Введение. В статье дается анализ проблемы преемственности традиции современного бурятского шаманизма на примере автобиографий современных шаманов. Предполагается, что через выделение основных мотивов и определение функционала автобиографий можно приблизиться к решению этой проблемы. Опираясь на подходы отечественных ученых О. Б. Христофоровой и А. Я. Гуревича, рассматривается мотив видений, который занимает центральное место в автобиографиях в качестве самостоятельного жанра. Для удобства анализа полевого материала предлагается дифференциация видений: «видения наяву (видения духовных сущностей в состоянии бодрствования)», «шаманские сновидения (состояние сна или пограничное состояние между сном и бодрствованием)» и «переживание особого состояния во время камлания». Данное деление, по нашему мнению, позволит определить наиболее часто повторяющиеся мотивы.
Содержание. В основной части статьи приводятся материалы авторских полевых исследований, затем следует их анализ. В ходе исследования было установлено, что современные нарративы о шаманских видениях неустойчивы и слаборазвиты, но выполняют традиционную функцию – подтверждение шаманского дара. В нарративах респондентов встречаются мотивы «путь/путешествие», «обучение», «переделка тела», «приход умерших предков» (в значительно редуцированной форме), что говорит о некоторой преемственности традиции. На основании дифференциации нарративов по трем блокам: «видения наяву», «шаманские сновидения» и «переживание особого состояния во время камлания», был сделан вывод, что наиболее повторяющимся является мотив «видения наяву». Сделано предположение, что это связано с желанием респондентов произвести впечатление на своих слушателей.
Описание видений современных шаманов преимущественно сфокусированы на психологических переживаниях и рационализации мистического опыта. При описании задействованы слова и образы из других сфер и культур. Это объясняется ориентированностью шаманов на аудиторию, невозможностью полностью дистанцироваться от социокультурного контекста, в который погружены шаманы, и высокой адаптацией шаманизма в новых условиях, которая позволяет ему быть жизнеспособным в новых условиях.
Выводы. На основании полученных результатов сделан вывод, что видения современных шаманов раскрывают специфику соотношения традиции и новации. Они отражают изменения социокультурного и исторического контекста и высокую приспособляемость шаманизма к новым условиям.
Introduction. The article analyzes the problem of continuity the Buryat shamanism tradition on the example of autobiographies of modern shamans. The author suggests that by highlighting the main motives and defining the functionality of autobiographies, it is possible to approach the solution of this problem. Based on the approaches of Russian scholars O. B. Khristoforova and A. Ya. Gurevich, the author considers the motif of visions, which occupies a central place in autobiographies, as an independent genre. For the convenience of analyzing the field material, a differentiation of visions is proposed: “waking visions (visions of spiritual entities in a waking state)”, “shamanic dreams (a state of sleep or a borderline state between sleep and wakefulness)” and “experiencing a special state during kamlaniya”. This division, according to the author, will allow us to determine the most frequently repeated motives.
Content. The main part of the article contains the materials of the author's field research, followed by their analysis. In the course of the study, it was found that modern narratives about shamanic visions are unstable and poorly developed, but perform a traditional function – confirmation of the shamanic gift. In the respondents’ narratives, there are motifs of “path / journey”, “learning”, “remaking the body”, “arrival of deceased ancestors” (in a significantly reduced form), which indicates some continuity of tradition. Based on the differentiation of narratives into three blocks: “daydreams”, “shamanic dreams” and “xperiencing a special state during kamlaniya”, it was concluded that the most recurring motif is “daydreaming”. It is assumed that this is due to the respondents' desire to impress their listeners.
The description of the modern shamans’ visions mainly focuses on psychological experiences and the rationalization of mystical experience. The description uses words and images from other spheres and cultures. This is due to the shaman’s orientation towards the audience, the inability to completely distance themselves from the socio-cultural context in which shamans are immersed, and the high adaptation of shamanism in new conditions, which allows it to be viable in new conditions.
Conclusions. Based on the results obtained, it is concluded that the visions of modern shamans reveal the specifics of the relationship between tradition and innovation. They reflect changes in the socio-cultural and historical context and the high adaptability of shamanism to new conditions.
Епихина Екатерина Анатольевна–
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Москва, Российская Федерация
katena.epikhina@mail.ru
1. Бергер П. Священная завеса. Элементы социологической теории религии / пер. с англ. Р. Сафронова. – М.: Новое литературное обозрение, 2019. – 205 с.
2. Гуревич А. Я. Западноевропейские видения потустороннего мира и «реализм» Средних веков // Труды по знаковым системам. – Тарту, 1977. – Т. 8. – С. 3–27.
3. Данчинова М. Д. Пространство сна в устном рассказе бурят (на сознании шаманских сновидений) // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. – 2017. – Вып. 2. – С. 54–58.
4. Дарханова А. И. Шаманизм бурят Предбайкалья в постсоветский период: социальные функции, традиции и новации: дис. … канд. ист. наук. – Улан-Удэ, 2010. – 237 с.
5. Епихина Е. А. Шаманский нарратив в современной Бурятии // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. – 2022. – Т. 42. – С. 117–127.
6. Жуковская Н. Л. Шаманы и шаманки Бурятии: их мистический опыт и мои экспедиционные исследования. Ч. 1 // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. – 2018. – № 5 (39). – С. 97–109.
7. Жуковская Н. Л. Шаманы и шаманки Бурятии: их мистический опыт и мои экспедиционные исследования. Ч. 2 // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. – 2018. – № 6 (40). – С. 15–22.
8. Ксенофонтов Г. В. Шаманизм. Избранные труды (публикации 1926–1929 гг.) / сост. А. Н. Дьячкова. – Якутск, 1992. – 299 с.
9. Пигин А. В. Видения потустороннего мира в рукописной традиции XVIII–XX в. // Труды Отдела древнерусской литературы. – 1996. – Т. 50. – С. 551–557.
10. Толстая С. М. Образ мысли в тексте и ритуале. – М.: Русский фронт содействия образованию и науке, 2015. – 528 с.
11. Хамфри К. Постсоветские трансформации в азиатской части России / предисл. Б. Базарова, пер. с англ. А. и Н. Космарских. – М.: Наталис, 2010. – 382 с.
12. Харитонова В. И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий. – М.: ИЭА РАН, 2006. – 372 с.
13. Христофорова О. Б. Получение дара: рассказы о шаманском становлении у нганасан // Arbor mundi. – 2003. – № 10. – С. 87–105.
14. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза / пер. с фр. В. Тырлис. – М.: Академический проект, 2014. – 399 с.
1. Berger, P. (2019) Svyashchennaya zavesa. Elementy sotsiologicheskoj teorii religii [The sacred canopy: elements of a sociological theory of religion]. Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russian).
2. Danchinova, M. D. (2017) Prostranstvo sna v ustnom rasskaze buryat [The space of sleep in the oral narrative of the Buryats (on the consciousness of shamanic dreams)]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Yazyk. Literatura. Kul'tura – The Bulletin of the Buryat State University. Language. Literature. Culture. No. 2. Pp. 54–58. (In Russian).
3. Darhanova, A. I. (2010) Shamanizm buryat Predbajkal'ya v postsovetskij period: sotsial'nye funktsii, traditsii i novatsii: Diss. kand. ist. nauk [Shamanism of the Pre-Baikal Buryats in the post-Soviet period: social functions, traditions and innovations: cand. thesis]. Ulan-Ude: VSGAKI Publ. (In Russian).
4. Eliade, M. (2014) Shamanizm. Arhaicheskie tekhniki ekstaza [Shamanism. Archaic ecstasy techniques]. Moskva: Akademicheskij prospect Publ. (In Russian).
5. Epikhina, Е. А. (2022) Shamanskij narrativ v sovremennoj Buryatii [Shamanic Narrative in Modern Buryatia]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Politologiya. Religiovedenie – The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies. Vol. 42. Pp. 117–127. (In Russian).
6. Gurevich, A. Ya. (1977) Zapadnoevropejskie videniya potustoronnego mira i “realism” Srednikh vekov [Western European visions of the Other world and the “realism” of the Middle Ages]. Trudy po znakovym sistemam [Works on sign systems]. Tartu. Vol. 8. Pp. 3–27 (In Russian).
7. Hamfri, K. (2010) Postsovetskie transformatsii v aziatskoj chasti Rossii [Post-Soviet transformations in the Asian part of Russia]. Moskva: Natalis. (In Russian).
8. Kharitonova, V. I. (2006) Feniks iz pepla? Sibirskij shamanizm na rubezhe tysyacheletij [A Phoenix from the Asher? (Siberian Shamanism at the Turn of the Millennium)]. Moskva: IEA RAN Publ. (In Russian).
9. Khristoforova, O. B. (2003) Poluchenie dara: rasskazy o shamanskom stanovlenii u nganasan [Receiving a gift: narration about becoming of nganasan shaman]. Arbor mundi. No. 10. Pp. 87–105. (In Russian).
10. Ksenofontov, G. V. (1992) Shamanizm. Izbrannye trudy (publikatsii 1926–1929 gg.) [Shamanism. Selected works (publications 1926–1929)]. Yakutsk. (In Russian).
11. Pigin, A. V. (1996) Videniya potustoronnego mira v rukopisnoj traditsii XVIII–XX vekov [Visions of the other world in the manuscript tradition of the XVIII–XX centuries]. Trudy Otdela drevnerusskoj literatury [The proceedings of the Department of Ancient Russian Literature]. Vol. 50. Pp. 551–557. (In Russian).
12. Tolstaya, S. M. (2015) Obraz mysli v tekste i rituale [The way of thinking in the text and ritual]. Moskva: Russkij front sodejstviya obrazovaniyu i nauke. (In Russian).
13. Zhukovskaya, N. L. (2018) Shamany i shamanki Buryatii: ikh misticheskij opyt i moi ekspeditsionnye issledovaniya. Cast' pervaya [Male and female shamans of Buryatia: their mystical experiences and the author’s field research. Part one]. Vestnik Kalmytskogo instituta gumanitarnykh issledovanij RAN – The Bulletin of the Kalmyk Institute for Humanitarian Studies RAS. No. 5 (39). Pp. 97–109. (In Russian).
14. Zhukovskaya, N. L. (2018) Shamany i shamanki Buryatii: ikh misticheskij opyt i moi ekspeditsionnye issledovaniya. Cast' vtoraya [Male and female shamans of Buryatia: their mystical experiences and the author’s field research. Part two]. Vestnik Kalmytskogo instituta gumanitarnykh issledovanij RAN – The Bulletin of the Kalmyk Institute for Humanitarian Studies RAS. No. 6 (40). Pp. 15–22. (In Russian).