Введение. Эсхатологическая проблематика – один из ключевых аспектов в философии Николая Бердяева. Хотя взгляд русского мыслителя на проблему конца истории хорошо изучен, всё ещё в недостаточной степени артикулирована связь между его историософскими интуициями и экзистенциальной тематикой. Необходимо осмыслить, насколько практически эффективными являются, казалось бы, утончённо метафизические гипотезы Бердяева. На основе знакомства со значительным корпусом текстов русского философа, относящихся к разным периодам его творчества, подводятся обобщающие итоги развития в них эсхатологической темы. В спорных моментах мысли Бердяева подвергаются анализу с помощью герменевтико-майевтического метода.
Содержание. Николая Бердяева влечёт идея конца времён. Такой интерес связан с его пессимистическим взглядом на историю и с отрицанием идеи последовательного прогресса человечества. Постулируя конец истории как неизбежный, философ связывает с этим определённую надежду. Бердяев убеждён в возможности и даже необходимости другого мира, построенного на принципиально иных познавательных и этических началах. Он развивает мысль о том вкладе, который каждый человек может и должен внести в свершение небывалого бытия за пределами времени. Бердяев стремится преодолеть границу между имманентным и трансцендентным, сократить философскую дистанцию между практической деятельностью и религиозной мечтой. Он добивается этого путём введения концепции экзистенциального времени. В ракурсе этой концепции деятельность человека в рамках истории перестаёт быть бессмысленной. Несмотря на обреченность этого мира, творческий труд в рамках жизненных, временных границ получает духовное обоснование.
Выводы. В эсхатологии Бердяева прослеживаются традиционные апокалиптические мотивы, что позволяет называть его философию религиозной. Тем не менее, мыслитель делает акцент на возможности продуктивного вклада в вечность человеком, скованным условиями обречённого мира. Следовательно, творчество получает мотивацию, выводящую рефлексию субъекта из рамок эгоизма. Кроме того, дискредитируются пассивное ожидание конца времени и обречённая скованность индивида. Несмотря на очевидную абсурдность идеи бесконечного прогресса человечества во времени, необходимость вклада в вечность и во всеобщее благо внутри неё становится эффективной мотивацией для раскрытия персональных талантов.
Introduction. Eschatological problems are one of the key aspects in Nikolai Berdyaev's philosophy. Although the Russian thinker's view on the problem of the end of history has been well studied, the connection between his historiosophical intuitions and existential themes is still insufficiently articulated. It is necessary to comprehend how practically effective Berdyaev's seemingly subtly metaphysical hypotheses are. Based on an acquaintance with a significant body of texts by the Russian philosopher relating to different periods of his work, the author summarizes the development of the eschatological theme in them. In controversial moments, the author subjects Berdyaev's thoughts to analysis using the hermeneutical-maieutic method.
Content. Nikolai Berdyaev is attracted by the idea of the end of time. This interest is connected with his pessimistic view of history and with the denial of the idea of consistent human progress. Postulating the end of history as inevitable, the philosopher associates a certain hope with this. Berdyaev is convinced of the possibility and even the necessity of another world built on fundamentally different cognitive and ethical principles. He develops the idea of the contribution that every person can and should make to the achievement of an unprecedented existence beyond time. Berdyaev strives to overcome the boundary between the immanent and the transcendent, to reduce the philosophical distance between practical activity and a religious dream. He achieves this by introducing the concept of existential time. From the perspective of this concept, human activity within the framework of history ceases to be meaningless. Despite the doom of this world, creative work within the limits of life, time boundaries receive a spiritual justification.
Conclusions. In Berdyaev's eschatology, traditional apocalyptic motifs can be traced, which allows us to call his philosophy religious. However, the thinker emphasizes the possibility of a productive contribution to eternity by a person constrained by the conditions of a doomed world. Consequently, creativity receives motivation that takes the subject’s reflection out of the framework of egoism. In addition, the passive expectation of the end of time, the doomed constraint of the individual, is discredited. Despite the obvious absurdity of the idea of infinite progress of humanity through time, the need to contribute to eternity and to the common good within it becomes an effective motivation for the disclosure of personal talents.
Кузнецов Дмитрий Александрович–
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург, Российская Федерация
kuznetsow@vk.com
1. Аврелий Августин. Исповедь / пер. с лат. М. Сергеенко. – СПб.: Азбука-классика, 2011. – 400 с.
2. Бердяев Н. А. Мутные лики (Типы религиозной мысли в России). – М.: Канон+, 2004. – 448 с.
3. Бердяев Н. А. О назначении человека. – М.: Республика, 1993. – 383 с.
4. Бердяев Н. А. Смысл истории. Новое Средневековье. – М.: Канон+, 2016. – 448 с.
5. Бердяев Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. – М.: АСТ, 2007. – 668 с.
6. Бердяев Н. А. Философия неравенства. – М.: ИМА-пресс, 1990. – 288 с.
7. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. – М.: Республика, 1994. – 480 с.
8. Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. – М.: Республика, 1995. – 383 с.
9. Дугин А. Г. Ноомахия: войны ума. Русcкий Логос III. Образы русской мысли. – М.: Академический проект, 2020. – 980 с.
10. Замалеев А. Ф., Замалеев Ф. А. Начальный курс русской философии: Историческое введение. – СПб.: Петрополис, 2016. – 288 с.
11. Зеньковский В. История русской философии. – М.: Академический проект, 2001. – 880 c.
12. Н. А. Бердяев и единство европейского духа / под ред. В. Н. Поруса. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. – 336 с.
13. Н. А. Бердяев: pro et contra / сост. А. А. Ермичёв. – СПб.: РХГИ, 1994. – 573 с.
14. Таубес Я. Западная эсхатология / пер. с нем. А. Шурбелёв. – СПб.: Владимир Даль. – 2023. – 427 с.
15. Элиаде М. Аспекты мифа / пер. с фр. В. Большаков – М.: Академический проект, 2014. – 235 с.
1. Avreliy Avgustin (2011) Ispoved' [Confession]. Sankt-Peterburg: Azbuka. (In Russian).
2. Berdyaev, N. A. (2004) Mutnye liki (Tipy religioznoy mysli v Rossii) [Muddy faces. Types of religious thought in Russia]. Moskva: Kanon+. (In Russian).
3. Berdyaev, N. A. (1993) O naznachenii cheloveka [About the appointment of a person]. Moskva: Respublika. (In Russian).
4. Berdyaev, N. A. (1994) Filosofiya svobodnogo dukha [Philosophy of the free spirit]. Moskva: Respublika. (In Russian).
5. Berdyaev, N. A. (1995) Tsarstvo Dukha i tsarstvo Kesarya [The kingdom of the spirit and the kingdom of Caesar]. Moskva: Respublika. (In Russian).
6. Berdyaev, N. A. (2007) Smysl tvorchestva. Opyt opravdaniya cheloveka [The meaning of creativity. Experience of justification of a human]. Moskva: AST. (In Russian).
7. Berdyaev, N. A. (2016) Smysl istorii. Novoe srednevekov'e [The meaning of the history. New Middle Ages]. Moskva: Kanon+. (In Russian).
8. Berdyaev, N. A. (1990) Filosofiya neravenstva [Philosophy of inequality]. Moskva: IMA-press. (In Russian).
9. Dugin, A. G. (2020) Noomakhiya: vojny uma. Ruskij Logos III. Obrazy russkoj mysli [Noomachia: wars of the mind. Russian Logos III. Images of Russian thought]. Moskva: Akademicheskij proekt. (In Russian).
10. Eliade, M. (2014) Aspekty mifa [Aspects of myth]. Moskva: Akademicheskiy proekt. (In Russian).
11. Porus, V. N. (2007) N. A. Berdyaev i edinstvo evropeyskogo dukkha [N. A. Berdyaev and the unity of the European spirit] ed. by. Moskva: Bibleysko-bogoslovskiy institut sv. apostola Andreya. (In Russian).
12. N. A. Berdyaev: pro et contra. (1994) [N. A. Berdyaev: pro et contra]. Sankt-Peterburg: RKHGI. (In Russian).
13. Taubes, Ya. (2023) Zapadnaya ehskhatologiya [Western eschatology]. Sankt-Peterburg: Vladimir Dal'. (In Russian).
14. Zamaleev, A. F., Zamaleev, F. A. (2016) Nachal'nyj kurs russkoj filosofii: Istoricheskoe vvedenie [Beginning Course of Russian Philosophy: Historical Introduction]. Sankt-Peterburg: Petropolis. (In Russian).
15. Zen'kovskij, V. (2001) Istoriya russkoj filosofii [The history of Russian philosophy]. Moskva: Akademicheskiy proekt. (In Russian).