Введение. В настоящее время в Петербургском метрополитене наблюдается нехватка машинистов электропоезда. Данной профессии не обучают ни в одном высшем или среднем профессиональном заведении страны. Подготовка таких специалистов осуществляется на предприятиях метрополитенов Российской Федерации. Целью данного исследования является выяснение факторов, оказывающих влияние на закрепление машинистов электропоезда на рабочем месте. Научная новизна исследования заключается в изучении влияния внутрифирменного обучения машинистов электропоезда метрополитена на продолжительность их работы на предприятии. В статье рассматриваются проблемы внутрифирменного обучения профессии «машинист электропоезда». Проведен анализ статистических данных работников по продолжительности труда на предприятии в соответствии с их уровнем образования и карьерным ростом.
Материалы и методы. Проведен анализ данных ста человек, поступивших на обучение в техническую школу метрополитена. Группа, подвергшаяся статистическому анализу, это мужчины в возрасте от 18 до 43 лет. Материалом к исследованию стали данные о возрасте машинистов электропоезда, уровне их образования, продолжительности работы на предприятии и повышении квалификации.
Методы, используемые в работе: статистическое наблюдение, анкетирование, статистическая обработка эмпирических материалов, корреляционный и регрессионный анализ и ряды динамики.
Результаты. Были выявлены проблемы внутрифирменного обучения машинистов электропоезда метрополитена: высокая степень сложности программы обучения, отсутствие профессионального стандарта по профессии «машинист электропоезда». Установлены вероятные причины нехватки машинистов электропоезда в Петербургском метрополитене: сложности карьерного роста по профессии затруднительное совмещение работы с внутрифирменным обучением.
Обсуждение и выводы. Для эффективного обучения профессии «машинист электропоезда» необходимо набирать кандидатов с высшим или среднем профессиональным образованием. Предприятию следует рассмотреть возможность привлечения кандидатов из регионов Российской Федерации. Для увеличения мотивирующего фактора необходимо обеспечить большее количество работников для обучения на повышение класса. Следует оптимизировать форму обучения профессии «машинист электропоезда» по степени сложности и объёму изучаемого материала, пересмотреть программу повышения квалификации.
Introduction. At the moment, there is a shortage of electric train drivers in the State Unitary Enterprise "St. Petersburg Metro". This profession is not taught in any higher or secondary vocational institution in the country. Training in this profession is carried out at the enterprises of the subways of the Russian Federation. The purpose of this study is to clarify the factors influencing the fixation of electric train drivers in the workplace. The scientific novelty of the study is to study the influence of in-house training of metro train drivers on the duration of work at the enterprise. This article discusses the problems of in-house training in the profession of "electric train driver". The analysis of statistical data of employees, according to the duration of work at the enterprise in accordance with their level of education and career growth.
Materials and methods. The analysis of the data of one hundred people enrolled in the technical school of the metro was carried out. The group subjected to statistical analysis is men aged 18 to 43 years. The material for the study was data on the age, level of education, duration of work at the enterprise, advanced training of electric train drivers.
Methods used in the work: statistical observation, questionnaires, methods of statistical processing of empirical materials, correlation and regression analysis and series of dynamics.
The results of the study. As a result of the study, the problems of in-house training of metro electric train drivers were identified: a high degree of complexity of the training program, the lack of a professional standard for the profession of "electric train driver". The probable reasons for the shortage of electric train drivers in the St. Petersburg metro have been established: the difficulties of career growth in the profession of "electric train driver", the difficulty of combining work with in-house training.
Discussion and conclusions. For effectively train the profession of "electric train drivers", it is necessary to recruit candidates with higher or secondary vocational education. The company should consider the possibility of attracting candidates from the regions of the Russian Federation. In order to increase the motivating factor, it is necessary to provide more workers for advanced training. It is necessary to optimize the training program for electric train drivers according to the degree of complexity and volume of the studied material, to revise the training program.
Волошкина Светлана Павловна–
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
banik85@mail.ru
1. Блинков А. Н., Лебединцева О. И. Профессиональное выгорание как следствие дефицита профессиональной готовности (на основе анализа научной литературы) // Акмеология. – 2018. – № 1. – С. 27–32.
2. Васильчиков А. В., Сатонина Н. Н., Чечина О. С. Дефицит рабочих кадров как главная ресурсная проблема промышленных предприятий // Московский экономический журнал. – 2021. – № 7. – С. 412–420. DOI: 10.24412/2413–046Х-2021–10408.
3. Волошин А. А. Проблемы и изменения на рынке труда России в ходе кризисов 2020 и первой половины 2022 гг. // Московский экономический журнал. – 2022. – № 7. – С. 160–178. DOI: 10.55186/2413046X_2022_7_7_445
4. Гринберг Д. С. Управление стрессом: моногр. – СПб.: Питер, 2002. – 496 с.
5. Жилина А. И. Образование взрослых как инструмент устойчивого социального развития российского общества // Человек и образование. – 2005. – № 1. – С. 6–9.
6. Зайцева О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестник ТГПУ. – 2009. – № 7. – С. 106–109.
7. Килина И. А., Пономарева Е. В. Подготовка кадров в сфере профориентации обучающихся: проблемы и перспективы // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2013. – № 3 (11). – С. 28–31.
8. Козин Е. Г., Спиркин А. В., Субботин Ю. А. Практическое применение методологии стратегирования в разработке стратегии Петербургского метрополитена // Стратегирование: теория и практика. – 2022. – Т. 2. – № 2. – С. 163–173.
9. Кулакова А. Б., Сухарева Л. М. Профессиональное выгорание специалиста как индикатор социально-экономического развития региона // Вопросы территориального развития – 2021. – № 2. – Т. 9. – С. 1–11. DOI: 10.15838/tdi.2021.2.57.4
10. Наумов А. И., Мраморнова О. В. Проблемы профессионального обучения персонала // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. – 2015. – Т. 15. – № 3. – С. 270–276. DOI: 10.18500/1994-2540-2015-15-3-270-276
11. Сергеева Н. М., Беляев С. А., Зюкин Д. В., Иванова Л. А. Российский рынок труда: угрозы и вызовы // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 10–3. – С. 458–465. DOI: 10.17513/vaael.2512
12. Цхададзе Н. В., Дегтярева Д. С. Вопросы дефицита квалифицированных рабочих кадров // Поиск новой модели социально-экономического развития в условиях глобальных и локальных трансформаций: материалы междунар. науч.-практ. конф., Москва, 21–27 апр. 2018. – М.: Научно-исследовательский институт истории, экономики и права, 2018. – С. 125–128.
1. Blinkov, A. N., Lebedinceva, O. I. (2018) Professional'noe vygoranie kak sledstvie deficita professional'noj gotovnosti (na osnove analiza nauchnoj literatury) [Professional burnout as a consequence of a lack of professional readiness (based on the analysis of scientific literature)]. Akmeologiya – Acmeology. No. 1. Pp. 27–32. (In Russian).
2. Vasil'chikov, A. V., Satonina, N. N., CHechina, O. S. (2021) Deficit rabochih kadrov kak glavnaya resursnaya problema promyshlennyh predpriyatij [Shortage of workers as the main resource problem of industrial enterprises]. Moskovskij ekonomicheskij zhurnal – Moscow Economic Journal. No. 7. Pp. 412–420. DOI: 10.24412/2413–046H-2021–10408. (In Russian).
3. Voloshin, A. A. (2022) Problemy i izmeneniya na rynke truda Rossii v hode krizisov 2020 i pervoj poloviny 2022 gg. [Problems and changes in the Russian labor market during the crises of 2020 and the first half of 2022.] Moskovskij ekonomicheskij zhurnal – Moscow Economic Journal. No. 7. Pp. 160–178. DOI: 10.55186/2413046X_2022_7_7_445. (In Russian).
4. Grinberg, D. S. (2002) Upravlenie stressom [Stress Management]. Saint Petersburg: Piter. (In Russian).
5. Zhilina, A. I. (2005) Obrazovanie vzroslyh kak instrument ustojchivogo social'nogo razvitiya rossijskogo obshchestva [Adult Education as a tool for sustainable social development of Russian Society]. Chelovek i obrazovanie – Man and education. No. 1. Pp. 6–9. (In Russian).
6. Zaytceva, О. V. (2009) Neprerivnoye obrazovaniye: osnovniye ponyatiya i oredeleniya [Continuing education: basic concepts and definitions]. Vestnik TGPU – Tomsk State Pedagogical University Bulletin. No. 7. Pp. 106–109. (In Russian).
7. Kilina, I. A., Ponomareva, E. V. (2013) Podgotovka kadrov v sfere proforientacii obuchayushchihsya: problemy i perspektivy [Training of personnel in the field of vocational guidance of students: problems and prospects]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom – Professional education in Russia and abroad. No. 3 (11). Pp. 28–31. (In Russian).
8. Kozin, E. G., Spirkin, A. V., Subbotin, YU. A. (2022) Prakticheskoe primenenie metodologii strategirovaniya v razrabotke strategii Peterburgskogo metropolitena [Practical application of the strategizing methodology in the development of the strategy of the St. Petersburg Metro]. Strategirovanie: teoriya i praktika – Strategizing: Theory and Practice. Vol. 2. No. 2. Pp. 163–173. (In Russian).
9. Kulakova, A. B., Suhareva, L. M. (2021) Professional'noe vygoranie specialista kak indikator social'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Professional burnout of a specialist as an indicator of socio-economic development of a region]. Voprosy territorial'nogo razvitiya – Issues of territorial development. No. 2. Vol. 9. Pp. 1–11. DOI: 10.15838/tdi.2021.2.57.4 (In Russian).
10. Naumov, A. I., Mramornova, O. V. (2015) Problemy professional'nogo obucheniya personala [Problems of professional training of personnel]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya E`konomika. Upravlenie. Pravo – Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law. Vol. 15. No. 3. Pp. 270–276. DOI: 10.18500/1994-2540-2015-15-3-270-276. (In Russian).
11. Sergeeva, N. M., Belyaev, S. A., Zyukin, D. V., Ivanova, L. A. (2022) Rossijskij rynok truda: ugrozy i vyzovy [Russian labor market: threats and challenges]. Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava – Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. No. 10–3. Pp. 458–465. DOI: 10.17513/vaael.2512 (In Russian).
12. Ckhadadze, N. V., Degtyareva, D. S. (2018) Voprosy deficita kvalificirovannyh rabochih kadrov [Issues of shortage of qualified workers]. Poisk novoj modeli social'no-ekonomicheskogo razvitiya v usloviyah global'nyh i lokal'nyh transformacij [Search for a new model of socio-economic development in the context of global and local transformations]. Proceedings of the International scientific and practical conference. Moscow, 21–27 apr. 2018. Moscow: Nauchno-issledovatel'skij institut istorii, ekonomiki i prava. Pp. 125–128. (In Russian).