* Статья написана на основе доклада автора на международной научно-практической конференции Девятые научные чтения «Религиоведение в Царском Селе» (Санкт-Петербург, 25 ноября 2023 г. ЛГУ им. А. С. Пушкина).
Введение. В статье освещается проблема понятийного аппарата научных исследований секуляризации. Рассматривается концепт пострелигиозности, особо выделяя аксиологический аспект.
Содержание. На фоне возросшего интереса в отечественном религиоведении к проблемам постсекулярного как в теоретическом, так и в практическом плане, предлагается обратить внимание на оборотную сторону секуляризационных процессов современности, а именно на пострелигиозное. Смешение смыслов и символов, отказ от универсальных ценностей в период постмодернизма с особой силой поставил вопрос о роли религии и ее организаций как хранителей фундаментальных ценностей. Между тем на фоне усиления публичной роли религии все очевиднее амбивалентные процессы, характерные для самого феномена религии. Отмечается, что в академических кругах исследователей религии все сильнее звучит мысль о невозможности дать определение религии. Поиск нарратива и языка пострелигиозности приводит к понятию «вера». Критически рассматривается концепция «бедной религии» и сравнивается с концепцией гражданской религии. Отражая процессы последствий секуляризации и смешения светского и религиозного, аксиологический анализ пострелигиозности выделяет особую роль человеческого достоинства.
Выводы. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: 1) в результате никуда не исчезнувшей секуляризации религия претерпевает серьезные изменения не только под воздействием внешних факторов, но и в силу внутренних противоречий; 2) постсекулярное и пострелигиозное – две стороны одной медали; 3) процесс современного самопонимания религии концентрируется на человеческом достоинстве.
Introduction. The article analyzes the problem of the notions in the modern secularization research. The author considers the post-religiosity concept in the axiological framework.
Content. Discussions about the sense and forms of the secularization and its perspectives are increasing in the academic society. Most of them are concentrated on the post-secularity and its variants, like de-secularization, contr-secularization and so on. The Author offers to analyze the other side of the medal – the post-religiosity. The crisis of the universal values, mixing of senses and symbols in the post-modern period has noted the question about the role of religion as an actor and a keeper of the fundamental values. We are witnesses of the real ambivalence process in the religion as a phenomenon in front of increasing of its public role in the modern society. The author states that more academics say it is impossible to definite what religion is. The search of the narratives and the language of the post-religiosity leads to the notion "Faith". The author critically examines the theory of the “arm religion” and compares it with the civil religion. As a reflection on the secularization consequences and the co-existence of the secular and religious issues the axiological analyze of the post-religiosity concentrates on the human dignity as a corn of the modern values.
Conclusions. The following conclusions are made: 1) the secularization is alive and has not disappeared. The transformation of religion is deep and wide not only due the inter-factors, but due the inner ambivalent processes too, 2) post-secularity and post-religiosity are the two sides of the one medal, 3) the process of the modern self-understanding of the religion is focusing on the human dignity.
Мирошникова Елена Михайловнадоктор философских наук, профессор
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
miroshnikovaem@gmail.com
1. Аринин Е. И., Астапов С. Н., Антонов К. М., Гипп К. С., Замаренков М. Ю., Мирошникова Е. М., Носачев П. Г., Смирнов М. Ю., Соловьев А. П., Степанова Е. А., Шохин В. К. Оправдалась ли концепция постсекулярного? К 15-летию стамбульского доклада Ю. Хабермаса «Против воинствующего атеизма»: круглый стол // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. – 2023. – Вып. 108. – С. 115–152.
2. Антонов К. М., Польсков К. О., Смирнов М. Ю. Секуляризация и постсекулярность (К дискуссии о современном научном аппарате исследования религии) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. – 2023. – Вып. 105. – С. 138–154.
3. Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. – М.: Комкнига, 2006. – 368 c.
4. Инглхарт Р. Неожиданный упадок религиозности в развитых странах / пер. с англ. – СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2022. – 238 с.
5. Лотман Ю. М. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) / Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский. История и типология русской культуры. – СПб.: Искусство-СПБ, 2002. – С. 88–115.
6. Мирошникова Е. М. Рецензия. Ferrari, S., Medda-Windischer, R. and Wonisch, K. (eds) (2021) “Religious Minorities in Europe and Beyond: A Critical Appraisal in a Global Perspective.” // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2023. – № 2 (41). – С. 342–348.
7. Смирнов М. Ю. Перманентная секуляризация или постсекулярное общество? Современные трансформации религии в ракурсе исследовательской рефлексии // Вестник Ленинградского университета им. А. С. Пушкина. – 2023. – № 3. – С. 134–152.
8. Фуко М. Что такое Просвещение? / пер. с фр. и прим. Н. Т. Пахсарьян // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. – 1999. – № 2. – С. 132–149.
9. Civil Religion Today: Religion and the American Nation in the Twenty-First Century / Ed. by Rhys H. Williams, Raymond Haberski Jr., and Philip Goff. – New York: NYU Press, 2021. – 240 p.
10. The Inherence of Human Dignity: 2 vols. Vol. 1. Foundations of Human Dignity / ed. by Angus J. L. Menuge and Barry W. Bussey. – London: Anthem Press, 2021. – 254 p.
1. Arinin, E. I., Astapov, S. N., Antonov, K. M., Gipp, K. S., Zamarenkov, M. Yu., Miroshnikova, E. M., Nosachyev, P. G., Smirnov, M. Yu., Solov'ev, A. P., Stepanova, E. A., Shohin, V. K. (2023) Opravdalas' li kontseptsiya postsekulyarnogo? K 15-letiyu stambul'skogo doklada Yu. Habermasa “Protiv voinstvuyushchego ateizma”: kruglyj stol [Has the concept of the post-secular been justified? On the 15th anniversary of the Istanbul report by Yu. Habermas “Against Militant Atheism”: round table]. Vestnik PSTGU. Seriya I: Bogoslovie. Filosofiya. Religiovedenie – Bulletin of the PSTGU. Series I: Theology. Philosophy. Religious studies. Iss. 108. Pp. 115–152. (In Russian).
2. Antonov, K. M., Pol'skov, K. O., Smirnov, M. Yu. (2023) Sekulyarizatsiya i postsekulyarnost' (K diskussii o sovremennom nauchnom apparate issledovaniya religii) [Secularization and post-secularity (On the discussion of the modern scientific apparatus of religious research)]. Vestnik PSTGU. Seriya I: Bogoslovie. Filosofiya. Religiovedenie – Bulletin of the PSTGU. Series I: Theology. Philosophy. Religious studies. Iss. 105. Pp. 138–154. (In Russian).
3. Williams, R. H., Haberski, R. Jr., and Goff, P. (2023) (eds.) Civil Religion Today: Religion and the American Nation in the Twenty-First Century. New York: NYU Press,
4. Gajdenko, P. P., Davydov, Yu. N. (2006) Istoriya i ratsional'nost'. Sotsiologiya Maksa Vebera i veberovskij renessans [History and rationality. Max Weber's Sociology and the Weber Renaissance]. Moskva: Komkniga. (In Russian).
5. Inglhart, R. (2022) Neozhidannyj upadok religioznosti v razvitykh stranakh [The unexpected decline of religiosity in developed countries]. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Evropejskogo universiteta v Sankt-Peterburge. (In Russian).
6. Menuge, A. J. L. and Bussey, B. W. (2021) (eds.)The Inherence of Human Dignity: 2 vols. Vol. 1. Foundations of Human Dignity. London: Anthem Press.
7. Lotman, Yu. M. (2002) Rol' dual'nykh modelej v dinamike russkoj kul'tury (do kontsa XVIII veka) [The role of dual models in the dynamics of Russian culture (until the end of the XVIII century)] / Yu. M. Lotman, B. A. Uspenskij. Istoriya i tipologiya russkoj kul'tury [History and typology of Russian culture]. Sankt-Peterburg: Iskusstvo-SPb, Pp. 88–115. (In Russian).
8. Miroshnikova, E.(2023) Retsenziya: Ferrari, S., Medda-Windischer, R. and Wonisch, K. (eds) (2021) Spetsial'nyj vypusk zhurnala Religions: “Religioznye men'shinstva v Evrope i za eye predelami: kriticheskaya otsenka v global'noj perspective” [Book review: Ferrari, S., Medda-Windischer, R. and Wonisch, K. (eds) “Religious Minorities in Europe and Beyond: A Critical Appraisal in a Global Perspective.” Special Issue of the Journal “Religions”. Religions. 2021. 12 (11)]. Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom – State, Religion, Church in Russia and abroad. No. 2 (41). Pp. 342–348. (In Russian).
9. Smirnov, M. Yu. (2023) Permanentnaya sekulyarizatsiya ili postsekulyarnoe obshchestvo? Sovremennye transformatsii religii v rakurse issledovatel'skoj refkeksii [Permanent secularization or post-secular society? Modern transformations of religion in the perspective of research reflection]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 3. Pp. 134–152. (In Russian).
10. Fuko, M. (1999) Chto takoe Prosveshchenie? [What is Enlightenment?]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 9. Filologiya – Moscow University Bulletin. Ser. 9. Philology. No. 2. Pp. 132–149. (In Russian).