Культурфилософская трактовка эротизма в моде

Cultural and Philosophical Interpretation of Eroticism in Fashion

Авторы:
Музалевская Юлия Евгеньевна,

DOI:
10.35231/18186653_2024_1_112

Полный текст307,43 КБ

Введение. В статье предпринят теоретический анализ философских воззрений на тему сексуальности, эротики и роли эротического в эстетическом аспекте понимания красоты человека.

Содержание. Отражение эротизма в моде присутствовало всегда. Особенно заметная роль в моде принадлежит ассоциативной связи женственности и эротичности. В ретроспективном взгляде на историческую эволюцию смыслов в понимании эротики прослеживается связь между ними и этапами становления эстетических идеалов. Представления о новой чувственности, возникшие в середине ХХ в. и приведшие к сексуальной революции, вызвали существенную трансформацию восприятия эротики и повлияли на специфику ее современного выражения в моде.

Выводы. Философские концепции телесности, получившие развитие в ХХ в., оказали значительное влияние на вестиментарную моду, которая на пути выявления красоты обратилась к телесной природе человека и к эротике как ее составляющей. Культ всестороннего расцвета личности, гедонистический индивидуализм, обостренное внимание к внешнему виду человека становятся факторами эстетизации сексуальной привлекательности, выраженной средствами моды.


ntroduction. The article undertakes a theoretical analysis of philosophical views on sexuality, eroticism and the role of the erotic in the aesthetic aspect of understanding human beauty.

Content. The reflection of eroticism in fashion has always been present. A particularly prominent role in fashion belongs to the associative connection of femininity and eroticism. In a retrospective look at the historical evolution of meanings in the understanding of eroticism, the author traces the connection between them and the stages of the formation of aesthetic ideals. The ideas of a new sensuality that arose in the middle of the twentieth century and led to the sexual revolution caused a significant transformation in the perception of eroticism and influenced the specifics of its modern expression in fashion.

Conclusions. Philosophical concepts of physicality, which were developed in the twentieth century, had a significant impact on vestigial fashion, which, on the way to revealing beauty, turned to the bodily nature of man and to eroticism as its component. The cult of the all-round flourishing of personality, hedonistic individualism, and heightened attention to human appearance become factors in the aestheticization of sexual attractiveness expressed by means of fashion.

Музалевская Юлия Евгеньевна
кандидат искусствоведения, доцент
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
Санкт-Петербург, Российская Федерация
muz-yuliya@ yandex.ru

1. Батай Ж. История эротизма / пер. с фр. Б. Скуратов. – М.: Лотос, 2007.
2. Бердяев Н. А. Эрос и мораль // Самопознание. Эрос и мораль. – М.: Т8; Rugram-Классика, 2022.
3. Бердяев Н. А. Самопознание. – М.: Мир книги, 1991.
4. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / пер. с фр. С. Н. Зенкин. – М.: Рипол-Классик, 2021.
5. Бодрийяр Ж. Соблазн / пер. с фр. А. Гараджи. – М.: Ad Marginem, 2000.
6. Васильева Е. Теория моды: Миф, потребление и система ценностей. – 2-е изд., испр. – М.; СПб.: Т8; Пальмира, 2023.
7. Гартман Эд. фон. Сущность мирового процесса или философия бессознательного / пер. с нем. – М.: Красанд, 2010.
8. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах / пер. с англ. В. Анурин. – СПб.: Питер, 2004.
9. История женщин на Западе: в 5 т. / под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро. Т. III: Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения / под ред. Н. Земон Дэвис и А. Фарж; науч. ред. перевода Н. Л. Пушкарева. – СПб.: Алетейя, 2014.
10. Кон И. С. Сексуальная культура в России. – М.: Время, 2010.
11. Кривцун О. А. Эстетика. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2023.
12. Коллингвуд Р. Дж. Принципы искусств / пер. с англ. А. Г. Раскина под ред. Е. И. Стафьевой. – М.: Языки русской культуры, 1999.
13. Липовецкий Ж. Третья женщина: Незыблемость и потрясение основ женственности / пер. с фр. и послесл. Н. И. Полторацкой. – СПб.: Алетейя, 2003.
14. Липовецкий Ж. Империя эфемерного. Мода и ее судьба в современном обществе / пер. с фр. Ю. Розенберг, под науч. и лит. ред. А. Маркова. – М.: Новое литературное обозрение, 2012.
15. Marcuse H. An Essay on Liberation. – Boston: Beacon Press, 1969.
16. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследования идеологии развитого индустриального общества / пер. с англ. А. Юдин. – М.: REFL-book, 1994.
17. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / пер. с фр. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина – М.: Ювента; Наука, 1999.
18. Музалевская Ю. Е. Эротическая функция костюма // Известия высших учебных заведений. Технология легкой промышленности. – 2018. – № 2. – С. 80–83.
19. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. – СПб.: Азбука, 2014.
20. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – М.: Эксмо, 2022.
21. Свендсен Л. Философия моды / пер. с норв. А. Шипунова. – М.: Прогресс-Традиция, 2007.
22. Фрейд З. По ту сторону удовольствия. – М.: Фолио, 2013.
23. Фуко М. История сексуальности: в 2 т. Т. II / пер. с франц. В. Каплуна – СПб.: Академический проект, 2004.
24. Фукс Э. Эротика. Иллюстрированная история нравов: в 3-х т. / пер. с нем. – М.: Диадема– Пресс, 2001.


1. Bataille, G. (2007) Istoriya erotizma [The history of eroticism]. Moskva: Lotos. (In Russian).
2. Berdyaev, N. A. (2022) Samopoznanie. Eros i moral [Self-knowledge. Eros and morality]. Moskva: T8; Rugram-Klassika. (In Russian).
3. Berdyaev, N. A. (1991) Samopoznanie [Self-knowledge]. Moskva: Kniga. (In Russian).
4. Baudrillard, G. (2021) Simvolicheskij obmen i smert' [Symbolic exchange and death]. Moskva: Ripol – Klassik. (In Russian).
5. Baudrillard, G. (2000) Soblazn [Temptation]. Moskva: Ad Marginem. (In Russian).
6. Vasilieva, E. (2023). Teoriya mody: Mif, potreblenie i sistema tsennostej [Fashion Theory: Myth, Consumption and Value system]. 2nd ed. Moskva; Sankt-Peterburg: T8; Pal'mira. (In Russian).
7. Gartman, E. fon. (2010) Sushchnost' mirovogo protsessa ili filosofiya bessoznatel'nogo [The essence of the world process or the philosophy of the unconscious]. Moskva: Krasand. (In Russian).
8. Giddens, E. (2004) Transformatsiya intimnosti. Seksual'nost, lubov' i erotizm v sovremennykh obshchestvakh [Transformation of intimacy. Sexuality, love and eroticism in modern societies]. Sankt-Peterburg: Piter. (In Russian).
9. Istoriya zhenshchin na Zapade: v 5 t (2014) T. III. Paradoksy epokhi Vozrozhdeniya i Prosveshcheniya. [The History of Women in the West: in 5 vols. Vol. III: Paradoxes of the Renaissance and Enlightenment]. Sankt-Peterburg: Aleteia. (In Russian).
10. Kon, I. S. (2010) Seksual'naya cul'tura v Rossii [Sexual culture in Russia]. Moskva: Vremya. (In Russian).
11. Krivtsun, O. A. (2023) Estetika [Aesthetics] 3d ed. Moskva: Yurayt Publishing House. (In Russian).
12. Kollingvood, R. (1999) Printsipн iskusstv [Principles of the arts]. Moskva: Yazyki russkoj kul'tury. (In Russian).
13. Lipovetskij, G. (2003) Tret'ya zhenshchina. Nezyblemost' i potryasenie osnov zhenstvennosti [The third woman: The inviolability and shock of the foundations of femininity]. Sankt-Peterburg: Aleteia. (In Russian).
14. Lipovetskij, G. (2012) Imperia efimernogo. Moda i eyo sud'ba v sovremennom obshchestve [The empire of the ephemeral. Fashion and its fate in modern society]. Moskva: NLO. (In Russian).
15. Marcuse, H. (1969) An Essay on Liberation. Boston: Beacon Press.
16. Marcuse, H. (1994) Odnomernyj chelovek: Issledovaniya ideologii razvitogo industrial'nogo obschchestva [One-dimensional man: Studies of the ideology of a developed industrial society]. Moskva: REFL-book. (In Russian).
17. Merleau-Ponty, M. (1999) Fenomenologiya vospriyatiya [Phenomenology of perception]. Moskva: Nauka. (In Russian).
18. Muzalevskaya, Yu. E. (2018) Eroticheskaya funktsiya kostuma [Erotic function of the costume]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenij. Tehnologiya legkoj promishlennosti [The higher educational institutions news. Light industry technology]. No. 2. Pp. 80–83. (In Russian).
19. Nietzsche, F. (2014) Po tu storonu dobra i zla [Beyond good and evil]. Sankt-Peterburg: Azbuka. (In Russian).
20. Nietzsche, F. (2022) Tak govoril Zaratustra [Thus spoke Zarathustra]. Moskva: Eksmo. (In Russian).
21. Svendsen, L. (2007) Filosofia mody [Fashion Philosophy]. Moskva: Progress-Traditsiya. (In Russian).
22. Freyd, Z. (2013) Po tu storonu udovol'stviya [Beyond Pleasure] Moskva: Folio. (In Russian).
23. Fuko, M. (2004) Isoriya seksual'nosty. T. II [The history of sexuality. Vol. II]. Moskva: Akademicheskij proekt. (In Russian).
24. Fuks, E. (2001) Erotika. Illustrirovannaya istoriya nravov [Erotica. An illustrated history of manners]. Moskva: Diadema-Press. (In Russian).

Ключевые слова:
идеалы красоты, мода, привлекательность, телесность, эротика, эстетические каноны, the ideals of beauty, fashion, attractiveness, physicality, eroticism, aesthetic canons

Для цитирования:
Музалевская Ю. Е. Культурфилософская трактовка эротизма в моде // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2024. – № 1. – С. 112–122. DOI: 10.35231/18186653_2024_1_112. EDN: TCPDVR Muzalevskaya, Yu. E. (2024) Kul'turfilosofskaya traktovka erotizma v mode [Cultural and Philosophical Interpretation of Eroticism in Fashion]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 1. Pp. 112–122. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2024_1_112. EDN: TCPDVR

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина