Социально-педагогические и медико-психологические последствия неправильного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Socio-pedagogical and Medical-psychological Consequences of Improper Upbringing of Children With Disabilities

Авторы:
Шац Игорь Константинович,

DOI:
10.35231/18186653_2023_4_238

Полный текст330,81 КБ

Введение. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) используют часто негармоничные стили воспитания. Это обусловлено тяжелыми эмоциональными переживаниям, прежде всего страхом потери ребенка. Неправильные типы воспитания приводят к социальным, психологическим и медицинским последствиям.

Материалы и методы. Исследование проводилось в рамках оказания психологической и психиатрической помощи 311 семьям детей с различными проблемами здоровья, включающими детей с ЗПР, онкологическими заболеваниями, другими тяжелыми соматическими заболеваниями, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Использовались диагностическое интервью, Опросник «Анализ семейных взаимоотношений», Опросник МПДО и скрининг опросник родительского отношения (СОРО).

Результаты. В процессе оказания помощи отмечено большое количество патохарактерологических реакций, таких как реакции активного протеста, отказа и эмансипации, проявляющихся в разнообразных нарушениях поведения. Неправильное воспитание является одной из основных причин невротических нарушений у детей с ОВЗ. Часто встречаются невротические реакции в виде страхов и тревоги. Неправильная позиция или поведение родителей способствуют формированию тревожности как черты характера ребенка. При длительном воздействии негармоничного воспитания у детей формируются личностные аномалии. Наиболее часто встречаются истероидный и неустойчивый варианты патохарактерологического развития личности. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и тяжелыми соматическими заболеваниями наблюдается дефицитарный тип патологического формирования личности в двух клинических вариантах – псевдоаутистическом и диспропорциональном.

Обсуждение и выводы. Результаты исследования выявили разнообразные социальные, психологические и клинические последствия негармоничного воспитания. Для профилактики и коррекции последствий негармоничного воспитания детей с ОВЗ, необходимы мероприятия, в которые должны быть вовлечены все участники педагогического процесса: дети, педагоги-дефектологи, но основной фокус усилий должен быть сосредоточен на работе с родителями.


Introduction. Parents of children with disabilities often use non-harmonious parenting styles due to heavy emotional feelings and primarily fear of losing a child. Incorrect types of upbringing have social, psychological and medical consequences.

Materials and methods. The study was conducted within the framework of psychological and psychiatric assistance to 311 families of children with various health problems, including children with mental retardation, oncological diseases, other severe somatic diseases, and musculoskeletal disorders. The diagnostic interview, the Family Relationship Analysis Questionnaire, Modified Pathocharacterological Diagnostic Questionnaire, and the Parental Attitude Screening Questionnaire were used.

Results. In the process of assistance, a large number of pathocharacterological reactions, such as reactions of active protest, refusal and emancipation, manifested in a variety of behavioural disorders were noted. Improper upbringing is one of the main causes of neurotic disorders in children with disabilities. Neurotic reactions in the form of fears and anxiety are common. Improper position or behaviour of parents contribute to the formation of anxiety as a character trait of the child. With prolonged exposure to non-harmonious upbringing, children form personality anomalies. The most common are hysteroid and unstable variants of pathocharacterological development of personality. In children with musculoskeletal disorders and severe somatic diseases there is a deficit type of pathological personality formation in two clinical variants – pseudoautistic and disproportional.

Discussion and conclusions. The results of the study revealed a variety of social, psychological and clinical consequences of non-harmonious upbringing. To prevent and correct the consequences of non-harmonious upbringing of children with disabilities, it is necessary to take measures that should involve all participants in the pedagogical process: children, defectologists, but the main focus of efforts should be on working with parents.

Шац Игорь Константинович
доктор медицинских наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ikshatz@yandex.ru

1. Баерюнас З. В. Типичные ошибки семейного воспитания подростков // Проблемы быта, брака и семьи. – Вильнюс. – 1970. – С. 135–142.
2. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. – Л.: Медицина, 1977. – 272 с.
3. Дмитриев М. Г., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. – СПб.: ПОНИ, 2010. – 316 с.
4. Елизаров А. Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских отношений // Вопросы психологии. – 1995. – № 7. – С. 39–46.
5. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 448 с.
6. Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. – СПб.: КАРО, 2006. – 672 с.
7. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей: – 2-е изд., доп. и перераб.. – М.: Медицина, 1995. – 560 с.
8. Колягин В. Г. Психологические особенности страхов дошкольников с недостатками речевого развития. – М., 2011. – 25 с.
9. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – 2-е изд., доп. и перераб. – Л.: Медицина, 1983. – 256 с.
10. Личко А. Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей). – 2-е изд., доп. и перераб. – Л.: Медицина, 1985. – 416 с.
11. Симпсон Т. П. Формы и содержание конкретной работы с «трудными» детьми в детской консультации. – М., 1935. – 18 с.
12. Симпсон Т. П. Неврозы у детей, их предупреждение и лечение. – М., 1958. – 216 с.
13. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 1. – М., 1955. – 468 с.
14. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 2. – М., 1959. – 406 с.
15. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 272 с.
16. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В. Клинико-психологические методы семейной диагностики и семейная терапия. – СПб., 2001. – 44 с.


1. Baeryunas, Z. V. (1970) Tipichny`e oshibki semejnogo vospitaniya podrostkov [Typical mistakes of family education of adolescents]. Problemy` by`ta, braka i sem`i – Problems of life, marriage and family. Vilnius. Рр. 135–142. (In Russian).
2. Garbuzov, V. I., Zakharov, A. I., Isaev, D. N. (1977) Nevrozy` u detej i ix lechenie [Neurosis in children and their treatment]. Leningrad: Medicina. (In Russian).
3. Dmitriev, M. G., Belov, V. G., Parfenov, Yu. A. (2010) Psixologo-pedagogicheskaya diagnostika delinkventnogo povedeniya u trudny`x podrostkov [Psychological and pedagogical diagnosis of delinquent behavior in difficult adolescents]. St. Petersburg: Poni. (In Russian).
4. Yelizarov, A. N. (1995) Telefon doveriya: rabota psikhologa-konsul'tanta s roditelyami v situatsii roditel'sko-yunosheskikh otnosheniy [Helpline: the work of a psychologist-consultant with parents in the situation of parent-youth relations]. Voprosy psikhologii – Questions of psychology. No. 7. Рр. 39–46. (In Russian).
5. Zakharov, A. I. (2000) Dnevny`e i nochny`e straxi u detej [Daytime and nighttime fears in children]. St. Petersburg: Soyuz. (In Russian).
6. Zakharov, A. I. (2006) Proiskhozhdeniye i psikhoterapiya detskikh nevrozov [Origin and psychotherapy of childhood neuroses]. St. Petersburg: Karo. (In Russian).
7. Kovalev, V. V. (1995) Psixiatriya detskogo vozrasta. Rukovodstvo dlya vrachej [Psychiatry of childhood. Guidance for physicians]. 2nd ed., Rev. and additional. Moscow: Medicine. (In Russian).
8. Kolyagin, V. G. (2011) Psikhologicheskiye osobennosti strakhov doshkol'nikov s nedostatkami rechevogo razvitiya [Psychological characteristics of fears of preschool children with speech impairments]. Moscow. (In Russian).
9. Lichko, A. E. (1983) Psixopatii i akcentuacii xaraktera u podrostkov [Psychopathies and accentuations in adolescents]. 2nd ed., Rev. and additional. Leningrad: Medicine. (In Russian).
10. Lichko, A. E. (1985) Podrostkovaya psixiatriya: (Rukovodstvo dlya vrachej) [Adolescent psychiatry: (Guidance for physicians)]. 2nd ed., Rev. and additional. Leningrad: Medicine. (In Russian).
11. Simpson, T. P. (1935) Formy i soderzhaniye konkretnoy raboty s «trudnymi» det'mi v detskoy konsul'tatsii [Forms and content of specific work with “difficult” children in children’s consultation]. Moscow. (In Russian).
12. Simpson, T. P. (1958) Nevrozy u detey, ikh preduprezhdeniye i lecheniye [Neuroses in children, their prevention and treatment]. Moscow. (In Russian).
13. Sukhareva, G. E. (1955) Klinicheskiye lektsii po psikhiatrii detskogo vozrasta [Clinical lectures on childhood psychiatry]. Vol. 1. (In Russian).
14. Sukhareva, G. E. (1959) Klinicheskiye lektsii po psikhiatrii detskogo vozrasta [Clinical lectures on childhood psychiatry]. Vol. 2. (In Russian).
15. Celujko, V. M. (2004) Psixologiya neblagopoluchnoj sem`i: Kniga dlya pedagogov i roditelej [Psychology of a dysfunctional family: A book for educators and parents]. Moscow: VLADOS-PRESS. (In Russian).
16. E`jdemiller, E. G., Dobryakov, I. V. (2001) Kliniko-psixologicheskie metody` semejnoj diagnostiki i semejnaya terapiya [Clinical and psychological methods of family diagnosis and family therapy]. St. Petersburg. (In Russian).

Ключевые слова:
негармоничное воспитание, дети с ограниченными возможностями здоровья, личностные реакции, патологическое формирование личности, non-harmonious upbringing, children with disabilities, personality reactions, pathological personality formation

Для цитирования:
Шац И. К. Социально-педагогические и медико-психологические последствия неправильного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 4. – С. 238–251. DOI: 10.35231/18186653_2023_4_238. EDN: WAUPMJ Shats, I. K. (2023) Social`no-pedagogicheskie i mediko-psixologicheskie posledstviya nepravil`nogo vospitaniya detej s ogranichenny`mi vozmozhnostyami zdorov`ya [Socio-pedagogical and Medical-psychological Consequences of Improper Upbringing of Children With Disabilities]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 238–251. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2023_4_238. EDN: WAUPMJ

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина