Особенности преподавания иностранных языков во второй половине 20-х гг. ХХ в.

Peculiarities of Foreign Language Teaching in the Second Half of the 20s. XX Century

Авторы:
Левченко Ольга Юрьевна,

DOI:
10.35231/18186653_2023_4_81

Полный текст327,06 КБ

Введение. В современных условиях повысился интерес к истории образования, осмыслению имеющегося положительного опыта. Историко-педагогическое знание выступает предпосылкой дальнейшего развития системы образования. Актуальность исследования предопределена недостаточной изученностью истории преподавания иностранных языков в СССР во второй половине 20-х гг. ХХ в. В данный период под влиянием социально-экономического и политического факторов произошли существенные изменения в преподавании иностранных языков в нашей стране. В статье обусловлено влияние государственной политики на развитие иноязычного образования, раскрыты существовавшие проблемы и предпринятые шаги, способствовавшие позитивным изменениям.

Материалы и методы. Исследование проводилась на основе теоретического анализа правовых актов, программно-методической документации, историко-педагогических, публицистических, аналитических работ, периодических изданий, отражающих различные аспекты заявленной темы.

Результаты. Вторая половина 20-х гг. ХХ в. ознаменовалась началом масштабных процессов, призванных обеспечить интенсивное развитие экономической сферы. Курс на индустриализацию страны был намечен решениями XIV съезда ВКП (б), состоявшегося в декабре 1925 г. Это оказало влияние не только на систему образования в целом, но и на преподавание отдельных учебных предметов. Была начата масштабная организационная и пропагандистская кампания по популяризации изучения иностранных языков. Для успешного развития экономики и промышленности требовались отечественные инженерные кадры, способные использовать иностранный язык при решении профессиональных задач. Стало актуальным обращение к передовому зарубежному опыту, знакомство с новейшей технической литературой, опубликованной на иностранных языках. Подъему экономики и производства способствовали зарубежные командировки, требовавшие владения иностранным языком. Изменение вектора государственной политики в полной мере отразилось и на преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе. Большое внимание уделялось повышению мотивации изучения иностранных языков и улучшению практики их преподавания. Вопросы преподавания иностранных языков регулярно освещались на страницах периодических изданий разного уровня. Обсуждались приоритетные задачи в области иноязычного образования, существовавшие проблемы и возможные пути их решения. Изменение вектора государственной политики в отношении изучения иностранных языков демонстрируют партийные, правительственные и комсомольские документы второй половины 20-х гг. ХХ в. Постановление ЦК ВКП (б) от 6 сентября 1929 г. «Об изучении иностранных языков активистами-партийцами» ставило перед руководящими партийными и хозяйственными работниками задачу овладения передовым зарубежным техническим опытом. Данный период ознаменовался выходом первых советских работ по методике преподавания иностранного языка. Во второй половине 20-х гг. ХХ в. увеличивалось количество общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, в которых изучались иностранные языки, активно создавались кружки. Велся поиск новых форм и приемов организации учебного процесса. На результатах обучения негативно сказывались кадровые и организационные проблемы.

Обсуждение и выводы. Вторая половина 20-х гг. ХХ в. отмечена положительными изменениями в преподавании иностранных языков в нашей стране. Начало кампании «Иностранные языки в массы» позволило не только сохранить предмет в программах учебных заведений, но и повысить его статус, существенно расширить круг лиц, охваченных иноязычным образованием.


Introduction. In modern conditions, interest to the history of education and understanding of the existing positive experience has increased. Historical and pedagogical knowledge is a prerequisite for the further development of the education system. The relevance of the study is due to insufficient knowledge of the history of teaching foreign languages in the USSR in the second half of the 20th century. During this period, under the influence of socio-economic and political factors, significant changes occurred in the teaching of foreign languages in our country.

Materials and methods. The research was carried out on the basis of a theoretical analysis of legal acts, program and methodological documentation, historical and pedagogical, journalistic, analytical works, periodicals reflecting various aspects of the stated topic.

Results. Second half of the 20s. XX century was marked by the beginning of large-scale processes designed to ensure intensive development of the economic sphere. The course for industrialization of the country was outlined by the decisions of the XIV Congress of the CPSU (b), held in December 1925. This influenced not only the education system as a whole, but also the teaching of individual subjects. A large-scale organizational and propaganda campaign was launched to popularize the study of foreign languages. For the successful development of the economy and industry, domestic engineering personnel who were able to use a foreign language when solving professional problems were required. It has become relevant to turn to advanced foreign experience and get acquainted with the latest technical literature published in foreign languages. The rise of the economy and production was facilitated by foreign business trips that required proficiency in a foreign language. The change in the vector of state policy was fully reflected in the teaching of foreign languages in secondary schools. Much attention was paid to increasing motivation for learning foreign languages and improving the practice of teaching them. Issues of teaching foreign languages were regularly covered on the pages of periodicals of various levels. Priority tasks in the field of foreign language education, existing problems and possible ways to solve them were discussed. The change in the vector of state policy regarding the study of foreign languages is demonstrated by party, government and Komsomol documents of the second half of the 20s. XX century The resolution of the Central Committee of the the CPSU (b) September 6, 1929 “On the study of foreign languages by party activists” set the task of mastering advanced foreign technical experience for leading party and economic workers. This period was marked by the publication of the first Soviet works on methods of teaching a foreign language. In the second half of the 20s of the twentieth century the number of general education and vocational educational institutions in which foreign languages were studied increased, and clubs were actively created. A search for new forms and techniques of organizing the educational process was conducted. Training results were negatively affected by personnel and organizational problems.

Discussion and conclusion. Second half of the 20s. XX century was marked by positive changes in the teaching of foreign languages in our country. The launch of the “Foreign languages to the masses” campaign made it possible not only to preserve the subject in the programs of educational institutions, but also to improve its status and significantly expand the circle of people covered by foreign language education.

Левченко Ольга Юрьевна
доктор педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
o.levchenko@lengu.ru

1. Андреевская-Левенстерн Л. С., Михайлова О. Э. Методика преподавания французского языка в средней школе. – М.: Учпедгиз, 1958. – 222 с.
2. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.
3. Ганьшина К. А. Методика преподавания иностранных языков: Задания 1–4. – М.: Изд-во МГУ, 1930. – 62 с.
4. Левченко О. Ю. Преподавание иностранных языков в период становления советской системы образования (1918–1925 гг.) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2023. – № 2. – С. 23–35. DOI: 10.35231/18186653_2023_2_23. EDN: FFAJKT
5. Миролюбов А. А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. – М.: Ступени: ИНФРА-М, 2002. – 448 с.
6. Никонова С. М. У истоков советской методики обучения иностранным языкам. – М.: Высш. школа, 1969. – 104 с.
7. Пионерская правда. № 08 (102). 1927.
8. Пионерская правда. № 027 (170). 1928.
9. Пионерская правда. № 097 (240). 1928.
10. Пионерская правда. № 101 (244). 1928.
11. Пионерская правда. № 105 (248). 1928.
12. Советская Сибирь. № 166. 1928.
13. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с.
14. Щерба Л. В. Как надо изучать иностранные языки. – М.-Л.: Гос. изд-во, 1929. – 54 с.
15. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. – М.: Филоматис, 2006. – 480 с.
16. Ягодовский К. П. Исследовательский метод в школьном обучении. – М.; Л.: Гос. изд-во, 1929. – 167 с.


1. Andreevskaya-Levenstern, L. S., Mihajlova, O. E. (1958) Metodika prepodavaniya francuzskogo yazyka v srednej shkole [Methods of teaching French in secondary school]. Moscow.(In Russian).
2. Gal'skova, N. D. (2003) Sovremennaya metodika obucheniya inostrannym yazykam [Modern methods of teaching foreign languages]. Moscow. (In Russian).
3. Gan'shina, K. A. (1930) Metodika prepodavaniya inostrannyh yazykov: Zadaniya 1–4 [Methods of teaching foreign languages]. Moscow. (In Russian).
4. Levchenko, O. Yu. (2023) Prepodavanie inostrannyh yazykov v period stanovleniya sovetskoj sistemy obrazovaniya (1918–1925 gg.) [Teaching foreign languages during the formation of the Soviet education system (1918–1925)]. Pp. 23–35. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2023_2_23. EDN: FFAJKT
5. Mirolyubov, A. A. (2002) Istoriya otechestvennoj metodiki obucheniya inostrannym yazykam [The history of the domestic methodology of teaching foreign languages]. Moscow.(In Russian).
6. Nikonova, S. M. (1969) U istokov sovetskoj metodiki obucheniya inostrannym yazykam [At the origins of Soviet methods of teaching foreign languages]. Moscow. (In Russian).
7. Pionerskaya pravda. No. 08 (102). 1927.
8. Pionerskaya pravda. No. 027 (170). 1928.
9. Pionerskaya pravda. No. 097 (240). 1928.
10. Pionerskaya pravda. No. 101 (244). 1928.
11. Pionerskaya pravda. No. 105 (248). 1928.
12. Sovetskaya Sibir'. No. 166. 1928.
13. Shatilov, S. F. (1986) Metodika obucheniya nemeckomu yazyku v srednej shkole [Methods of teaching German in secondary school]. Moscow. (In Russian).
14. Sherba, L. V. (1929) Kak nado izuchat' inostrannye yazyki [How to learn foreign languages] Moscow-Leningrad. (In Russian).
15. Shukin, A. N. (2006) Obuchenie inostrannym yazykam: teoriya i praktika [Teaching foreign languages: theory and practice]. Moscow. (In Russian).
16. Yagodovskij, K. P. (1929) Issledovatel'skij metod v shkol'nom obuchenii [Research method in school teaching]. Moscow-Leningrad. (In Russian).

Ключевые слова:
иностранный язык, история преподавания, советская система образования, foreign language, history of teaching, Soviet education system

Для цитирования:
Левченко О. Ю. Особенности преподавания иностранных языков во второй половине 20-х гг. ХХ в. // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 4. – С. 81–93. DOI: 10.35231/18186653_2023_4_81. EDN: PEDVUM Levchenko, O. Yu. (2023) Osobennosti prepodavaniya inostrannyh yazykov vo vtoroj polovine 20-h gg. XX vv. [Peculiarities of Foreign Language Teaching in the Second Half of the 20s. XX Century]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 81–93. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2023_4_81. EDN: PEDVUM

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина