Психолого-педагогический потенциал ландшафта

Psychological and Pedagogical Potential of the Landscape

Авторы:
Комиссарова Татьяна Сергеевна,Скворцов Александр Владимирович,

DOI:
10.35231/18186653_2023_4_68

Полный текст319,20 КБ

Введение. Взаимодействие человека и природы всесторонне исследуется географами на протяжении многих десятилетий. И освещается в научных трудах различной направленности. Целью исследования является выявление и раскрытие психолого-педагогического потенциала ландшафта. Научная новизна исследования заключается в расширении представления о воспитании личности средствами созерцания природы, ландшафта и тем самым познания окружающего геопространства под руководством преподавателя.

Материалы и методы. Методика данного исследования опирается в первую очередь на профессиональный преподавательский и авторский полевой опыт по исследованию ландшафтов, проведению полевых изысканий в геоэкологических экспедициях со студентами. Основан на наблюдении за поведением студентов в экспедиции и его изменениями (анкетирование по Д. Голду). Методологической основой стали работы Д. Голда, В. С. Преображенского, И. А. Колесниковой, В. В. Николиной, В. А. Николаева, Н. Ф. Винокуровой, А. А. Лощиловой и других специалистов по исследованию воздействия ландшафта на человека, его метадисциплинарного воспитательного потенциала и онтологической роли геопространства в развитии личности.

Результаты. В рамках эксперимента впервые определены интеллектуально-эстетический потенциал ландшафта, а также функции, способствующие формированию образного проблемного мышления, присвоению эстетических ценностей, и в целом развитию творческой личности. Констатируется духовное раскрытие личности в творческом направлении (восприятие ландшафта, научные исследования, слагание стихов и сочинение песен), интеллектуально-коммуникативный рост каждого участника экспедиции и группы в целом. На основании полученных в ходе исследования данных было установлено, что ландшафт, окружающая природа, вид местности обладают значительным психолого-педагогическим потенциалом.

Обсуждение и выводы. Таким образом, потенциал становится фактором общего развития и формирования личности. Однако без готовности личности к раскрытию собственного потенциала, без соответствующей внутренней активности индивидуума, потенциал так и остается потенциалом, не став осуществившейся ценностью. Задача педагога – создать соответствующие условия для погружения в ситуацию, которая приведёт к желаемому результату.


Introduction. The interaction of man and nature has been comprehensively studied by geographers for many decades. A significant number of scientific papers of various directions are devoted to this area. The authors ask themselves the question of revealing the psychological and pedagogical potential of the landscape. The purpose of the study is to identify and reveal the psychological and pedagogical potential of the landscape. The scientific novelty of the research lies in expanding the idea of personal education by means of contemplation of nature, landscape and thereby cognition of the surrounding geospatial environment under the guidance of a teacher.

Materials and methods. The methodology of this study is based primarily on the professional teaching and field experience of the authors in landscape research, conducting field research in geoecological expeditions with students. It is based on the observation of the behavior of students in the expedition and its changes (D. Gold questionnaire). The methodological basis of the research was the work of D. Gold, V. S. Preobrazhensky, I. A. Kolesnikova, V. V. Nikolina, V. A. Nikolaev, N. F. Vinokurova, A. A. Loshilova and other specialists whose research highlights the impact of the landscape on humans, its metadisciplinary educational potential and the ontological role of geospatial space in the development of personality.

Results. Within the framework of the study, the intellectual and aesthetic potential of the landscape was determined for the first time, as well as the functions arising from its implementation and contributing to the formation of imaginative problem thinking, the appropriation of aesthetic values, and, in general, the development of a creative personality. The spiritual growth of the personality in the creative direction (perception of the landscape, scientific research, composing poetry and songwriting), the emergence of intellectual and communicative growth of each participant of the expedition and the group as a whole. Based on the data obtained during the study, it was found that the landscape, the surrounding nature, and the type of terrain have significant psychological and pedagogical potential.

Discussion and conclusions. Potential thus becomes a factor in the overall development and formation of personality. However, without the readiness of the individual to reveal this potential, without the corresponding internal activity of the personality, it remains a potential, without becoming a realized value. The task of the teacher is to create the appropriate conditions for immersion in a situation that will lead to the desired result.

Комиссарова Татьяна Сергеевна
доктор педагогических наук
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
tsk42@mail.ru

Скворцов Александр Владимирович
кандидат педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
Sprut1585@ya.ru

1. Аткина Л. И., Вишнякова С. В., Михайлов Е. С. Архитектурно-ландшафтный анализ улиц центральной части города Екатеринбурга // Леса России и хозяйство в них. Екатеринбург: Уральский государственный лесотехнический университет, 2013. – С. 12–17.
2. Винокурова Н. Ф., Лощилова А. А. Ландшафтное воспитание школьников: теория и образовательная практика // Нижегородское образование. – 2020. – № 2. – С. 52?58.
3. Ганжара Н. Ф., Байбеков Р. Ф., Бойко О. С., Колтыхов Д. С., Арешин А. В. Геология и ландшафтоведение: моногр. – М.: Товарищество научных изданий, 2007. – 380 с.
4. Голд Дж. Основы поведенческой географии: моногр. – М.: Прогресс, 1990. – 304 с.
5. Жекулин В. С. Историческая география: предмет и методы: моногр. – Л.: Наука, 1982.
6. Исаченко А. Г. Методология ландшафтоведения и ландшафтно-географический научный метод // Известия Русского географического общества. – 2016. – Т. 148. – № 5. – С. 15–30.
7. Исаченко А. Г. Ландшафтная структура Земли, расселение, природопользование: моногр. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2014. – 320 с.
8. Колесникова И. А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 25–33.
9. Комиссарова Т. С., Скворцов А. В. Эстетика ландшафта и туризм // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: сборник трудов XVIII международной научно-практической конференции. Гжельский государственный университет, 2023. – С. 53–56.
10. Комиссарова Т. С., Скворцов А. В. Пространственно-графический тип проблемных заданий при профессиональной подготовке специалистов – психолого-педагогический подход // Академическая наука – проблемы и достижения. USA. North Charleston: LaCross Road, 2014. – Т. 1. – С. 33–37.
11. Мартиросян С. Н. Влияние городского ландшафта на психологическое состояние человека // Специалисты АПК нового поколения: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Саратов: ЦеСАин. – 2018. – С. 422.
12. Культурный ландшафт как объект наследия / под ред. Ю. А. Веденина, М. Е. Кулешовой. – М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. – 620 с.
13. Лосев А. Ф., Тахо-Годи М. А. Эстетика природы: моногр. – М.: Наука, 2006. – 419 с.
14. Мильков Ф. Н. Учение о ландшафте и географическая зональность: моногр. – Воронеж: Издательство ВГУ, 1986. – 328 с.
15. Николаев В. А. Память ландшафта // Вестник Московского университета. Серия 5: география. 2013 – № 1. – С. 17–21.
16. Охрана ландшафтов. Толковый словарь / под ред. В. С. Преображенского. – М.: Прогресс, 1982. – 272 с.
17. Родоман Б. Б. Под открытым небом: о гуманистичном экологическом воспитании: моногр. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 184 с.
18. Скворцов А. В. Проблематизация учебного текста как средство развития творческого мышления бакалавров // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2015 – № 3. – С. 125–130.
19. Солнцев Н. А. Учение о ландшафте: избр. тр. / Н. А. Солнцев; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Географ. фак. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 382 с.


1. Atkina, L. I., Vishnyakova, S. V., Mihajlov, E. S. (2013) Arhitekturno-landshaftnyj analiz ulic central'noj chasti goroda Ekaterinburga [Architectural and landscape analysis of the streets of the central part of the city of Yekaterinburg]. Lesa Rossii i hozyajstvo v nih. Ekaterinburg.: Ural'skij gosudarstvennyj lesotekhnicheskij universitet – Forests of Russia and the economy in them. Yekaterinburg: Ural State Forestry Engineering University. (In Russian).
2. Vinokurova, N. F., Loshchilova, A. A. (2020) Landshaftnoe vospitanie shkol'nikov: teoriya i obrazovatel'naya praktika [Landscape education of schoolchildren: theory and educational practice]. Nizhegorodskoe obrazovanie – Nizhny Novgorod education. No. 2. Pp. 52?58. (In Russian).
3. Ganzhara, N. F., Bajbekov, R. F., Bojko O. S., Koltyhov, D. S., Areshin, A. V. (2007) Geologiya i landshaftovedenie [Geology and landscape studies]. Moscow: Tovarishchestvo nauchnyh izdanij . (In Russian).
4. Gold, Dzh. (1990) Osnovy povedencheskoj geografii [Fundamentals of behavioral geography]. Moscow: Progress. (In Russian).
5. Zhekulin, V. S. (1982) Istoricheskaya geografiya: predmet i metody [Historical geography: subject and methods]. Leningrad: Nauka. (In Russian).
6. Isachenko, A. G. (2016) Metodologiya landshaftovedeniya i landshaftno-geograficheskij nauchnyj metod [Methodology of landscape studies and landscape-geographical scientific method]. Izvestiya Russkogo geograficheskogo obshchestva – Izvestiya Russian Geographical Society. Vol. 148. No. 5. Pp. 15–30. (In Russian).
7. Isachenko, A. G. (2014) Landshaftnaya struktura Zemli, rasselenie, prirodopol'zovanie [Landscape structure of the Earth, settlement, nature management]. Saint Petersburg: Izdatel'stvo SPbGU. (In Russian).
8. Kolesnikova, I. A. (2008) Vospitanie k duhovnosti i nravstvennosti v epohu global'nyh peremen [Education for spirituality and morality in the era of global change]. Moscow: Pedagogika – Pedagogy. No. 9. Pp. 25–33. (In Russian).
9. Komissarova, T. S., Skvorcov, A. V. (2023) Estetika landshafta i turizm [Aesthetics of landscape and tourism]. Turizm i rekreaciya: fundamental'nye i prikladnye issledovaniya. [Tourism and recreation: fundamental and applied research]. Proceedings of the XVIII international scientific and practical conference. Gzhel State University. Pp. 53–56. (In Russian).
10. Komissarova, T. S., Skvorcov, A. V. (2014) Prostranstvenno-graficheskij tip problemnyh zadanij pri professional'noj podgotovke specialistov – psihologo-pedagogicheskij podhod [Spatial-graphical type of problem tasks in professional training of specialists – psychological and pedagogical approach]. Akademicheskaya nauka – problemy i dostizheniya – Academic science – problems and achievements. USA. North Charleston: LaCross Road. No. 1. Pp. 33–37. (In Russian).
11. Martirosyan, S. N. (2018) Vliyanie gorodskogo landshafta na psihologicheskoe sostoyanie cheloveka [The influence of the urban landscape on the psychological state of a person]. Specialisty APK novogo pokoleniya – Specialists of the agroindustrial complex of the new generation. Saratov: Tsesain. P. 422. (In Russian).
12. Vedenin, YU. A., Kuleshovoj, M. E. (2004) Kul'turnyj landshaft kak ob"ekt naslediya [Cultural landscape as a heritage site]. Moscow: Institut Naslediya. (In Russian).
13. Losev, A. F., Taho-Godi, M. A. (2006) Estetika prirody [Aesthetics of nature]. Moscow: Nauka. (In Russian).
14. Mil'kov, F. N. (1986) Uchenie o landshafte i geograficheskaya zonal'nost' [The doctrine of landscape and geographical zonality]. Voronezh: Izdatel'stvo VGU. (In Russian).
15. Nikolaev, V. A. (2003) Landshaftovedenie: estetika i dizajn [Landscape studies: Aesthetics and design]. Moscow: Aspekt Progress. (In Russian).
16. Preobrazhenskiy, V. S. (1982) Ohrana landshaftov. Tolkovyj slovar' [Landscape protection. Explanatory dictionary]. Moscow: Progress. (In Russian).
17. Rodoman, B. B. (2004) Pod otkrytym nebom: o gumanistichnom ekologicheskom vospitanii [In the open air: on humanistic environmental education]. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta. (In Russian).
18. Skvorcov, A. V. (2015) Problematizaciya uchebnogo teksta kak sredstvo razvitiya tvorcheskogo myshleniya bakalavrov [Problematization of the educational text as a means of developing creative thinking of bachelors]. Vestnik CHerepoveckogo gosudarstvennogo universiteta – Bulletin of Cherepovets State University. No. 3. Pp. 125–130. (In Russian).
19. Solncev, N. A. (2001) Uchenie o landshafte [The doctrine of the landscape]. Mosk. gos. un-t im. M. V. Lomonosova. Geograf. fak. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta. (In Russian).

Ключевые слова:
ландшафт, психолого-педагогический потенциал, эстетика ландшафта, интеллектуальное развитие, воспитательные функции ландшафта, landscape, psychological and pedagogical potential, aesthetics of the landscape, intellectual development, educational functions of the landscape

Для цитирования:
Для цитирования: Комиссарова Т. С., Скворцов А. В. Психолого-педагогический потенциал ландшафта // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 4. – С. 68–80. DOI: 10.35231/18186653_2023_4_68. EDN: NYEPUB For citation: Komissarova, T. S., Skvortsov, A. V. (2023) Psixologo-pedagogicheskij potencial landshafta [Psychological and Pedagogical Potential of the Landscape]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 68–80. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2023_4_68. EDN: NYEPUB

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина