Суицидоопасное поведение у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья: причины, факторы риска, защитные факторы, профилактика

Suicidal Behavior in Children and Adolescents With Disabilities: Causes, Risk Factors, Protective Factors, Prevention

Авторы:
Фесенко Юрий Анатольевич,Романовская Марина Владимировна,

DOI:
10.35231/18186653_2023_4_225

Полный текст349,92 КБ

Введение. В статье проанализирована роль семейного окружения ребенка и влияние образовательного учреждения в обеспечении мер безопасности и профилактике суицидального поведения у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Даны характеристики причин суицидоопасного поведения, факторов риска и защитных факторов, определены основные проблемы в области суицидологии по работе с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Показана роль школьной профилактики и раскрыты особенности работы в образовательных учреждениях при опасности суицида у обучающихся.

Материалы и методы. Приведены статистические данные, касающиеся динамики подростковых суицидов в разных социальных группах за последние 15 лет. Анализ охватывает детей, подростков и молодежь в возрасте от 10 до 24 лет.

Результаты. Профилактика суицидального поведения. Исходя из возрастных особенностей, характера социального окружения предложены разные стратегии преодоления ситуаций, приводящих к психическому угнетению.

Обсуждение и выводы. Акцентировано внимание на психопрофилактику лиц с ограниченными возможностями здоровья.


Introduction. The role of the child's family environment and the influence of the educational institution in providing safety measures and prevention of suicidal behaviour in children and adolescents with disabilities and disabilities are analyzed in the article. Characteristics of the causes of suicidal behaviour, risk and protective factors are given, and the main problems in the field of suicidology in working with persons with disabilities are identified. The role of school prevention is shown and the peculiarities of work in educational institutions at risk of suicidal behaviour in students are revealed.

Materials and Methods. Statistical data concerning the dynamics of adolescent suicides in different social groups over the last 15 years are presented. The analysis covers children, adolescents and young adults aged 10 to 24 years.

Results. Prevention of suicidal behaviour. Based on age characteristics, nature of social environment different strategies for coping with situations leading to mental oppression are suggested.

Discussion and conclusions. Emphasis is placed on psychoprophylaxis of persons with disabilities.

Фесенко Юрий Анатольевич
доктор медицинских наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
yaf1960@mail.ru

Романовская Марина Владимировна
кандидат медицинских наук
Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С. С. Мнухина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
cvldp@zdrav.spb.ru

1. Ворсина О. П. и др. Вопросы диагностики и профилактики суицидального поведения детей и подростков. Методические рекомендации. Иркутск, 2020. – 43 с.
2. Иванов Д. О., Романовская М. В., Андреева Е. Ю., Фесенко Ю. А., Бычковский Д. А. Диагностика, лечение, психокоррекция и профилактика суицидального поведения несовершеннолетних. Методические рекомендации. – СПб.: СПбГПМУ, 2023. – 76 с.
3. Куприянова И. Е., Карауш И. С., Дашиева Б. А. Особенности суицидального поведения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2013. – № 2 (19). – URL: http://medpsy.ru
4. Суицидальное поведение несовершеннолетних (профилактические аспекты). Методические рекомендации / Б. С. Положий, Е. В. Макушкин, Е. Б. Любов, Г. С. Банников, 2020. – 34 с.
5. Barber C. W., Miller M. J. Reducing a suicidal person's access to lethal means of suicide: a research agenda // Am J Prev Med. – 2014. – Vol. 47 (3 Suppl 2). – Pp. 264–272.
6. Barnett S., Klein J. D. at all. Community Participatory Research to Identify Health Inequities with Deaf Sign Language Users // American Journal of Public Health. – 2011. – Vol. 101. – Pp. 2235–2238.
7. Everett J. S. Relationship between physical disabilities or long-term health problems and health risk behaviors or conditions among US high school students / J. S. Everett, D. J. Lollar // J Sch Health. – 2008. – Vol. 78 (5). – Pp. 252–257.
8. Tomori М. Sport and physical activity as possible protective factors in relation to adolescent suicide attempts. International journal of sport phsychology. – 2000. – Vol. 31. – Pp. 405–413.


1. Vorsina, O. P. et al. (2020) Voprosy diagnostiki i profilaktiki suicidal'nogo povedenija detej i podrostkov. Metodicheskie rekomendacii [Issues of diagnosis and prevention of suicidal behavior in children and adolescents. Methodological recommendations]. Irkutsk. (In Russian).
2. Ivanov, D. O., Romanovskaya, M. V., Andreeva, E. Yu., Fesenko, Yu. A., Bychkovsky, D. A. (2023) Diagnostika, lechenie, psihokorrekcija i profilaktika suicidal'nogo povedenija nesovershennoletnih. Metodicheskie rekomendacii [Diagnosis, treatment, psychocorrection and prevention of suicidal behavior of minors. Methodological recommendations]. St. Petersburg: SPbSPMU. (In Russian).
3. Kupriyanova, I. E., Karaush, I. S., Dashieva, B. A. (2013) Osobennosti suicidal'nogo povedenija detej i podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [Features of suicidal behavior of children and adolescents with disabilities]. Medicinskaja psihologija v Rossii: jelektron. nauch. zhurn – Medical psychology in Russia: electron. scientific journal. No. 2 (19). Available at: http://medpsy.ru (In Russian).
4. Polozhiy, B. S., Makushkin, E. V., Lyubov, E. B., Bannikov, G. S. (2020) (eds) Suicidal'noe povedenie nesovershennoletnih (profilakticheskie aspekty). Metodicheskie rekomendacii [Suicidal behavior of minors (preventive aspects). Methodological recommendations]. (In Russian).
5. Barber, C. W., Miller, M. J. (2014) Reducing a suicidal person's access to lethal means of suicide: a research agenda. Am J Prev Med. Vol. 47(3 Suppl 2). Pp. 264–272.
6. Barnett, S., Klein, J. D. at all. (2011) Community Participatory Research to Identify Health Inequities with Deaf Sign Language Users. American Journal of Public Health. Vol. 101. Pp. 2235–2238.
7. Everett, J. S. (2008) Relationship between physical disabilities or long-term health problems and health risk behaviors or conditions among US high school students / J. S. Everett, D. J. Lollar. J Sch Health. Vol. 78 (5). Pp. 252–257.
8. Tomori, M. (2000) Sport and physical activity as possible protective factors in relation to adolescent suicide attempts. International journal of sport phsychology. Vol. 31. Pp. 405–413.

Ключевые слова:
ребенок с ограниченными возможностями здоровья, суицидальное поведение, факторы риска, защитные факторы, меры безопасности, профилактика, образовательное учреждение, child with disabilities, risk factors, protective factors, security measures, prevention, educational institution

Для цитирования:
Фесенко Ю. А., Романовская М. В. Суицидоопасное поведение у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья: причины, факторы риска, защитные факторы, профилактика // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 4. – С. 225–237. DOI: 10.35231/18186653_2023_4_225. EDN: VNCFCI Fesenko, Iu. A., Romanovskaya, M. V. (2023) Suicidoopasnoe povedenie u detej i podrostkov s ogranichenny`mi vozmozhnostyami zdorov`ya: prichiny`, faktory` riska, zashhitny`e faktory`, profilaktika [Suicidal Behavior in Children and Adolescents With Disabilities: Causes, Risk Factors, Protective Factors, Prevention]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 225–237. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2023_4_225. EDN: VNCFCI

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина