, training workers and technicians for the mining industry. They provided general education and vocational training, differing in the list of subjects taught and the duration of training. The mining school program involved studying a wide range of general educational and professional subjects. The curriculum included French and German, students mastered reading and writing, and did translations. Much attention was paid to the study of grammar. After graduating from the mining school, the most capable graduates could continue their professional education. Many entered the Mountain Cadet Corps (later the Institute), where they studied German, French, and later English. Teaching foreign languages was aimed at developing skills in all types of speech activity. The available opportunities for regular language practice increased the effectiveness of teaching oral speech. The technical translation course made it possible to master professional vocabulary and develop the ability to fully and accurately understand and convey the content of texts in the specialty. In some years, Latin was taught. Studying foreign languages provided the opportunity to read and understand foreign-language professional literature and allowed for business communication during foreign business trips.
Discussion and conclusion. Foreign languages played a significant role in training personnel for the mining industry. Studying this experience is important for creating a holistic picture of the history of professionally oriented teaching of foreign languages.
Левченко Ольга Юрьевнадоктор педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
o.levchenko@lengu.ru
1. Алтай: Ист.-стат. сб. по вопр. экон. и гражд. развития Алт. горн. окр. / под ред. П. А. Голубева. – Томск: изд. Г-ва, 1890. – 436 с.
2. Горнозаводская промышленность России: (История горн. дела; горно-учеб. заведения…). – Санкт-Петербург: Горн. деп., 1893. – 129 с.
3. Горный ин-т (Петербург). Описание празднования столетнего юбилея Горного института [21 октября 1873 года]: (Рапорт представл. 30 дек. 1873 г. за № 2967 его высокопревосходительству г. министру финансов Михаилу Христофоровичу Рейтнеру, дир. Горн. ин-та ген.-майором акад. Николаев Кокшаровым). Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1874. – 299 с.
4. Кривощёков И. Я. (1854–1916). Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии с общим историческо-экономическим очерком и приложением карты Уезда в границах по административному делению России в 1734 г. / сост. д. чл. Рус. геогр. о-ва И. Я. Кривощековым. – Пермь: Верхотур. земство, 1910. – 823 с.
5. Левченко О. Ю. Иностранные языки в системе горнозаводского образования Забайкалья (XVIII–XIX вв.) // Омский научный вестник. – 2010. – № 5(91). – С. 154–158. – EDN MKNGVC.
6. Левченко О. Ю. Иностранные языки в горном кадетском корпусе // Роль школы в воспитании подрастающего поколения (к 150-летию со дня рождения Н. К. Крупской): Материалы VI Забайкальских краевых педагогических чтений. В 2-х частях, Чита, 27 марта 2019 года / под общ. ред. Г. И. Зимирева. Том Часть 1. – Чита: Институт развития образования Забайкальского края, 2019. – С. 187–191. – EDN DDTPXJ.
7. Лоранский А. М. (1847–1913). Исторический очерк Горного института. – Санкт-Петербург: тип. Акад. наук, 1873. – 166 с.
8. Лоранский А. М. (1847–1913). Краткий исторический очерк административных учреждений Горного ведомства в России 1700–1900 гг. / сост. А. М. Лоранский. – Санкт-Петербург: тип. инж. Г. А. Бернштейна, 1900. – 207 с.
9. Мегорский В. П. (1871–1940). Горнозаводская деятельность в Олонецком крае при Петре Великом. – Петрозаводск: Олонская губернская тип., 1905. – 24 с.
10. Попов И. И. Список главнейших русских горнопромышленных компаний и фирм: По офиц. данным сост. И. Попов, горн. инж. / Горный деп. – Санкт-Петербург: тип. Спб. АО печ. дела в России Е. Евдокимова, 1899. – 192 с.
11. Соколов Д. И. (1788–1852). Историческое и статистическое описание Горного кадетского корпуса. – Санкт-Петербург: тип. Деп. нар. прос., 1830. –171 с.
12. Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Вып. 1: Общий ход развития школьного дела в Сибири. 1703–1917 г. г. – Ново-Николаевск, 1923. – 246 c.
1. Altaj: Ist.-stat. sb. po vopr. ekon. i grazhd. razvitiya Alt. gorn. okr. (1890) [Altai: historical and statistical. collection on the issue economic and citizen development Altai mountain district]. Tomsk: izd. G-va. (In Russian).
2. Gornozavodskaya promyshlennost' Rossii: (Istoriya gorn. dela; gorno-ucheb. zavedeniya…) (1893) [Mining industry of Russia]. Sankt-Peterburg: Gorn. dep. (In Russian).
3. Gornyj in-t (Peterburg). (1874) Opisanie prazdnovaniya stoletnego yubileya Gornogo instituta [21 oktyabrya 1873 goda] [Mining Institute (St. Petersburg)]. Sankt-Peterburg: tip. Imp. Akad. nauk. (In Russian).
4. Krivoshchyokov, I. Ya. (1910) Slovar' Verhoturskogo uezda Permskoj gubernii s obshchim istorichesko-ekonomicheskim ocherkom i prilozheniem karty Uezda v granicah po administrativnomu deleniyu Rossii v 1734 g. [Dictionary of the Verkhoturye district of the Perm province with a general historical and economic outline and an appendix of a map of the district within the boundaries of the administrative division of Russia in 1734]. Perm': Verhotur. zemstvo. (In Russian).
5. Levchenko, O. Yu. (2010) Inostrannye yazyki v sisteme gornozavodskogo obrazovaniya Zabajkal'ya (XVIII–XIX vv.) [Foreign languages in the mining education system of Transbaikalia (XVIII–XIX centuries)]. Omskij nauchnyj vestnik. No. 5(91). Рр. 154–158. – EDN MKNGVC. (In Russian).
6. Levchenko, O. Yu. (2019) Inostrannye yazyki v gornom kadetskom korpuse [Foreign languages in the mountain cadet corps]. Rol' shkoly v vospitanii podrastayushchego pokoleniya (k 150-letiyu so dnya rozhdeniya N. K. Krupskoj): Materialy VI Zabajkal'skih kraevyh pedagogicheskih chtenij. V 2-h chastyah, Chita, 27 marta 2019 goda / Pod obshchej redakciej G. I. Zimireva. Tom Chast' 1. Chita. Рр. 187–191. EDN DDTPXJ. (In Russian).
7. Loranskij, A. M. (1873). Istoricheskij ocherk Gornogo instituta [Historical sketch of the Mining Institute]. Sankt-Peterburg: tip. Akad. nauk. (In Russian).
8. Loranskij, A. M. (1900) Kratkij istoricheskij ocherk administrativnyh uchrezhdenij Gornogo vedomstva v Rossii 1700–1900 gg. [A brief historical outline of the administrative institutions of the Mining Department in Russia 1700–1900.]. Sankt-Peterburg: tip. inzh. G. A. Bernshtejna, (In Russian).
9. Megorskij, V. P. (1905) Gornozavodskaya deyatel'nost' v Oloneckom krae pri Petre Velikom [Mining activities in the Olonets region under Peter the Great]. Petrozavodsk: Olonskaya gubernskaya tip. (In Russian).
10. Popov, I. I. (1899) Spisok glavnejshih russkih gornopromyshlennyh kompanij i firm [List of the most important Russian mining companies and firms]. Sankt-Peterburg: tip. Spb. AO pech. dela v Rossii E. Evdokimova. (In Russian).
11. Sokolov, D. I. (1830) Istoricheskoe i statisticheskoe opisanie Gornogo kadetskogo korpusa [Historical and statistical description of the Mountain Cadet Corps]. Sankt-Peterburg: tip. Dep. nar. pros. (In Russian).
12. Yurcovskij, N. S. (1923) Ocherki po istorii prosveshcheniya v Sibiri. Vyp. 1: Obshchij hod razvitiya shkol'nogo dela v Sibiri. 1703–1917 gg. [Essays on the history of education in Siberia]. Novo-Nikolaevsk. (In Russian).